Занятие в кружке «Волшебный мир искусства» на тему: «Развитие эстетического вкуса и художественног

Цветочная скульптура – одно из последних достижений инновационного прикладного искусства флористики и представляет собой изготовление цветочных композиции из мягкого пластичного материала. Готовые композиции трудно отличить от живых цветов.

 В керамической флористике используются законы скульптуры, живописи и флористики. Это работа с формой, цветом и композицией. Материал, из которого создаются композиции, очень приятен на ощупь, не сушит кожу рук.

 

Цель занятия: Ознакомить с основными свойствами, применением «холодного фарфора». Выполнить «Цветок» из  «ХФ».

Задачи:

Образовательные: Научить правилам работы с «холодным фарфором», а так же ручным работам при выполнении практической части урока.
Развивающие: Развить эстетический вкус, художественное мышление в выполнении изделия, мелкую моторику.
Воспитательные: Воспитать аккуратность, терпение в практическом выполнении работ.

Методы проведения занятия.

Словесные: Устное изложение материала, объяснение.

Наглядные:

Схема выполнения изделия «цветок»
Готовые изделия
Показ иллюстраций с различными вариантами изделий из «холодного фарфора». Техника безопасности.

Практические: Выполнение «Цветка» из «ХФ».

Объект труда: изделие «Цветок» 

 

 

Материально — техническое обеспечение:

— Карандаш, линейка, тетрадь;

— «ХФ» 3 цветов:

          1 цвет зеленый — листики

2 цвета различные — серединка и лепестки

     — Материалы и инструменты для работы с «ХФ».

Доска (стеклянная лучше всего) или клеёнка
Лезвия — канцелярский нож.
Наждачная бумага, джинс, замша
Стеклянная палочка, карандаш.
Перчатки.
Салфетки влажные.
Длинная игла (спица, зубочистка).
Клей ПВА.

Литература для учителя: Интернет источники.

                                                  План занятия:

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. (3-5 мин)

2. Вводная беседа с демонстрацией предметов из разных материалов вылепливания, плакатов, репродукций (15-20 мин).

3. Практическая часть. Самостоятельное вылепливания цветка розы по схеме   (20-30 мин).

4. Заключительная часть. Подведение итогов. (5 мин).

                                                   Ход занятия.

1). Организационные моменты:    (5 мин.)

Проверка готовность к занятию (наличие инструментов и материалов)

2). Изложение  нового материала:  (20 мин.)

Объяснение целей и ознакомление с ходом выполнения задания.

Итак, сегодня на занятие нам предстоит ознакомиться с основными свойствами и применением «Холодного фарфора», что же такое «Холодный фарфор» на самом деле…

 

Вспомним правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и правильной организации рабочего места, а так же рассмотрим правила при работе с «ХФ». Затем на практической части урока мы познакомимся с различными вариантами изделий из «ХФ» и поэтапно постараемся выполнить изделие «Цветок».

1.     Что представляет собой  «Холодный фарфор».

«Холодный фарфор» весьма интригующее словосочетание. Вызывает оно ассоциации с чем-то величественным и одновременно хрупким и изящным. На самом деле холодным фарфором называют пластичную массу для художественной лепки.

Точных сведений об истории его изобретения нет. Во всех источниках сообщается лишь то, что придумали холодный фарфор около 100 лет в Южной Америке (а точнее, в Аргентине). Можно только предполагать, почему эту массу для лепки называют холодным фарфором. Скорее всего, потому, что изделия из нее на самом деле похожи на различные фарфоровые штучки. А делают из холодного фарфора очень много интересных вещиц.

— Но прежде чем продолжить знакомство с «Холодным фарфором», мне хотелось бы вспомнить с вами, а какие есть еще материалы для лепки? (пластилин, глина обычная, глина полимерная, саленное тесто — объяснение с показом готовых изделий из различных материалов).

— А чем они отличаются друг от друга? (сообщения учеников)

ПЛАСТИЛИН – это материал, использующийся для лепки различных изделий. Название «Пластилин» произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, древнегреческого слова plastos, означающего «лепной». Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, остается открытым. На изобретение было выдано два патента – один в 1880 году выдали в Германии Францу Колбу, а другой – в 1899 году в Великобритании Уильяму Харбуту.

Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе (за исключением отдельных разновидностей), практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.

