Экологический проект Блок «Царство комнатных растений»
Тип проекта: познавательно- исследовательский; творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (декабрь 2016 – февраль 2017гг)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели.
Актуальность проекта: в преддверии года «Экологии», усилить работу по экологическому воспитанию дошкольников.
«Чтобы жить, нужны солнце,
свобода и маленький цветок».
(Г. Х. Андерсен)
Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Экологический проект состоит из нескольких блоков:
- Блок «Комнатные растения»
- Блок «Огород на подоконнике».
«Комнатные растения» позволяют объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель проекта: систематизировать знания детей о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
Задачи:
1. Учить детей узнавать и называть комнатные растения.
2. Уточнить знания детей о необходимых условиях для жизни и роста растений.
3. Приучать к выполнению простейших поручений взрослых: поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках «огорода на окне».
4. Развивать познавательную активность дошкольников и воспитывать бережное отношение к комнатным растениям через исследовательскую деятельность.
Ожидаемый результат:
1. Сформированные знания детей о комнатных растениях и необходимых условиях для жизни и роста комнатных растений.
2. Умение правильно ухаживать за ними.
3. Первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности.
Использование комнатных растений для формирования
экологических понятий целесообразно, т. к. в мире растений наглядно
проявляются основные закономерности: целостность, изменение, развитие.
Практическая значимость:
данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитие наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.
Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Проблема:
Так как, проведенная диагностика показала недостаточность знаний детей о комнатных растениях дети не совсем понимают почему нужно бережно относиться к комнатным растениям, не знают как правильно ухаживать за комнатными растениями, чтобы они в результате ухода зацвели или выглядели красиво и были украшением групповой комнаты. У детей не проявлялось желание ежедневно ухаживать за комнатными растениями. Они не могли рассказать о комнатном растении, которое растет у них дома.
Адаптированный вариант обследования знаний детей о мире растений в подготовительной к школе группе ДОУ.
Диагностический материал.
Уровни освоения программы.
ВЫСОКИЙ - Ребёнок различает и называет большое количество травянистых растений, кустарников, деревьев, комнатных растений, группирует их, самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Устанавливает связи между состоянием растений и сезонными изменениями. Знает особенности ухода за домашними растениями. Моделирует признаки растений и связи. Познавательное отношение устойчиво.
СРЕДНИЙ - Ребёнок различает и называет большое количество травянистых растений, кустарников, деревьев, комнатных растений, группирует их, самостоятельно или под руководством педагога вычленяет характерные существенные признаки. Недостаточно владеет общими связями между состоянием растений и сезонными изменениями. Моделирует признаки растений и связи под руководством педагога.
НИЗКИЙ - Ребёнок различает и называет небольшое количество травянистых растений, кустарников, деревьев, комнатных растений, группирует их под руководством педагога, не всегда самостоятельно вычленяет характерные существенные признаки. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.
Методика проведения диагностики.
Приготовить картинки с изображением цветника, огорода, луга, леса, поля, комнатные растения, картинки с изображением стадий роста и развития гороха, фасоли, модели понятий «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «живая природа», «неживая природа».
Беседа по картинкам:
1. Назови растение.
2. Где растет?
3. Нарисуй (разложи) картинки по порядку: как растет горох, фасоль?
4. Что нужно делать, чтобы растение росло?
5. Назови и покажи растения, которые любят много света, влаги.
6. Почему они любят много света, влаги?
7. Что бывает с растениями зимой, весной, летом?
8. Почему это происходит? Организовать игру «Путаница».
Задания:
1. расположи части растения правильно;
2. почему части растения нужно расположить именно так?
3. зачем растению листья, стебель, корни, цветки?
Задание «Подбери модели».
Детям предлагаются картинки с изображением растений расположить по группам: «травы», «деревья», «кустарники» - и подобрать соответствующие модели. Объяснить свой выбор.
Условные обозначения: Н – начало проекта; К- конец проекта
(Диагностика представляется в виде таблицы)
Ход реализации проекта, этапы.
1 Подготовительный этап
1. Определить тему, цель и задачи проекта.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Подбор оборудования и материалов.
