РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ РИСОВА
Актуальность
Дошкольный возраст – самый важный период в жизни ребенка. На данном возрастном этапе ребенок открывает для себя удивительный и незнакомый окружающий мир, представляя собой маленького исследователя. И чем разнообразней будет деятельность детей, тем успешнее будет развиваться ребенок, и ярче будут реализовываться его творческие возможности и способности. А мы, педагоги и родители, должны помочь ребенку открыть в себе эти творческие способности, а также создать условия для их развития, что в свою очередь поможет ребенку в становлении личности.
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Исходя из этого, ребенку предоставляется выбор материалов и техник для творческой работы.Актуальность проблемы состоит в том, что в работе можно придерживаться не только стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи информации, которые рекомендует нам использовать образовательная программа, но и новых программ, технологий, которые позволяют нам сделать процесс творчества более интересным и продуктивным. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои творческие работы. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Одним из приемов развития творческих способностей детей дошкольного возраста является работа с детьми с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
Цель исследования: определить эффективность нетрадиционных техник рисования как форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисованиякак форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе с семьей.
Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут эффективно развиваться при условии, если будет организована система работы с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
Задачи:
1. Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. На основе изучения теоретической литературы по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных техник рисования, проследить историю использования нетрадиционных техник рисования как формы развития творческих способностей и определить её роль и место среди других форм работы.
3. Выявить состояние работы педагогов ДОУ в использовании нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
4. Разработать систему работы по развитию творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
5. Разработать методические рекомендации для воспитателей.
Ведущая педагогическая идея: создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ публикаций по теме исследования; педагогическое наблюдение; индивидуальные беседы с детьми; наблюдение за детьми в ходе занятий и свободной деятельности; анкетирование и беседа с родителями.
Теоретическая база опыта: изучение и анализ научной литературы по исследуемой проблеме; создание необходимых условий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования; определение эффективности использования нетрадиционных форм рисования при развитии творческих способностей; создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик; ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества; тщательно готовить заключительный этап проекта и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.
Новизна опыта. Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности использования нетрадиционных форм рисования при развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей.
Теоретическая значимость.Использование нетрадиционных форм рисования позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы.
Познавательная значимость.
Детское творчество поражает нас своими удивительными, яркими образами, своей непосредственностью, неограниченной фантазией. В продуктивной деятельности мы формируем у детей устойчивый интерес к творческой деятельности, развиваем их способности.
В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания. Его целью признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
В разработанной мной системе работы по развитию творческих способностей с применением нетрадиционных художественно – графические техники рисования в процессе взаимодействия с семьей, я использую следующие нетрадиционные формы рисования:
Ø тычок жесткой полусухой кистью;
Ø рисование пальчиками;
Ø рисование ладошками;
Ø рисование ватными палочками;
Ø оттиск пробкой;
Ø печать по трафарету;
Ø оттиск поролоном;
Ø оттиск печатками из ластика;
Ø восковые мелки + акварель;
Ø свеча +акварель;
Ø оттиск смятой бумагой;
Ø монотипия предметная;
Ø монотипия пейзажная;
Ø черно – белый граттаж;
Ø набрызг;
Ø отпечатки листьев;
Ø тычкование;
Ø кляксография с трубочкой;
Ø цветной граттаж;
Ø кляксография.
Использование нетрадиционных форм рисования позволяет создать непринужденную атмосферу, открытого раскованного общения, а также развивает детскую инициативу и самостоятельность, в процессе работы создается эмоционально – положительное отношение к деятельности. Также, использование нетрадиционных техник рисования, позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывая их интересы и желания.
Нетрадиционные формы рисования – это направление к развитию воображения, творческой активности и индивидуальному выражению своих желаний, интересов, мыслей. Рисование с применением нетрадиционных форм позволяет детям думать самостоятельно, использовать разные способы рисования в одной работе, а также решать, какую форму использовать для получения более выразительного результата. В связи с этим у детей отмечается высокая работоспособность и активность при выполнении работы.
План реализации образовательного проекта
Длительность работы над проектом 2 года, осуществляется в четыре этапа.
1 этап – подготовительный (сентябрь – ноябрь 2019г.)
Цель: создание условий для проведения эксперимента.
