Педагогические условия развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Педагогические условия развития творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе системы образования одним из важнейших изменений являются изменение самой теории образования. Это устанавливается тем, что сейчас в системе образования осуществляется переход к личностно-ориентированной парадигме, внедрению новых, образовательных стандартов, которые обуславливают кардинальную перестройку всего образовательного процесса. На первый план выступает личность ребенка, раскрытие его творческого потенциала, учет его индивидуальности, создание условий для гармоничного развития.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования важной задачей является раскрытие творческих способностей ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста. Согласно ФГОС ДО содержание образовательной работы должно быть направлено на развитие у детей ценностно-смыслового восприятия и знания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношений к миру; формирование представлений о видах искусства; формирование позитивных установок к различным видам творчества, а также на развитие таких целевых ориентиров как проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества, проявление творческих способностей.
Анализ исследований показывает, что проблема творческих способностей неоднократно выступала предметом изучения. По данной проблеме работали такие исследователи, как Л. С. Выготский, В. Н. Дружинин, Б. М. Теплов, Я. А. Пономарев. Этими авторами изучен механизм творческого процесса, условия развития способностей, их виды.
Творческие способности представляют собой синтез индивидуально-психологических особенностей личности и новых качественных состояний, которые возникают в процессе новой для индивида деятельности, что приводит к ее успешному выполнению и появлению нового (субъективно или объективно) продукта, в качестве которого может выступать идея, художественное произведение, предмет и так далее.
Старший дошкольный возраст традиционно рассматривают как сензитивный период для развития творческих способностей, поскольку именно в этот период формируются предпосылки для их развития.
Л. С. Выготский, Н. В. Захарюта, Т. С. Комарова и другие отмечают, что в дошкольном возрасте у ребенка формируются навыки самостоятельной творческой деятельности. В частности, это проявляется в художественно-творческой деятельности, например, в том, что дети уже могут создавать оригинальный замысел, воплощать его в своих рисунках, используют для этого разнообразие усвоенных приемов и способов воображения.
Индивидуально-психологические особенности личности ребенка, помогают ему овладевать способами творческих действий, успешно с ними справляться, находить новые, оригинальные решения в тех или иных ситуациях. Кроме того, немалую роль в творческом развитии детей дошкольного возраста играют и волевые проявления, такие как самостоятельности и инициативность, которые помогают реализовывать творческое начало.
С. С. Суровцева выявила, что основой для развития творчества в дошкольном возрасте является продуктивная деятельность. Особенно, большое значение занимает деятельность изобразительная, которая возникает на ранних этапах онтогенеза и способствует психическому и личностному развитию ребенка.
Развитию творчества в изобразительной деятельности способствует самостоятельная предметная деятельность детей, а также организованный процесс обучения детей изобразительной деятельности. Развитие воображения и его специфические особенности в дошкольном возрасте связаны с формированием осмысленной моторики. Исследователи подчеркивают роль психофизиологических механизмов как наиболее ранних предпосылок для формирования творчества.
Как отмечает Л. С. Выготский, «в данном возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, использовать эти стандарты при построении продуктов воображения».
В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка направлено на проживание полученных впечатлений повторно в игре, рисовании и других видах продуктивной и творческой деятельности. В том случае, если ребенок не может соотнести что-либо с реальностью, он обращается к замещающему воображению.
Для старшего дошкольника характерно, что его творчество носит проективный характер, то есть является символизацией имеющихся у ребёнка устойчивых переживаний, поэтому творческая деятельность детей выступает как способ компенсации травмирующих переживаний и рассматривается как средство психокоррекционного воздействия. Значимость детского воображения состоит в том, что оно изменяет видимое содержание проблемы или конфликта и тем самым способствует его разрешению. Как отмечают исследователи, как целенаправленная деятельность, воображение развивается в процессе возникновения замысла, представлении схемы воображаемого образа, явления, события.
Старший дошкольник уже может контролировать и определять характер своего воображения, творческого или воссоздающего. При этом ребенок сам контролирует образы воображения. На этом этапе развития творческое воображение характеризуется особым механизмом действия, который характерен для данной конкретной ступени развития.
Одним из основных направлений развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является развитие их субъектной позиции.
О. А. Севастьянова определяет субъектную позицию, как целостную характеристику активной жизненной позиции субъекта, которая обусловлена внутренними факторами и наблюдается во внешних проявлениях. Качествам человека, характеризующими его, как субъекта деятельности, относятся: ценностное отношение, интерес, избирательная направленность, инициативность, свобода выбора, самостоятельность, автономность, творчество.
Изначально основу для развития творческих способностей составляет собственная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире, самовыражаться. Именно на основе общей активности дошкольников формируется потребность в новых впечатлениях.
Детское творчество связано со свободой самовыражения. Становление субъектной позиции ребенка-дошкольника обеспечивается личностно-ориентированным сопровождением педагога, основанном на гибком изменении от обучающе-организующей через направляюще-корректирующую к поддерживающей и стимулирующей самостоятельность, инициативу и творчество дошкольников в совместной деятельности.
С. В. Максимова считает значимым пробуждение детской активности, которая возможна только при условии правильного взаимодействия с взрослыми людьми. В этом аспекте имеется в виду, что для детей важно наличие атмосферы психологического и эмоционального комфорта, в которой ребенок может проявлять свои потребности, выражать свои идеи, будучи принятым и понятым.
Задача взрослого – дать ребенку своеобразные инструменты для творчества, а именно, развивать операции воображения, учить создавать новые образы, используя разные приемы, учить экспериментировать, пробовать, искать самые разные нестандартные варианты. Это возможно только в атмосфере доверия и сотрудничества между взрослым и детьми.
