Конспект НОД в старшей группе д/с "Моя малая Родина"
Цель:
1) Сформировать представление у детей о гербе, гимне, флаге Мордовии.
2) Развивать умение выделять характерные, существенные признаки объ-ектов, продолжать развивать внимание.
3) Воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой Родине.
Задачи:
1) Создать условия для активизации умственной деятельности детей, раз-вивать потребность и желание приобретать новые знания.
2) Научить детей самореализовываться в окружающем мире.
3) Развитие интеллектуальных функций.
Методические приёмы: показ, объяснение, работа с раздаточным материа-лом, практические действия.
Материал к занятию: карта Мордовии, изображение герба и флага респуб-лики; различные пейзажи и фотографии Мордовии, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского) и гимна Мордовии (муз.Н. Кошелевой на стихи С.Кинякина); раздаточный материал.
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются с гостями и встают в круг.
На зарядку солнышко
Вызывает нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
Педагог. А теперь пройдём, сядем за столы.
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, где мы с вами живём. Кто скажет, как называется наша республика?
Дети. Мордовия.
Педагог. Правильно. (Показывает карту Мордовии и иллюстрации.) А какая она, наша Мордовия?
Дети. Большая, любимая, красивая, сильная.
Педагог. Это наша маленькая Родина. Родина – это то место, где человек родился и живёт.
«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина».
Ю. Яковлев
Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского).
Педагог. С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос?
Дети. Родина начинается с родного дома, где живёт моя семья. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем - это тоже Родина, о своём дворе, улице, где мы играем с друзьями, о своём селе, об Атемаре. Это тоже Родина.
Педагог. Молодцы! Правильно.
Чтение стихотворения
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
М.Лисянский. «Моя Родина»
Педагог. Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните их.
«Родина любимая – мать родная». Как вы понимаете смысл этой фразы? (Мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине.).
«Человек без Родины – что соловей без песни». (Смысл пословицы объясняют дети.)
«Одна у человека мать, одна у него и Родина» ( Смысл пословицы объясняют дети.)
«Нет ничего краше, чем Родина наша» (Смысл фразы объясняют дети.)
Ребята, повторите пословицы, которые вы запомнили.
Физминутка.
Едем-едем мы домой
Едем-едем мы домой /движения имитирующие поворот руля
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, /руки вверх, хлопок над головой
Колесо спустилось: стоп. /руки через стороны вниз, присесть.
Педагог. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине – о Республике Мордовия. Названа она так потому, что издавна в основном на данной территории проживало мордовское население – мокша и эрзя.
Педагог. У каждой республики есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн.
Герб Республики Мордовия представляет собой изображение щита темно - красного, белого и темно - синего цветов с гербом главного города нашей Республики г. Саранска в середине. Он обрамлен золотыми колосьями пшеницы, перевитыми лентой тёмно-красного, белого и темно - синего цветов, что означает, что наша республика является развитым зерновым хозяйством. Это нашейная гривна (национальное украшение женщин) цвета золота. На ней семь орнаментов, означающих количество городов республики (Саранск, Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевку, Темников), заканчивающейся символом солнца, красного цвета.
Центральная фигура государственного герба восьмиконечная розетка — солярный знак — символ солнца, тепла, добра, открытости. Состоящая из четырех фигур розетка отражает стремление мокши и эрзи (два племенных со-юза, образующих в единстве мордовский народ), русских и татар, то есть основного населения Мордовии, к равновесию, стабильности и устойчивости.
Цветовая гамма герба исстари присуща мордовскому народу. Женская рубаха (панар) шилась из белого конопляного или льняного холста, украшалась вышивкой с преобладанием красно-коричневого и черного цветов. Мужская одежда — более простая, состояла из белой рубахи и штанов из домотканого холста. Красно-коричневый символизирует жизнеутверждающее начало, жизнь; белый — духовность, чистоту намерений и помыслов; замененный черный на темно-синий — плодородие земли, напоенной влагой. Предки мордвы жили оседло, занимались мотыжным земледелием и разведением домашнего скота.
В серебряном поле старого герба Саранска изображены красная лисица и три стрелы — свидетельство преобладания охотничьего промысла в укладе жизни населения того времени (основан в 1641 году как укрепление).
Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов.
Гимном Республики Мордовия является музыкальное произведение Н. Кошелевой на стихи С.Кинякина.
Педагог. Гимн – торжественная песня, символ республики. Послушайте гимн Мордовии.
Звучит отрывок из гимна Мордовии.
Педагог. А сейчас нам ребята прочтут стихи о Мордовии.
1 ребёнок
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья…
Мы, твои дети, славим тебя!
Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.
Духом свободы и мирным трудом!
2 ребёнок
Ты — наша гордость, ты наша вера.
Ты — наш святой, родительский дом.
Дружба народов тебя величает.
Флаги родные парят в небе синем
В час испытаний и радости час.
Неразделимы Мы и Россия —
Время на прочность проверило нас!
Ю. Попков – «СЛАВИМ ТЕБЯ!»
3 ребёнок
Когда уедешь далеко
На сердце как-то нелегко.
Закрыв глаза, я вижу:
Твои бескрайние поля,
И заводи речные,
И ивы руки-ветви протянули
Зовут домой меня.
О, как люблю тебя я
Мордовия моя.
Т.Балаева – «Мордовия моя»
Педагог. Посмотрите, у каждого на столе конверт. В нём разрезанные картинки. Соберите их и скажите, у кого какой из символов получился. Работаем в парах. Кто быстрее соберёт, поднимает руку. (Герб, флаг, герб г. Саранска.)
Педагог. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай и назови».
- Край, где человек родился. ( Родина.)
- Отличительный знак республики, изображаемый на флагах, печатях. (Герб.)
- Торжественная песня, славящая что-либо. ( Гимн.)
- Торжественный день в честь или память кого-либо или чего-либо. (Праздник.)
- Название нашей Республики. ( Мордовия.)
Педагог. Молодцы. На этом наше занятие окончено. Спасибо за хорошую работу.
1) Сформировать представление у детей о гербе, гимне, флаге Мордовии.
2) Развивать умение выделять характерные, существенные признаки объ-ектов, продолжать развивать внимание.
3) Воспитывать у детей патриотические чувства к своей малой Родине.
Задачи:
1) Создать условия для активизации умственной деятельности детей, раз-вивать потребность и желание приобретать новые знания.
2) Научить детей самореализовываться в окружающем мире.
3) Развитие интеллектуальных функций.
Методические приёмы: показ, объяснение, работа с раздаточным материа-лом, практические действия.
Материал к занятию: карта Мордовии, изображение герба и флага респуб-лики; различные пейзажи и фотографии Мордовии, аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского) и гимна Мордовии (муз.Н. Кошелевой на стихи С.Кинякина); раздаточный материал.
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются с гостями и встают в круг.
На зарядку солнышко
Вызывает нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
Педагог. А теперь пройдём, сядем за столы.
Педагог. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, где мы с вами живём. Кто скажет, как называется наша республика?
Дети. Мордовия.
Педагог. Правильно. (Показывает карту Мордовии и иллюстрации.) А какая она, наша Мордовия?
Дети. Большая, любимая, красивая, сильная.
Педагог. Это наша маленькая Родина. Родина – это то место, где человек родился и живёт.
«В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина».
Ю. Яковлев
Звучит отрывок из песни «С чего начинается Родина?» (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского).
Педагог. С чего начинается Родина? Как вы понимаете этот вопрос?
Дети. Родина начинается с родного дома, где живёт моя семья. Можно говорить о любимом уголке природы, где мы отдыхаем - это тоже Родина, о своём дворе, улице, где мы играем с друзьями, о своём селе, об Атемаре. Это тоже Родина.
Педагог. Молодцы! Правильно.
Чтение стихотворения
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.
М.Лисянский. «Моя Родина»
Педагог. Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните их.
«Родина любимая – мать родная». Как вы понимаете смысл этой фразы? (Мы к Родине относимся, как к родной маме. Мы маму бережём, любим, жалеем. И так же относимся к Родине.).
«Человек без Родины – что соловей без песни». (Смысл пословицы объясняют дети.)
«Одна у человека мать, одна у него и Родина» ( Смысл пословицы объясняют дети.)
«Нет ничего краше, чем Родина наша» (Смысл фразы объясняют дети.)
Ребята, повторите пословицы, которые вы запомнили.