4. Диагностика детей по выявлению уровня знаний о мире комнатных растений в начале проекта
2 Основной этап
Беседы:
«Знакомство с комнатными растениями в интерьере нашей группы и детского дома»;
«Что необходимо растениям для жизни и роста»;
«Как размножаются растения»;
«Какую пользу приносят комнатные растения людям?»
Непосредственно образовательная деятельность:
(«Познавательное развитие») «Путешествие в царство комнатных растений»;
(«Речевое развитие») Рассказывание по серии сюжетных картинок по теме «Цветы»;
картины из серии «Уход за комнатными растениями»; картинки из альбома по развитию речи «Дети поливают цветы».
«Художественно-эстетическое развитие»
Интегрированное НОД «Цветок», Оформление детской выставки.
«Привередица» русская народная сказка, стихотворение Е.Благининой «Бальзамин», Г.Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др. ,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка»,
Н. Нищева «Комнатные цветы», О. Аленкина «Кактус», Ю. Лысаков «Кактус», Б. Ферпер «Бегония», Б. Пастернак «Герань» и др.
Поисково-познавательная деятельность:
Опытно-экспериментальная деятельность:
Наблюдение – исследование «Надо ли поливать растение?»
Наблюдение - опыт «Какую воду любят растения?»
Наблюдение - опыт «В погоне за светом».
Выращивание зеленого лука.
Дидактические игры:
«Если бы ты был комнатным цветком», «Узнай растение», «Что изменилось?», «Найди по описанию растение», «Найди такой же», «К названному растению беги», «Один и много», «Цветовод», «Опиши, а мы отгадаем», «Что и как растет», «Выложи цветы» (мозаика, «Собери комнатное растение», «Цветочное лото».
Сюжетно - ролевые игры «Магазин цветов», «Покупатель и продавец».
Пальчиковые игры:
«Наши алые цветы», «На окне цветок колючий», «Цветок».
Утренняя гимнастика:
«Волшебные цветы»
Подвижные игры:
«Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения», «Кто быстрее посадит цветы».
Физкультминутка:
«Что нужно, чтоб вырос красивый цветок?»
Хороводные игры:
«Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла», «Солнышко, покажись! Ясное, появись!»(игра-импровизация).
Психогимнастика:
«Я - растение».
Сказкотерапия:
«Ласковый цветок и сердитые тучки» (выражение замещающей потребности);
«Цветок-лепесток» (познавательно-аффективная ориентировка);
«Цветок-лепесток» (словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций).
Элементарный бытовой труд:
- поливка комнатных растений,
- мытье комнатных растений,
- уход за комнатными растениями: удобрение, рыхление,
- посадка рассады цветов,
- черенкование комнатных растений,
- пересадка комнатных растений,
- наблюдение за комнатными растениями в группе,
- сравнение комнатных растений.
Самостоятельная игровая деятельность детей:
рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, раскрашивание цветов в раскрасках,
составление рассказов о цветах, отгадывание загадок.
Музыка:
П. И. Чайковский «Вальс цветов»,
П. И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года».
О. Абелян «Кактус»; хоровод «Цветики» музыка Красева.
Мультимедийное пособие
«Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»
3 Заключительный этап
Выставка рисунков «Цветочная фантазия».
Выставка детских работ «Цветы своими руками».
Беседа «Что я узнал нового?»
Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями,
Карточки – схемы по уходу за комнатными растениями.
Итоговое мероприятие: выпуск папки – раскладушки «Наш уголок природы»
Перспективный план по экологическому проекту блока
«Царство комнатных растений»
ДЕКАБРЬ
Тема: «Растения наши друзья»
Цель:
- закрепить представления о том, что растения – живые;
-способствовать обобщению представлений о растениях;
-расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень, стебель).
Оборудование: иллюстрации растений, стаканчики с водой и песком, палочки (имитирующие дерево с корнями и без корней, веревка
План:
1. Беседа «Растения – живые»;
2. Загадки о растениях;
3. Д/и «Собери картинку»
4. Опыт «Корни помогают растениям удерживаться в земле»
5. Опыт «Стебель питает растение водой»
Тема: «Что в нашей комнате растет?» (НОД №1)
Цель:
- уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях;
-учить детей более полно описывать комнатные растения, отметить существенные признаки внешнего вида;
- воспитывать бережное отношение и желание выращивать растения.
