Использование техники ниткография в художественно – эстетическом развитии детей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Направленность программы: художественно-эстетическая

Данная Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет). Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

2. Новизнапрограммы:

Новизна данной Программы заключается в том, что в ней представлены материалы для развития мелкой моторики рук. Специфика занятий с нитью расширяет возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.

3. Актуальность программы:

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования позволяют нам раскрыть потенциал ребёнка. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по-своему характеру является художественной деятельностью. Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Работая с детьми дошкольного возраста особое внимание, уделяется на развитие мелкой моторики и развитие речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики детей, тем успешнее будет формироваться его речь, тем успешнее будет ребенок в школе. Развитие мелкой моторики пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В настоящее время используется большое количество средств и методов для развития мелкой моторики, одним из которых является «ниткография». Ниткография -выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Понятие «ниткография» имеет два смысловых корня: «нитка» — подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла, «графия» — создавать, изображать образ предмета. Изобразительное искусство формирует убеждения человека, влияет на поведение, оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Создавая рисунок, с помощью нитки ребёнок ещё раз переживает тот эмоциональный подъём, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребёнка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке всё то, что видит вокруг. Огромное влияние на развитие художественных способностей ребёнка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение педагога. В изобразительной деятельности детей развиваются их творческие способности, что является одной из важных задач эстетического воспитания. Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения приемами «ниткографии».

4.Отличительные особенности программы:

В данной Программе предпринята попытка, по-новому подойти к организации, содержанию и методам работы. «Ниткография» увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных сферах.

5. Педагогическая целесообразность программы:

Основные принципы, заложенные в основу программы:

принцип развивающего обучения;

функционально-семантический принцип;

принцип целостности;

принцип системности и комплексной реализации задач: образовательных, развивающих, воспитательных;

принцип личностно-ориентированного подхода;

принцип культуросообразности.

Программа ориентирована на системный подход, предполагающий синтез речевых умений, духовно-нравственного сознания, чувств и поведения. Достижение стратегической цели программы предусматривает решение целого комплекса образовательных, развивающих и воспитательных задач.

6.Цель программы:

создание социальной ситуации развития для раскрытия таланта обучающихся в декоративно-прикладном творчестве посредствам нетрадиционного искусства.

7. Задачи программы:

Образовательные задачи: продолжать учить детей создавать изображение способом «ниткография»; знакомить с алгоритмом выполнения рисунков техникой «ниткография», учить выкладывать рисунок посредством использования пряжи, составлять простые композиции; учить выражать личностное отношение к результатам своей деятельности.Познакомить с новым способом работать с нитью «намотка на палец».

Развивающие задачи: расширять представление детей о видах изобразительного искусства, развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие, логическое мышление, обогащать словарный запас. Способствовать развитию воображения при изготовлении поделки из ниток.

Воспитательные задачи: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, способствовать формированию эстетического вкуса.Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к нетрадиционному художественному творчеству.

8. Возраст детей: Программа предназначена для детей в возрасте 4-5 лет.

9. Срок реализациипрограммы: 1 год

10. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий:

Занятия в кружке проводятся в течение учебного года (с октября по май), 2 занятия в неделю по 20 минут. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление работ, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.

11. Ожидаемые результаты и способы их проверки:

В результате освоения программы воспитанники будут:

Знать: технику нетрадиционного способа рисования « ниткография»; способы работы с нитью, новый способ работы с нитью «намотка на пальцах»; технику безопасности при работе с клеем, нитью, ножницами; основные цвета спектра .

Уметь: самостоятельно пользоваться инструментами и приспособлениями; создавать поделки своими руками; радоваться полученному результату в процессе изготовления рисунков техникой «ниткография», уметь использовать новые слова, полученные во время занятий.

Владеть: исследовательскими умениями и навыками, умением работать самостоятельно и под руководством педагога.

12. Форма подведения итогов:

Итоговым продуктом реализации дополнительной образовательной программы является:

— участие воспитанников в творческих конкурсах;

— открытый мастер-класс «Ниточка за ниточку» для обучающихся и родителей (законных представителей) ДОО.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

беседа

игра

— групповое занятие.

2.Приемы и методы организации.

− практические (опыт, упражнения, выполнение заданий)

− организация мыслительных операций – проблемно-поисковые, проблемные ситуации и др.;

− методы исследования (эксперимент, проблемный анализ и др.);

− методы стимулирования и мотивации.

3. Дидактический материал.

— использование образцов (работы по ниткографии);

— использование наглядности (фотографии, картины).

4. Техническое оснащение занятий

Материал:

-лист картона с изображением рисунка

-клей ПВА

-ножницы

-клеенка

-кисть.

-картон.

— нитки катушечные цветные № 40, №10 (основные и оттеночные).

— нитки мулине.

-нитки шерстяные разного цвета.

-салфетки.

-копировальная бумага.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагогов

1. Бекетова, Г. П. Ниткография для детей./ Г. П. Бекетова. – Ростов на Дону: РИПОЛ КЛАССИК, 2018. – 159 с.

2. Бревнова, Ю.А. Художественный труд в детском саду. – М.: Сфера, 2019. – 164 с.

3. Бурундукова, Л.И. Волшебная изонить / Л. И. Борундукова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2019. – 97 с.

4. Кастюнина, Т. Д. Кружок Волшебные нитки: методические рекомендации по развитию мелкой моторики и творческих способностей у детей с нарушением слуха и речи / Т. Д. Костюнина, М. Н. Бурдина, Г. С. Полякова. – Саранск: Министерство образования РМ, МРИО, 2020. – 56 с.

5. Леонова, О. Ю. Рисуем нитью. Оригинальные поделки в технике изонить. / О. ЛеоновА. – М.: Литера, 2021. – 76 с.

6. Лещинская, Ю. С. Волшебная изонить / Ю.С. Лещинская. – М.: Харвест, 2019. – 101 с.

7. Новиковская, О. А. Ниткография. Конспект занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет) / О. А. Новиковская. – М.: Паритет, 2018. – 204 с.

8. Стефанова, Н. Л. Развитие мелкой моторики у детей 3-7 лет. / Н. Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 54 с.

9. Хазнбанк, В. Сделай сам / В. Хазнбанк, Э. Хёниш // Дошкольное воспитание. – 2021. – №10. – 2012. – С. 55-57

Список литературы для детей и родителей

1. Гультяева, Н.В. Ниткография. Солнечная система / Н. В. Гультяева // Дошкольное воспитание. – 2020. – №2. – С. 42-44

2. Новиковская, О. А. Ниткография в сестеме дополнительного домашнего образования / О. А. Новиковская. – М.: Паритет, 2019. – 27 с.

3. Стефанова, Н. Л. Развитие мелкой маторики у детей 3-7 лет. / Н.Л. Стефанова. – Волгоград: Учитель, 2021. – 54 с.

4. Хазнбанк, В. Сделай сам / В. Хазнбанк, Э. Хёниш // Дошкольное воспитание. – 2019. – №10. – 2020. – С. 55-57

131
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!