Физминутка.
Едем-едем мы домой
Едем-едем мы домой /движения имитирующие поворот руля
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, /руки вверх, хлопок над головой
Колесо спустилось: стоп. /руки через стороны вниз, присесть.
Педагог. Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине – о Республике Мордовия. Названа она так потому, что издавна в основном на данной территории проживало мордовское население – мокша и эрзя.
Педагог. У каждой республики есть свои символы. Свой герб, флаг, гимн.
Герб Республики Мордовия представляет собой изображение щита темно - красного, белого и темно - синего цветов с гербом главного города нашей Республики г. Саранска в середине. Он обрамлен золотыми колосьями пшеницы, перевитыми лентой тёмно-красного, белого и темно - синего цветов, что означает, что наша республика является развитым зерновым хозяйством. Это нашейная гривна (национальное украшение женщин) цвета золота. На ней семь орнаментов, означающих количество городов республики (Саранск, Ардатов, Инсар, Ковылкино, Краснослободск, Рузаевку, Темников), заканчивающейся символом солнца, красного цвета.
Центральная фигура государственного герба восьмиконечная розетка — солярный знак — символ солнца, тепла, добра, открытости. Состоящая из четырех фигур розетка отражает стремление мокши и эрзи (два племенных со-юза, образующих в единстве мордовский народ), русских и татар, то есть основного населения Мордовии, к равновесию, стабильности и устойчивости.
Цветовая гамма герба исстари присуща мордовскому народу. Женская рубаха (панар) шилась из белого конопляного или льняного холста, украшалась вышивкой с преобладанием красно-коричневого и черного цветов. Мужская одежда — более простая, состояла из белой рубахи и штанов из домотканого холста. Красно-коричневый символизирует жизнеутверждающее начало, жизнь; белый — духовность, чистоту намерений и помыслов; замененный черный на темно-синий — плодородие земли, напоенной влагой. Предки мордвы жили оседло, занимались мотыжным земледелием и разведением домашнего скота.
В серебряном поле старого герба Саранска изображены красная лисица и три стрелы — свидетельство преобладания охотничьего промысла в укладе жизни населения того времени (основан в 1641 году как укрепление).
Флаг Республики Мордовия представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально в последовательности сверху вниз трех полос маренового (темно-красного), белого и темно-синего цветов.
Гимном Республики Мордовия является музыкальное произведение Н. Кошелевой на стихи С.Кинякина.
Педагог. Гимн – торжественная песня, символ республики. Послушайте гимн Мордовии.
Звучит отрывок из гимна Мордовии.
Педагог. А сейчас нам ребята прочтут стихи о Мордовии.
1 ребёнок
Ты моя Родина, край наш, Мордовия!
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья…
Мы, твои дети, славим тебя!
Будь славен, край наш, и хлебом, и песней.
Духом свободы и мирным трудом!
2 ребёнок
Ты — наша гордость, ты наша вера.
Ты — наш святой, родительский дом.
Дружба народов тебя величает.
Флаги родные парят в небе синем
В час испытаний и радости час.
Неразделимы Мы и Россия —
Время на прочность проверило нас!
Ю. Попков – «СЛАВИМ ТЕБЯ!»
3 ребёнок
Когда уедешь далеко
На сердце как-то нелегко.
Закрыв глаза, я вижу:
Твои бескрайние поля,
И заводи речные,
И ивы руки-ветви протянули
Зовут домой меня.
О, как люблю тебя я
Мордовия моя.
Т.Балаева – «Мордовия моя»
Педагог. Посмотрите, у каждого на столе конверт. В нём разрезанные картинки. Соберите их и скажите, у кого какой из символов получился. Работаем в парах. Кто быстрее соберёт, поднимает руку. (Герб, флаг, герб г. Саранска.)
Педагог. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай и назови».
- Край, где человек родился. ( Родина.)
- Отличительный знак республики, изображаемый на флагах, печатях. (Герб.)
- Торжественная песня, славящая что-либо. ( Гимн.)
- Торжественный день в честь или память кого-либо или чего-либо. (Праздник.)
- Название нашей Республики. ( Мордовия.)
Педагог. Молодцы. На этом наше занятие окончено. Спасибо за хорошую работу.