В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев. Из пластилина можно лепить объемные модели, делать объемные картины, рисовать.

 

 

 

Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.

Разновидностей пластилина множество. В продаже встречаются следующие:

— Обычный детский пластилин, знакомый нам с детского садика и школы;

— Профессиональный скульптурный пластилин;

— Арт-пластилин, как «мягкий», предназначенный для изготовления плоских изделий, так и «твердый» (каркасный), для объемных изделий.

  -пластилин, способный при высыхании отскакивать от твердых     поверхностей, не тонуть в воде, светиться в темноте и т.п.

— Шариковый пластилин (состоит из маленьких шариков, соединенных тонкими клеевыми нитями)

— В настоящее время появился пластилин, способный застывать на воздухе в течении 24 часов.

ГЛИ́НА (ст.-слав, глиньнъ — связано с глень, глей от ср.-греч. gline — "клей, вязкое вещество") — один из древнейших природных материалов искусства. Свойства глины освоены человеком на рубеже 4 тыс. до н. э. и положены в основу искусства керамики (греч. kerameos — "глина"). Глина — на первый взгляд ничем не примечательная вязкая масса, образующаяся от выветривания и вымывания дождями горных пород. Вместе с водными потоками она попадает в русла рек и оседает на дне. Глина содержит многие минералы, слоистый каолинит, остатки органических веществ, окиси металлов. Самое важное свойство этого материала — пластичность. В соединении с водой глина образует массу, из которой можно лепить фигуры, емкости (см. гончарный круг). После высыхания такая масса затвердевает, сохраняя форму, но, впитывая воду, вновь становится мягкой (сравн. воск; гипс; пластилин). Вода присутствует в глине в двух состояниях — в механической смеси и в химической связи. Во время обычной сушки вода испаряется из пор, а прокаливаясь на огне при температуре 500—600° С, глина теряет химически связанную воду, становится твердой, как камень, и навсегда утрачивает способность подвергаться воздействию влаги. Кроме искусства керамики и лепки, глина используется в строительстве — в глинобитной технике, глину применяют в составе грунта для живописи и подмешивают в краски для придания им большей вязкости.

 

 

 

ПОЛИМЕРНАЯ ГЛИНА — это пластик, который лепится как пластилин, но затвердевает в духовке, то есть при не слишком высокой температуре. Еще его называют термопластиком. Из термопластика можно лепить все что угодно, начиная от миниатюр и заканчивая скульптурами.

Виды:
Мягкая и не очень, Вам придется самим подбирать себе пластику "по рукам". Пластика всемирно известной фирмы EBERHARD FABER под названием Fimo бывает нескольких видов, Приведем самые распространенные: мягкая (soft) и более жесткая (classic). Оба типа полимерной глины представлены в широкой цветовой гамме, однако, Фимо Софт — это выбор большинства любителей и профи. Недостаток Фимо Софт — большая хрупкость изделий после выпечки (мелких деталей), чем у Фимо Классик. Американская компания Polyform Products Co. (производитель Скальпей), также предлагает широкий ассортимент своей полимерной продукции.

Sculpey может показаться сложным, (слишком) мягким материалом для начинающих. Марки отличаются страной-производителем, температурой запекания и цветовой палитрой. Пластики бывают самые разные: для изготовления кукол и для снятия форм, светящиеся в ультрафиолете и темноте, матовые и полупрозрачные, с блестками и металлики, перламутровые и имитирующие структуру камня, и даже резиновый и жидкий пластики, самоотвердевающие. Есть и материалы отечественного производства — это пластики марок "Цветик", "Sonnet", "Hobby", "Lapsi".   

Полимерная глина применяется также для изготовления: предметов интерьера, ёлочных игрушек, сувениров, украшений, бижутерии — бус, кулонов, подвесок, брелоков, статуэток, пуговиц эффективные имитации натуральных материалов — от камня до пищевых продуктов, например, сыра или бисквита. Применение полимерной глины хорошо тем, что готовое изделие, возможно, запечь в домашних условиях и использовать для игр или сохранить на память.

СОЛЕНОЕ ТЕЛО   В мире существует множество различных пластичных материалов для лепки, а одно из древнейших среди них – соленое тесто. Этот материал использовали для лепки еще в Древнем Египте, тогда люди считали, что фигурки из соленого теста приносят в дом благополучие и удачу.