Тематика мероприятия (цель)
Форма проведения
Дата (месяц)
Выявление уровня развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Наблюдение, беседа
Сентябрь
Изучение передового опыты педагогов и психологов по развитию творческих способностей с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей
Информация с интернета
Октябрь
Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме
Изучение и подбор литературы
Октябрь
Разработка методических материалов развитию творческих способностей с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей
Составление конспектов НОД; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций, беседы с родителями и педагогами
Ноябрь
2 этап – практический (декабрь 2019г. – ноябрь 2020г.)
1 блок – работа с детьми
Цель: развитие у детей творческого мышления, устойчивого интереса к художественной деятельности; развитие фантазии, изобретательности; обогащение знаний детей о разных видах художественного творчества; формирование у детей навыков использования в творческой деятельности различных нетрадиционных форм рисования.
Дата
Тема занятия
Используемая техника нетрадиционного рисования
Декабрь 2019г.
«Укрась платочек»
Рисование пальчиками, оттиск пробкой
«Зимний лес»
Рисование пальчиками, печать по трафарету
«Воздушные шары»
Монотипия
«Укрась елочку бусами»
Рисование пальчиками, печать по трафарету
Январь 2020г.
«Елочные игрушки»
Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой
«Морозный узор»
Свеча + акварель
«Моя любимая игрушка»
Черно – белый граттаж
Февраль 2020г.
«Чьи следы?»
Рисование ватными палочками, рисование пальчиками
«Снеговик»
Оттиск поролоном
«Звездное небо»
Набрызг
«Подарок папе»
Печать по трафарету, рисование ватными палочками, набрызг
Март 2020г.
«Открытка для мамы»
Рисование ладошками, рисование пальчиками
«Здравствуй, солнышко весеннее!» (коллективная работа)
Рисование ладошками
«Бабочка»
Монотипия предметная
«Подводный мир»
Рисование ладошками
Апрель 2020г.
«Веточка вербы»
Кляксография с трубочкой
«Космос»
Оттиск пробкой, набрызг, оттиск поролоном
«Укрась платье (рубашку)»
Тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками
«Весенний пейзаж»
Монотипия пейзажная
Май 2020г.
«Салют ко Дню Победы»
Набрызг, рисование ватными палочками
«Зацвела черемуха»
Рисование ватными палочками, рисование пальчиками
«Одуванчики»
Восковые мелки + акварель
«Цветы»
Рисование ладошками, пальчиками, ватными палочками
Сентябрь 2020г.
«До свиданья, лето!»
Цветной граттаж
«Ежики»
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой
«Гроздья рябины»
Рисование пальчиками, отпечатки листьев
«Осеннее дерево»
Оттиск печатками из ластика
Октябрь 2020г.
«Что нам осень принесла?»
Различные
«Осенний пейзаж»
Монотипия пейзажная
«Ковер из листьев»
Отпечатки листьев, набрызг
«Городецкий узор»
Различные
Ноябрь 2020г.
«Укрась рубашку» (мордовский узор)
Оттиск печатками из ластика
«Фантазер»
Кляксография
«Подарок маме»
Тычкование, отпечатки листьев
«Первый снег»
Монотипия, рисование пальчиками
Итоговая выставка детских работ
3 этап – коррекционный (декабрь 2020г – апрель 2021г.)
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы.
4 этап – завершающий (май 2021г.)
Цель: анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
Тематика мероприятий (цель)
Форма проведения
Дата (месяц)
Динамика развития творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей
Мониторинг качества развития творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей
Май 2021г.
Эффективность проведенных мероприятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей
Выступление на педагогическом совете о проделанной работе
Май 2021г.
Длительность работы над проектом осуществляется в четыре этапа:
1 этап – аналитико-прогностический (подготовительный):
· Изучение теоретической части развития вопроса;
· Выявление уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей;
· Разработка диагностического инструментария к материалу;
· Проведение диагностики;
· Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
2 этап – практический:
· Работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей;
· формировать предпосылки художественной деятельности с применением нетрадиционных форм рисования, интеллектуальной инициативы.
3 этап – коррекционный:
Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми.
4 этап – завершающий:
· Анализ и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в результате исследования.
· Эффективность проведенных мероприятий по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.
· Разработка методических рекомендаций.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 5-7 лет, родители, педагоги.
Ожидаемый результат –заключается в повышении качества воспитательного процесса, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных форм рисования в процессе взаимодействия с семьей.