конспект занятия
Блог:
«Знакомство с русским и мордовским гостеприимством»
Программное содержание: Познакомить детей с музеем народного быта «Мордовская изба». Подготовить детей к новой форме работы: занятия в музее – заинтересовать в этих занятиях, познакомить с устройством избы. Дать понятие о черте характера русского человека: гостеприимстве, хлебосольстве. Дать представления об обычаях, связанных с приемом гостей. Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны. Развивать логическое мышление, связанную речь. Обогащать словарь: хлебосольство, гостеприимство.
Оборудование:
Экспонаты музея «Мордовская », хлеб да соль на рушнике, стол, красивая праздничная скатерть, самовар, плошки для кренделей, сушек, баранок, пряников, меда, сахара кускового, варенья, конфет карамелек.
Ход занятия:
Воспитатель в мордовском народном костюме встречает детей угощением.
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Вас встречаю, в
светлую избу приглашаю. Проходите, не стесняйтесь, поудобней
размещайтесь.
Спасибо вам за подарочек - карамельки к чаю!
Дети рассаживаются на лавки.
Воспитатель:
Посидим рядком, поговорим ладком. Я сюда вас пригласила для того, чтобы рассказать, как жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, русские люди и мордва. Они очень любили принимать гостей. А что такое «гостеприимство»?(ответы детей)
Гостеприимство всегда было характерной чертой человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. А у вас дома часто бывают гости? (ответы) Что же вы делаете все вместе? Для чего приходят гости?(рассуждения детей)
Обрядовые формы встречи гостя были такие: приглашения, встречи, угощения, чествования. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. Гостей подчивали, значит угощали. Если ждали гостей, то избу чисто убирали, украшали: накрывали стол красивой скатертью, обычно вышитой, доставали красивую посуду, готовили угощения, лакомства. И не только желанных гостей подчивали, но и случайного путника не обижали. Мордва и русские люди всегда давали пищу и кров нуждающимся.
Во время рассказа воспитатель накрывает стол.
Воспитатель: Даже поговорки есть такие. Послушайте их.
Хозяин каждого гостя и поит, и кормит и на руках носит (мордовская поговорка). Какой праздник без гостей.
И я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Вот так и старину хозяева всегда рады были любому гостю, даже если он пришел поздно. Тут же ставили самовар, угощали «чем Бог послал», и если нужно - оставляли на ночлег. В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Есть о соли удивительно мудрая сказка. О том, как было у отца три дочери. Вот и решил отец узнать, любят ли его дочери. Позвал он их и спрашивает:
Дочери мои, скажите, как вы меня любите?
Старшая дочь сказала, что любит отца, как самые дорогие наряды, средняя - как украшения, а младшая сказала: «А я люблю тебя, батюшка, как любят соль». Рассердился отец и выгнал младшенькую из дома прочь. Поплакала девушка, да делать нечего, побрела счастье искать. Вскоре повстречался ей добрый молодец, полюбилась ему девица-красавица за ум и красоту, и предложил он ей выйти за него замуж.
- Не могу я согласиться на твое предложение без благословения отца.
Тогда пригласил добрый молодец отца своей девицы к себе в гости, да подал все угощения несолеными. Пробует гость разные блюда, красиво украшенные, с румяной корочкой, но невкусно все, несолоно. Рассердился он: «Что за яства такие невкусные, несоленые?»
Тут вышла его дочь младшенькая: «Вот, батюшка, не поверил ты мне, что люблю я тебя так сильно, как люди любят соль. Теперь ты убедился, что без соли обойтись нельзя».
- Прости, доченька моя, понял я, что обидел тебя, что действительно ты любишь меня.
Помирились отец с дочерью. Благословил молодых отец и сыграли свадьбу. А встречал жениха с невестой отец с хлебом-солью!»
Вот такая сказка. Хотите попробовать хлеб с солью? Я вас угощаю. Только сначала попробуйте кусочек без соли, а потом чуть подсоленый.(дети пробуют). Вкусно? Какой кусочек вам показался вкуснее? Почему? Конечно с солью! Вы слышали о такой примете: «Просыпал соль- к ссоре».А говорили так потому, что соль была очень дорогая и если её просыпали, то за это ругали и даже наказывали.
Воспитатель:
- Ой, гости мои дорогие! Засиделись вы, наверное, поиграть хотите? А я научу вас веселой игре, выходите все ко мне! В кружок вставайте и слушайте правила:
«В курочек» («Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.- Все мы - славяне, все-россияне! А на Руси умели трудиться, любили веселиться, красиво и умно говорить, с пользой время проводить! А теперь я буду говорить предложения, а вы попробуйте их закончить.
Проводится словесная игра «Доскажи словечко»
Это куколка Акулька,
У нее кроватка – (люлька)
В печку слазить очень рад,
А зовут его (ухват).
У нее доска и палка-
Это бабушкина (прялка).
Кашу варит всем дружок
Круглобокий (чугунок).
- Ох, и мастера вы играть! А в народе говорят: «Умей в гости звать, умей и угощать!», а чаем из самовара я вас еще не напоила. Садитесь за стол, ребятки.
Воспитатель: Ребята, а вы аккуратно едите?