Взаимоотношения между воспитателем и детьми имеют важное значение для проявления их творческой активности и раскрытия их творческого потенциала. Это связано с эмоциональным фоном взаимоотношений.
Для раскрытия индивидуальности ребенка необходимым является формирование у него умения выражать свои чувства. Если педагог поддерживает это стремление в ребенке, учит выражать разные чувства, формирует у детей способы выражения чувств, то взаимодействие педагога и ребенка становится более глубоким, дети испытывают доверие к педагогу и педагог может установить детьми глубокие личностные взаимоотношения, построенные на взаимопонимании, умении сопереживать. В отношении педагога к детям также присутствует субъективный аспект. Естественно, что педагог должен относиться ко всем детям в равной степени одинаково и это отношение не должно различаться. Но, поскольку педагог испытывает также разные эмоциональные состояние, то некоторые дети могут вызывать у педагогов чувства разочарования, огорчения, раздражения и так далее. Поэтому одним из условий эмоционального благополучия детей является развитие профессиональных умений педагога управлять, прежде всего, собственным эмоциональным состоянием, осуществлять контроль над своими эмоциями, анализировать свое отношение.
В этом направлении важное значение имеет, и наличие у педагога умения организовывать разные виды деятельности детей, устанавливать диалог с детьми, использовать разные средства для того, чтобы выстраивать взаимодействия между детьми. Чем более профессионально компетентным является педагог, тем эффективнее он выстраивает взаимодействие в условиях группы между собой и детьми, взаимодействие детей друг с другом, взаимодействие с родителями детей.
А. В. Анищенкова считает, что одним из условий развития творческих способностей является творческая деятельность, которая напрямую позволяет ребенку включаться в процесс творчества. Творческая деятельность может быть развернута на основе продуктивных видов деятельности, игры и так далее. Большое значение при этом имеет создание положительного эмоционального фона, при котором дети чувствуют себя эмоционально комфортно, чувствуют себя раскрепощенными, способными выражать свои идеи и замыслы.
Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности, как и в других видах деятельности у детей происходит постепенно, начинается с элементарного накопления опыта, пассивного копирования окружающих к постепенному внесению в этот опыт собственный фантазий, идей собственного отношения. Именно поэтому исследователи считают, что творчеству необходимо детей учить, но этот процесс отличается от обычного процесса.
В частности, в работах Т. Г. Казаковой указывается, что знакомя детей с объектами и предметами окружающего мира, педагог учит детей сравнивать эти предметы и объекты, обучает их способам анализа и исследования объектов, способами изображения данных объектов, позволяя ребенку приобрести опыт, который он может применять по своему усмотрению. То есть в ходе изобразительной деятельности ребенок приобретает те инструменты выражения своего отношения к окружающей действительности, их он может использовать самостоятельно, независимо ни от кого [18].
Воспитатель должен внимательно относиться к каждому ребенку, изучить, проанализировать уровень художественной творческой подготовленности, характер и интересы. В большей степени это относится к тем детям, которые, по мнению педагога, не обладают творческой активностью, способностями к усвоению предмета разных видов искусства. Исследуя характер и особенности развития творческой активности детей с помощью разных видов искусства, можно констатировать, что творческая активность – это такой тип творчества, которое происходит при более интенсивной психической деятельности дошкольников.
А. В. Анищенкова отмечает, что новизна открываемых явлений доставляют ребенку много положительных эмоций, и является стимулом для развития творчества. Источником разнообразной новой информации является для ребенка взрослый, именно взрослый вводит ребенка в мир фантазий, учит понимать образы [1].
В процессе творческой деятельности на занятиях детям предлагаются новые проблемы по содержанию материала, они ищут новые, оригинальные формы, методы и пути их решения.
Следовательно, дошкольники в процессе изучения и познания произведений искусства приобретают необходимые знания и навыки, необходимые для усвоения и овладения творческой деятельностью.
По мнению Ю. В. Лазаревой, изучение дошкольниками декоративно-поделочных свойств и эстетических качеств природных, художественных и других материалов в значительной степени способствует не только познанию детей прекрасного, но и активизирует их творческое воображение.
Условием для развития творческих способностей детей служит игровая форма проведения занятий (игры-драматизации, театрализация занятия), а так же комплексное построение основной образовательной деятельности (использование нескольких видов творческой деятельности: изобразительное творчество, музыкальное и другие), что стимулирует познавательную активность ребенка и оказывает эффективное влияние на развитие его творческих способностей.
Н. В. Захарюта подчеркивает, что творческие способности и активный интерес к художественному наследию каждого дошкольника базируется не только на его индивидуальных задатках и способностях, но и на традиционно, исторически сложившемся эстетическом фоне той общественной среды, в которой он воспитывается. Это все непосредственным образом находит воплощение в эстетической и художественной преемственности, выработке эстетических оценок восприятия и представления, в формировании знаний, умений и навыков с обязательным знакомством и анализом произведений искусства.
Хорошо оснащенная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать развитию у детей потребности в творческой деятельности, и будет способствовать возникновению самостоятельного творчества.
Согласно О. Г. Григорьевой, Н. А. Шинкаревой, А. В. Кармановой и другим целесообразно развивать творческое мышление старших дошкольников на материале занятий, предполагающих свободное самовыражение воспитанников. Это можно успешно сделать на занятиях по рисованию, используя различные нестандартные техники изображения, которых на сегодняшний день очень много.
На основе анализа литературы мы можем выделить следующие педагогические условия для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста: планирование и организация видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей дошкольников; организация развивающей предметно-пространственной среды группы; взаимодействие с педагогами и родителями по вопросам