Использование техники ниткография в художественно – эстетическом развитии детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы: художественно-эстетическая
Данная Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет). Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
2. Новизнапрограммы:
Новизна данной Программы заключается в том, что в ней представлены материалы для развития мелкой моторики рук. Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
3. Актуальность программы:
Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования позволяют нам раскрыть потенциал ребёнка. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография». Ниткография -выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» — подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» — создавать, изображать образ предмета. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания. Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии».
4.Отличительные особенности программы:
В данной Программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. «Ниткография» увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных сферах.
5. Педагогическая целесообразность программы:
Основные принципы, заложенные в основу программы:
принцип развивающего обучения;
функционально-семантический принцип;
принцип целостности;
принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;
принцип личностно-ориентированного подхода;
принцип культуросообразности.
Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.
6.Цель программы:
создание социальной ситуации развития для раскрытия таланта обучающихся в декоративно-прикладном творчестве посредствам нетрадиционного искусства.
7. Задачи программы:
Образовательные задачи: продолжать учить детей создавать изображение способом «ниткография»; знакомить с алгоритмом выполнения рисунков техникой «ниткография», учить выкладывать рисунок посредством использования пряжи, составлять простые композиции; учить выражать личностное отношение к результатам своей деятельности.Познакомить с новым способом работать с нитью «намотка на палец».
Развивающие задачи: расширять представление детей о видах изобразительного искусства, развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас. Способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток.
Воспитательные задачи: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, способствовать формированию эстетического вкуса.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к нетрадиционному художественному творчеству.
8. Возраст детей: Программа предназначена для детей в возрасте 4-5 лет.
9. Срок реализациипрограммы: 1 год
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Занятия в кружке проводятся в течение учебного года (с октября по май), 2 занятия в неделю по 20 минут. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
11. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате освоения программы воспитанники будут:
Знать: технику нетрадиционного способа рисования « ниткография»; способы работы с нитью, новый способ работы с нитью «намотка на пальцах»; технику безопасности при работе с клеем, нитью, ножницами; основные цвета спектра .
Уметь: самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями; создавать поделки своими руками; радоваться полученному результату в процессе изготовления рисунков техникой «ниткография», уметь использовать новые слова, полученные во время занятий.
Владеть: исследовательскими умениями и навыками, умением работать самостоятельно и под руководством педагога.
12. Форма подведения итогов:
Итоговым продуктом реализации дополнительной образовательной программы является:
— участие воспитанников в творческих конкурсах;
— открытый мастер-класс «Ниточка за ниточку» для обучающихся и родителей (законных представителей) ДОО.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
— беседа
— игра
— групповое занятие.
2.Приемы и методы организации.
− практические (опыт, упражнения, выполнение заданий)
− организация мыслительных операций – проблемно-поисковые, проблемные ситуации и др.;
− методы исследования (эксперимент, проблемный анализ и др.);
− методы стимулирования и мотивации.
3. Дидактический материал.
— использование образцов (работы по ниткографии);
— использование наглядности (фотографии, картины).
4. Техническое оснащение занятий
Материал:
-лист картона с изображением рисунка
-клей ПВА
-ножницы
-клеенка
-кисть.
-картон.
— нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).
— нитки мулине.
-нитки шерстяные разного цвета.
-салфетки.
-копировальная бумага.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Бекетова, Г. П. Ниткография для детей./ Г. П. Бекетова. – Ростов на Дону: РИПОЛ КЛАССИК, 2018. – 159 с.
2. Бревнова, Ю.А. Художественный труд в детском саду. – М.: Сфера, 2019. – 164 с.
3. Бурундукова, Л.И. Волшебная изонить / Л. И. Борундукова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2019. – 97 с.
4. Кастюнина, Т. Д. Кружок Волшебные нитки: методические рекомендации по развитию мелкой моторики и творческих способностей у детей с нарушением слуха и речи / Т. Д. Костюнина, М. Н. Бурдина, Г. С. Полякова. – Саранск: Министерство образования РМ, МРИО, 2020. – 56 с.
5. Леонова, О. Ю. Рисуем нитью. Оригинальные поделки в технике изонить. / О. ЛеоновА. – М.: Литера, 2021. – 76 с.
6. Лещинская, Ю. С. Волшебная изонить / Ю.С. Лещинская. – М.: Харвест, 2019. – 101 с.
7. Новиковская, О. А. Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) / О. А. Новиковская. – М.: Паритет, 2018. – 204 с.
8. Стефанова, Н. Л. Развитие мелкой моторики у детей 3-7 лет. / Н. Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 54 с.
9. Хазнбанк, В. Сделай сам / В. Хазнбанк, Э. Хёниш // Дошкольное воспитание. – 2021. – №10. – 2012. – С. 55-57
Список литературы для детей и родителей
1. Гультяева, Н.В. Ниткография. Солнечная система / Н. В. Гультяева // Дошкольное воспитание. – 2020. – №2. – С. 42-44
2. Новиковская, О. А. Ниткография в сестеме дополнительного домашнего образования / О. А. Новиковская. – М.: Паритет, 2019. – 27 с.
3. Стефанова, Н. Л. Развитие мелкой маторики у детей 3-7 лет. / Н.Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2021. – 54 с.
4. Хазнбанк, В. Сделай сам / В. Хазнбанк, Э. Хёниш // Дошкольное воспитание. – 2019. – №10. – 2020. – С. 55-57