Оборудование: комнатные растения 8-9 видов (колеус, герань душистая, герань зональная, традесканция, бегония Рекс, бегония пятнистая, папоротник, декабрист, лейки, салфетки, таз.
План:
1. Беседа «Цветы в группе»
2. Д/и «Чего не стало?»
3. Рассматривание хлорофилла, герани, традесканции
4. Сажаем новый цветок- декабрист, фикус.
Тема: «Что в нашей комнате растет?» (НОД №2)
Цели:
- познакомить детей с наиболее распространёнными комнатными растениями;
-развивать интерес к растениям;
- расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Оборудование: комнатные растения (гиппеаструм, сенполия (узумбарская фиалка, абутилон, гортензия, букеты цветов, открытки, картинки с изображением цветов, панно и украшения.
План: 1. Беседа о цветах;
2. Рассматривание комнатных растений.
Тема: «Что в нашей комнате растет?» (НОД № 3)
Цели:
-познакомить детей с наиболее распространёнными комнатными растениями;
-развивать интерес к растениям;
- расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
Оборудование: комнатные растения (цикламен, бегония, хлорофитум, сансевьера, букеты цветов, открытки, картинки с изображением цветов, панно и украшения.
План: 1. Беседа о цветах;
2. Рассматривание комнатных растений.
ЯНВАРЬ
Тема: «Комнатные растения лечат!»
Цель:
- расширить представление детей о комнатных растениях (алоэ, каланхоэ);
- познакомить и исследовать их лечебные свойства;
- познакомить и научить рассаживать комнатные растения отводками;
- воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними.
Оборудование: серия открыток «лекарственные растения» (алоэ, каланхоэ, герань, кислица);
посадочный материал – отводки хлорофитума;
План: 1. Беседа о растениях, которые лечат;
2. Малоподвижная игра “Вспоминай, быстро называй”.
3. Д/и «Собери картинку»;
4. «Как лечиться цветами!»
5. Рассадить цветы хлорофитума.
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Помогаем Комнатным растениям» (практическая деятельность)
Цель:
- учить детей определять растения требующие уход, делать вывод о недостатке каких либо условий, находить способ оздоровления;
- уточнить и закрепить знания детей о приёмах ухода за растениями, о последовательности работы;
- продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
Оборудование: комнатные растения; инвентарь по уходу за растениями; карточки схемы обозначающие необходимые условия для роста растений; больное растение; пакетик с удобрением.
План:1. Д/и «хорошо - плохо»;
2. Задание «Чем поможешь цветку?»;
3. Самостоятельная работа детей;
4. Опыт «Разные условия жизни цветка».
Мастер-класс НОД «Земля – наш общий дом»
Цель: - сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой;
- помочь детям понять, что такое плодородие почвы, вода, воздух, свет прийти к выводу, что они необходимы живой природе (растениям и животным) и как важно беречь и охранять их.
Оборудование: иллюстрации природы, колбочки с водой по количеству детей; комочки сухой почвы; : камешки; стакан с водой; полиэтиленовый пакет; резиновая груша; кусочек мела; соломинка; прозрачные, стеклянные стаканчики разной формы; фильтровальная бумага; растворители: соль, сахар, растительное масло; предметы круглой и квадратной формы на каждого ребенка.
План:
1. Беседа «Мир вокруг нас!»
2. Опыт «Почва»
3. Опыт «Свойства воздуха»
4. Опыт «Свойства воды»
План: 1. Игра «Позови ласково»
2. Словесная игра «Хорошо-плохо»
3. Беседа по теме
4. Практическая деятельность детей
5. Опыт №1 Корни помогают растениям удерживаться на воде
6. Опыт №2 Вода по стеблю поднимается к листьям и цветам
7. Итог занятия
Список использованной литературы.
1. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2013.
2. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.
3. С. Н. Николаева «Юный эколог» программа. М., 1999 г.
4. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М., 1999 г.
5. С. А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой», М. ,1973 г.
6. М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду», М., 1989 г.
7. Н. А. Рыжова «Развивающая среда дошкольных учреждений», М., 2003 г.
8. О. В. Дыбина и другие «Неизведанное рядом», М., 2001 г.
9. В. И. Серпухова «Комнатные растения», М., 1991 г.