В прошлом веке соленое тесто как материал для лепки было забыто, и только в последние 20 лет этот вид декоративно-прикладного искусства начал возрождаться и с каждым годом приобретать все большую популярность.

Интересно, что если раньше изделия из соленого теста делали только народные умельцы, то сейчас небольшие фигурки или рамки из этого материала можно встретить и в магазинах. Их главное отличие от изделий из пластика или глины в том, что на их шероховатой поверхности можно увидеть кристаллики соли.

 

 

Кроме того, соленое тесто – это замечательный материал для лепки вместе с детьми с самого раннего возраста. Можно не бояться, что ребенок возьмет в рот тесто: оно безвредное, к тому же невкусное, и вряд ли малыш захочет снова повторить свой эксперимент.

Из соленого теста можно создавать красивые и оригинальные вещи, которые придадут уют вашему дому, сделают интерьер вашей квартиры неповторимым и станут отличными подарками для знакомых.

2.     И так,  вернемся  к «Холодному фарфору»

                           [холодный фарфор]

Любители художественной лепки используют холодный фарфор для изготовления мини-скульптуры, флористической керамики, настенных панно, бижутерии. Его используют при декорировании различных сувениров и посуды. Считается, что эта масса идеально подходит для любых видов художественной лепки. Она очень пластична, обладает рядом преимуществ по сравнению с другими массами для лепки и практически не имеет недостатков. Холодный фарфор могут использовать как начинающие художники, так и опытные мастера, как взрослые, так и дети. Его можно приобрести в магазине, а можно приготовить самостоятельно.

Состав «Холодного фарфора»

В основной состав холодного фарфора входит кукурузный крахмал, клей ПВА и глицерин. Кстати, отечественные мастерицы иногда используют вместо кукурузного крахмала картофельный. Правда, отмечают при этом, что изделия из фарфора на основе кукурузного крахмала получаются более изящными и просвечивают на солнце как настоящий фарфор.

Помимо основных составляющих различные рецепты предлагают добавлять в холодный фарфор лимонную кислоту, стеарин, парафин, детское масло, камфору, сухой мел, вазелин и много еще чего другого. Сколько рецептов, столько и вариантов добавок. Кстати, входящий почти во все рецепты крем для рук (или детский крем) используют в процессе вымешивания фарфора.

 

 

Готовая масса получается белого цвета. В магазинах товаров для творчества тоже продается только белый холодный фарфор. Для того чтобы сделать фарфор разноцветным к нему добавляют акриловые краски. Некоторые раскрашивают уже готовые изделия.

Способы приготовления «Холодного фарфора»

Мастерицы, делающие холодный фарфор в домашних условиях, рассказывают о двух способах его приготовления – на плите и в микроволновой печи. Различаются эти способы лишь на этапе заваривания массы. Любой холодный фарфор рецепт приготовления имеет одинаковый. Сначала все ингредиенты смешиваются в кастрюле с антипригарным покрытием (для заваривания на плите) или в стеклянной миске (для микроволновки).

Затем, на плите эту смесь готовят (постоянно помешивая) до тех пор, пока она не начнет отставать от стенок кастрюли и скатываться в шар. В микроволновую печь посуду с массой помещают на 30 секунд, затем вынимают и тщательно перемешивают. Снова ставят в печь еще на полминуты и снова вынимают и перемешивают. Эту процедуру продолжают до тех пор, пока масса не соберется в ком.  После этого еще горячую массу нужно хорошенько вымесить. Вот теперь в ход идет крем.

Им обильно смазывают рабочую поверхность стола, руки и вымешивают массу несколько минут, пока она не перестанет липнуть к рукам. От тщательности вымешивания во многом зависит качество готовых изделий из холодного фарфора.

Плохо вымешанный фарфор в готовых изделиях будет трескаться.  Затем массу кладут в целлофановый пакет (пищевую пленку) и убирают в герметично закрытую посуду на сутки. Через сутки пластическая масса пригодна к работе. Вот теперь можно пробовать что-нибудь из нее вылепить. Правда, для работы с холодным фарфором понадобятся дополнительные инструменты.

