Активизация познавательной деятельности старшеклассников с нарушением интеллекта на уроках биологии

Проблема активизации познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта в процессе обучения относится к числу наиболее актуальных проблем специальной педагогики. Объясняется это тем, что на современном этапе в условиях модернизации образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания.
Решение данной проблемы тесно связано с поиском новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов организации образовательного процесса. При создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся учитель коррекционной образовательной организации встречается с большими трудностями. Нарушения аналитико-синтетической деятельности, инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности, характерные для школьников с нарушением интеллекта, препятствуют усвоению учебного материала на основе его полного понимания. Именно от активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации. Поэтому вопрос о том, как достичь активного усвоения учебного материала учащи¬мися был и остается наиболее значимым.
Биология, как учебный предмет, предоставляет благоприятные возможности для коррекции познавательной сферы школьников в целом и познавательной активности в частности. Обучаясь биологии, дети должны, прежде всего, достичь определенного уровня сформированности биологических представлений и понятий, предусмотренного учебной программой, умения применять знания в повседневной жизни и трудовой деятельности. При этом качество усвоения биологического материала напрямую зависит от интереса к урокам биологии у школьников с нарушением интеллекта. Наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических задач.
В последние годы был осуществлен ряд исследований, направленных на изучение особенностей усвоения учащимися с нарушением интеллекта биологических знаний, умений и навыков (А. Н. Гамаюнова, Р. С. Гритченко, Т. М. Лифанова, О. А. Хлебосолова, Е. Д. Худенко, Т. В. Шевырева и др.). Исследователи отмечают, что необходимо проводить обучение учащихся с нарушением интеллекта биологии так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в процессе решения познавательных задач. Школьники должны учиться рассуждать, использовать имеющуюся у них информацию. Необходимо повышать познавательную активность учащихся, включать учеников в творческую деятельность, так как степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.
Тем самым возникает проблема формирования познавательного интереса к биологическому материалу у школьников и активизации их мыслительной деятельности, что напрямую связано с поиском активных методов, приемов и средств обучения биологии.
Активность учащихся с нарушением интеллекта на уроке биологии во многом зависит от того, как учитель преподносит учебный материал и как он организует учебную деятельность школьников. Немаловажное значение в формировании отношения к учебной деятельности оказывают содержание изучаемого материала, степень его новизны. Эмоциональный, яркий словесный материал всегда вызывает интерес у учащихся. Эффективным приемом активизации познавательной деятельности является создание противоречий между имеющимися у школьников представлениями об изучаемом объекте или явлении и научным понятием. При проведении беседы учитель так должен формулировать вопросы, чтобы они будили мысль ученика, развивали его познавательную деятельность. Необходимо, чтобы при ответе на вопрос ученик анализировал имеющуюся информацию, обобщал, сравнивал, сопоставлял, делал выводы. При формулировке вопросов учителю необходимо отдавать преимущество тем, которые активизируют познавательную деятельность, учат школьника правильно формулировать свои мысли.
Одним из приемов этой работы является создание доступных для школьников с нарушением интеллекта «проблемных ситуаций» и решение биологических задач, которые требуют от учащихся анализа материала и самостоятельного нахождения ответа. На уроках биологии могут предлагаться: задачи, требующие проведения вычислительных операций (например, подсчет частоты пульса); задачи, связанные с ориентировкой в пространстве; задания, требующие интерпретации полученных фактов. Решение биологических задач и «проблемных ситуаций» способствует активному усвоению курса биологии, формирует общие учебные и специальные биологические навыки, позволяет использовать полученные знания на практике.
Большую роль в формировании познавательной активности играет практическая деятельность учащихся с нарушением интеллекта. Известно, что учащиеся сравнительно быстро забывают формулировки правил, выводов и теоретических обобщений, гораздо проще в их памяти удерживаются доказательства, а также обобщения, которые сделаны на основе ярких примеров и фактов и закреплены в процессе практических упражнений. В процессе изучения биологического материала используются разнообразные виды практических работ: измерение температуры воды, воздуха, определение всхожести семян, измерение давления, оказание первой медицинской помощи, выполнение схематических зарисовок, составление несложных планов, заполнение схем и таблиц (обобщающие, сравнительные, требующие классификации объектов).
В обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет наглядность. Использование наглядности призвано повысить восприятие учебного материала, его конкретность, эмоциональность и прочность усвоения знаний. Систематическое привлечение разнообразных наглядных средств на уроках развивает воображение, наблюдательность, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к предмету. Применение наглядных пособий в сочетании со словами учителя и работой с учебником обогащает представления учащихся, делает изучение материала доступнее, интереснее, повышает активность школьников на уроке.
Интерес к предмету и предложенным заданиям пробуждается и поддерживается не только внешней формой подачи материала, но также и его содержанием. Включение в урок биологии занимательного материала делает процесс обучения более привлекательным для школьников, развивает любознательность, корригирует мышление, формирует умение сравнивать и сопоставлять. По своему содержанию занимательные задания могут быть самыми разнообразными: занимательные по характеру содержания (вопросы о различных биологических объектах; вопросы на знание особенностей поведения различных животных) и занимательные по характеру построения (ребусы, криптограммы, кроссворды и т. п.)
Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у учащихся с нарушением интеллекта учебному предмету является дидактическая игра, которая способствует созданию у школьников положительного эмоционального настроя, позволяет многократно и разнообразно повторить изученный материал. Использование игр на уроке дает возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. На уроках биологии мы используем следующие игры: «биологическое лото», «цифровой диктант», биологические и экологические задачи, «вопрос-ответ», «игры-путешествия», игры на классификацию объектов или явлений, выделение «лишнего» и т. д.
На уроках биологии заложены огромные возможности внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, которые активизируют самостоятельную, практическую деятельность ученика. Информационно-коммуникационные технологии побуждают учителя по-новому строить отношения с учащимися. Учитель уже не является главным носителем информации, он управляет учебной деятельностью учащихся, создает широкие возможности развития многих компонентов личности ученика: опыта творческой деятельности, рационального, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира. Преимущества мультимедийных технологий многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Более ярким, интересным и увлекательным позволяют сделать урок мультимедийные презентации. Они позволяют акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель, способствует формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых биологических знаний.
Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяют и занятия во внеурочное время – это внеклассные мероприятия, предметные недели, которые проводятся в нашей школе. Именно такие занятия позволяют учащимся углубить свои знания по предмету, дополнительно потренироваться в их творческом применении. Задания, используемые во внеурочной работе, направлены не только на развитие знаний и навыков, но и на развитие эрудиции, познавательных способностей учащихся, расширение кругозора.
Описанные методические приемы не исчерпывают всего многообразия средств, которые применяются нами и которые возможно применять на уроках биологии для формирования интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.
12:35
RSS
Любовь Алексеевна, спасибо за интересную статью!