Использование информационных технологий в преподавании физики.
На современном этапе развития колледжа выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении студентов, созданию условий, для того чтобы он овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал. Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных технологий.
В колледже изучение общеобразовательных дисциплин проводится в ускоренном режиме. В связи с этим актуальной является задача эффективного использования новых информационных технологий для развития интеллектуального уровня студентов, их интересов и творческих способностей. Эта задача облегчается существованием повышенного интереса ребят к компьютеру.
Компьютерные технологии используются как:
· основа для проведения занятий, содержащих фронтальный эксперимент при изучении, повторении или закреплении изученного;
· дополнительный демонстрационный материал;
· дополнительное учебное пособие, позволяющее вести познавательно — исследовательскую деятельность для студентов, которые по той или иной причине пропустили занятие в аудитории.
Одним из основных направлений применения информационных технологий на уроках физики, это, выполнение компьютерного эксперимента.
Так как невозможно обойтись без демонстрационного эксперимента, но не всегда материальная база кабинета соответствует требованиям современного кабинета физики. И поэтому здесь на помощь приходит компьютерный эксперимент. Компьютер становится помощником не только студента, но и преподавателя.
Преимущество работы с программным обеспечением состоит в том, что этот вид деятельности стимулирует исследовательскую и творческую деятельность, развивает познавательные интересы студентов.
Использование компьютерных моделей позволяет разнообразить и оживить уроки физики. Интерактивность моделей открывает перед образовательным процессом большие познавательные возможности, делая студентов не только наблюдателями, но и активными участниками экспериментов.
На практических занятиях для решения задач используется программа Excel, где ребята строят таблицы, диаграммы с последующим анализом. Проводятся интегрированные занятия по информатике и физике, где на языке программирования QBasic ребята создают программы для решения физических задач и создают тесты по физике. Это позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуальный процесс обучения, повышает интерес к физике. Таким образом, реализуется межпредметная связь между физикой и информатикой.
Так же при подготовке и проведении занятий по физике мною и студентами используются программы PowerPoint, MovieMaker и другие.
Для проведения автоматизированного контроля разработаны тестовые задания в системе тестирования Краб.
В прошлом учебном году мною создан электронный учебник по физике. Он очень удобен для преподавателя потому, что:
• позволяет выносить на лекции и практические занятия материал по собственному усмотрению, возможно меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
• позволяет индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
В ближайшее время планируется поместить его на сайте колледжа, тогда каждый студент будет иметь возможность дополнительно заниматься теми вопросами, которые хуже усвоил на занятии, которые его больше интересуют, а так же сможет проверить свои знания по предмету.
Таким образом, созданное информационное пространство позволяет повысить качество подготовки специалистов, но в тоже время и предъявляет новые требования к организации учебного процесса.
Я считаю, что применение информационных технологий при преподавании физики просто необходимо в современных условиях.