Инструменты для работы с  «Холодным фарфором»

Конечно, при скульптурной лепке основной рабочий инструмент это руки, а точнее пальцы. Но помимо умелых рук желательно иметь вспомогательные приспособления. Для изготовления изделий из холодного фарфора понадобятся:

набор стеков (специальных палочек) с разными наконечниками: острыми, зазубренными, с шариком на конце; зубочистки, проволока,
маленькая скалка для раскатывания массы; ножницы,
формочки для вырезания фигурок;
акриловый клей (клей ПВА) для склеивания отдельных деталей и лак для покрытия готовых изделий.

 

 

Все эти инструменты можно приобрести в магазинах товаров для творчества. При желании и известной доле изобретательности специальные инструменты можно заменить подручными средствами. Например, скалку можно заменить небольшой стеклянной бутылочкой или пузырьком (для совсем маленьких деталей), стек с шариком на конце – спицей с бусиной, а в качестве формочек использовать формочки для печенья или формочки, вырезанные из пластиковых бутылок.

А теперь несколько рецептов.

Рецепты холодного фарфора

— Самый простой рецепт: смешать в равных пропорциях (например, четверть чашки) пищевую соду, крахмал и воду.

— Улучшенный рецепт: половина кружки (объем посуды 350 мл) крахмала, столько же клея ПВА, по две десертные ложки глицерина, детского гигиенического масла, одна десертная ложка лимонного сока, 3 капли формалина.

— Французский рецепт: по одному стакану крахмала и клея, полстакана воды, полторы чайной ложки глицерина, столько же жирного крема (с ланолином), десять капель формалина.

— Холодный рецепт (не нужно заваривать): один стакан крахмала, одна чайная чашка сухого мела, две ПВА на виниловой основе, шесть чайных ложек жидкого вазелина, шесть капель формалина.

Изделия из холодного фарфора получаются необыкновенно изящными, цветы, слепленные из холодного фарфора, прочнее цветов из полимерной глины, они более гибкие и гладкие и на ощупь напоминают пластик. Основные плюсы в холодном фарфоре — возможность лепки миниатюрных цветов, создания тонких лепестков и некоторая прозрачность материала. Процесс лепки доставляет массу удовольствия не только взрослым, но и детям. Поэтому тем, кто  в детстве любил лепить из пластилина и с возрастом не утратил этой способности стоит «приручить» холодный фарфор. Это отличная возможность окунуться в мир прекрасного и почувствовать себя настоящим скульптором

                                          [холодный фарфор рецепт]

 

— Давайте приступим к выполнению нашего изделия.

3) Практическая часть (30 мин).

Ребята, перед началом работы, давайте вспомним правила техники безопасности.

Вводный инструктаж

1. Что нужно сделать до начала работы:  

— положить инструменты и материалы в отведённое для них место

2. Что нужно делать во время работы:

     — быть внимательной;

— следить за правильной посадкой;

— содержать в чистоте и порядке рабочее место;

3) Что нужно делать по окончанию работы:

— убрать рабочее место.

А так же особое место занимает техника безопасности непосредственно при работе с «Холодным фарфором», давайте ознакомимся с ней. Раздаю распечатки.

Правила безопасности

«Холодный фарфор» — искусственный материал, и при работе с ним используются всевозможные небезопасные инструменты. Поэтому, существуют "правила безопасности" при работе с «ХФ», которые совсем несложны и с которыми я  предлагаю  вам ознакомиться.

Будьте осторожны, когда используете лезвия и другие острые предметы при работе с «ХФ». Практически, каждый проект подразумевает использование того или иного острого предмета. Всегда работайте острыми инструментами «от себя».
Если работаете не в перчатках, то после занятия лепкой руки протереть влажной тканью, затем вымыть их теплой водой с мылом или используйте влажные салфетки.

После высыхания «ХФ» можно мыть, красить  акриловыми красками, гуашью (с дальнейшим покрытием водоупорным лаком) При этом достигается стойкое декоративное покрытие.

 

 

Материалы и инструменты для работы с  «ХФ»: 

«Холодный фарфор» 3 цветов:

            1 цвет зеленый — листики

 2 цвета различные — серединка и лепестки 

Доска (стеклянная лучше всего) или клеёнка — это будет рабочей поверхностью.
Набор стек.
Стеклянная палочка для раскатывания (многие катают, чем могут, например карандашом без граней), специальная машинка для раскатки (pasta машинка) — это то, без чего трудно обойтись тем, кто увлекается украшениями.
Салфетки влажные — протирать руки, поверхность от пыли, и загрязнений от темных цветов пластики.
Длинная игла (спица, зубочистка, проволока разного сечения для стеблей и лепестков.)
Клей ПВА — предназначен для склеивания фрагментов пластики.
Силиконовые листочки (или настоящие листья)

— Итак, преступим к выполнению практической части урока. Обратите внимание, у меня на доске показана схема  выполнения «Цветка розы».

Поэтапное выполнение «Цветка  розы»

Наш  цветок состоит из стеблевой части, листовой части и непосредственно самого цветка.

[(640x428, 132Kb)]

Заранее на толстую проволоку накрутим бумагу пропитанную ПВА. Это нужно для того, что бы облегчить нашу розу и не дать ей треснуть. Материал пригоден только для тонких деталей. При толщине  больше 2-3 мм начинает трескаться. Из небольшого кусочка начинаем формировать лепесток.

 

 

 

 

 

[(640x428, 140Kb)]

Раскатываем небольшую лепешку. Чтобы масса не липла, все время смазываем весь инструмент и руки кремом.

[(640x428, 135Kb)]

Готовый лепесток разглаживаем на руке шариками разного размера, придавая форму.

[(200x134, 22Kb)]

[(200x134, 21Kb)]

Смазываем основание лепестка клеем.

[(200x134, 24Kb)]

 

 

 

Обклеиваем наш шарик на проволоке лепестком, придавая ему форму конуса.

[(200x134, 19Kb)]

[(200x134, 19Kb)]

[(200x134, 20Kb)]

Так же делаем второй и последующие лепестки.

[(640x428, 134Kb)]

[(640x428, 129Kb)]

Теперь нам нужно сделать околоцветники. Из зеленого фарфора раскатываем лепешку подходящего размера.

 

 

 

 

[(200x144, 22Kb)]

Формочкой (сделана из пластика от бутылки) продавливаем заготовку.

[(640x464, 144Kb)]

[(200x134, 21Kb)]

Разгладим края листочков шариком, и немного надрежем ножницами, придавая максимальное  сходство с настоящим цветком

[(640x428, 130Kb)]

[(640x428, 132Kb)]

Смажем деталь клеем и оденем на проволоку к основанию цветка.

 

 

 

[(640x428, 124Kb)]

Сделаем листочки. Из маленького кусочка материала вручную сформируем листик. Можно вырезать формочкой.

[(640x472, 139Kb)]

[(640x451, 127Kb)]

Ножом для пластики сделаем края листика зазубренными.

[(640x428, 133Kb)]

[(640x428, 135Kb)]

Тонкую проволоку для листочков обернем флористической лентой или заменим другим подручным материалом, например тканью.

 

 

 

[(640x428, 143Kb)]

Кончик проволоки см. 3-4 смажем клеем ПВА

[(640x428, 129Kb)]

В заготовку листочка вклеиваем проволоку

[(640x428, 130Kb)]

Силиконовой формочкой или настоящими листочками придаем фактуру.

[(640x428, 146Kb)]

[(640x428, 149Kb)]

 

 

[(640x428, 135Kb)]

                    Края листочков раскатываем шариком для естественности.

[(640x423, 129Kb)]

[(527x640, 224Kb)]

После высыхания можно красками придать большую естественность цветам и листьям.

При сборке постепенно скручиваем листья и стебли цветов флористической лентой или тканью. Любуемся.

[(484x640, 144Kb)]

 

 

4) Заключительная часть. Подведение итогов. (5 мин).

— Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера! Давайте подведем итог нашего занятия, проанализируем нашу работу:

Анализ характерных ошибок, причины их возникновения:

Невнимательность
Не соблюдение ТБ
Неправильная работа с «Холодным фарфором»

Оценка работы учащихся:

активная работа на уроке
ответы на поставленные вопросы
правильное выполнение операции
эстетический вид
соблюдение  ТБ

Сегодня вы замечательно поработали на занятие, и я каждому за работу ставлю высший бал, если у кого-то осталось не доделанные цветы обязательно доделайте дома, иначе фарфор высохнет и работа будет испорченна. На этом наше занятие законченно.

     Уборка рабочего места   (3мин.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

             

«Подружки улитки»

 

                            

                   «Букет роз»                                                                   «Лилии»

 

                        

389
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!