Ответы детей.
Воспитатель: Ели в старину всегда аккуратно, особенно уважали хлеб. К хлебу всегда относились очень бережно. Никогда не выбрасывали, даже крошки собирали в ладошку и отправляли в рот или птичкам в кормушку. Мы тоже с вами соберем ладошкой крошки со стола и угостим птичек. Ведь хлеб на Руси - это святое. Хотите узнать о нем много интересного, приходите ко мне еще в гости, жду вас снова в мою избу.
Воспитатель: Ну что же, все сыты? Интересно вам было? Что вы сегодня узнали нового, интересного, чего не знали раньше?(ответы детей) Вот вы сколько всего перечислили, что мы сегодня делали и это значит, что вы дорогие гости, желанные. А вот если бы я вас не хотела привечать, то вы бы ушли от меня «не солоно хлебавши». Как вы думаете, это как? (высказывания). Как много народной мудрости про соль! Ну вот и пришло расставанья, до свиданья, до свиданья!
Программное содержание: Познакомить детей с музеем народного быта «Мордовская изба». Подготовить детей к новой форме работы: занятия в музее – заинтересовать в этих занятиях, познакомить с устройством избы. Дать понятие о черте характера русского человека: гостеприимстве, хлебосольстве. Дать представления об обычаях, связанных с приемом гостей. Воспитывать интерес к окружающему и чувство гордости за прошлое нашей страны. Развивать логическое мышление, связанную речь. Обогащать словарь: хлебосольство, гостеприимство.
Оборудование:
Экспонаты музея «Мордовская », хлеб да соль на рушнике, стол, красивая праздничная скатерть, самовар, плошки для кренделей, сушек, баранок, пряников, меда, сахара кускового, варенья, конфет карамелек.
Ход занятия:
Воспитатель в мордовском народном костюме встречает детей угощением.
Воспитатель: Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие! Вас встречаю, в
светлую избу приглашаю. Проходите, не стесняйтесь, поудобней
размещайтесь.
Спасибо вам за подарочек - карамельки к чаю!
Дети рассаживаются на лавки.
Воспитатель:
Посидим рядком, поговорим ладком. Я сюда вас пригласила для того, чтобы рассказать, как жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, русские люди и мордва. Они очень любили принимать гостей. А что такое «гостеприимство»?(ответы детей)
Гостеприимство всегда было характерной чертой человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. А у вас дома часто бывают гости? (ответы) Что же вы делаете все вместе? Для чего приходят гости?(рассуждения детей)
Обрядовые формы встречи гостя были такие: приглашения, встречи, угощения, чествования. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта. Гостей подчивали, значит угощали. Если ждали гостей, то избу чисто убирали, украшали: накрывали стол красивой скатертью, обычно вышитой, доставали красивую посуду, готовили угощения, лакомства. И не только желанных гостей подчивали, но и случайного путника не обижали. Мордва и русские люди всегда давали пищу и кров нуждающимся.
Во время рассказа воспитатель накрывает стол.
Воспитатель: Даже поговорки есть такие. Послушайте их.
Хозяин каждого гостя и поит, и кормит и на руках носит (мордовская поговорка). Какой праздник без гостей.
И я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Вот так и старину хозяева всегда рады были любому гостю, даже если он пришел поздно. Тут же ставили самовар, угощали «чем Бог послал», и если нужно - оставляли на ночлег. В старые времена трапеза начиналась с того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома. Так как соль тогда была довольно дорогим продуктом, то ее использовали только по особым случаям. Есть о соли удивительно мудрая сказка. О том, как было у отца три дочери. Вот и решил отец узнать, любят ли его дочери. Позвал он их и спрашивает:
Дочери мои, скажите, как вы меня любите?
Старшая дочь сказала, что любит отца, как самые дорогие наряды, средняя - как украшения, а младшая сказала: «А я люблю тебя, батюшка, как любят соль». Рассердился отец и выгнал младшенькую из дома прочь. Поплакала девушка, да делать нечего, побрела счастье искать. Вскоре повстречался ей добрый молодец, полюбилась ему девица-красавица за ум и красоту, и предложил он ей выйти за него замуж.
- Не могу я согласиться на твое предложение без благословения отца.
Тогда пригласил добрый молодец отца своей девицы к себе в гости, да подал все угощения несолеными. Пробует гость разные блюда, красиво украшенные, с румяной корочкой, но невкусно все, несолоно. Рассердился он: «Что за яства такие невкусные, несоленые?»
Тут вышла его дочь младшенькая: «Вот, батюшка, не поверил ты мне, что люблю я тебя так сильно, как люди любят соль. Теперь ты убедился, что без соли обойтись нельзя».
- Прости, доченька моя, понял я, что обидел тебя, что действительно ты любишь меня.
Помирились отец с дочерью. Благословил молодых отец и сыграли свадьбу. А встречал жениха с невестой отец с хлебом-солью!»
Вот такая сказка. Хотите попробовать хлеб с солью? Я вас угощаю. Только сначала попробуйте кусочек без соли, а потом чуть подсоленый.(дети пробуют). Вкусно? Какой кусочек вам показался вкуснее? Почему? Конечно с солью! Вы слышали о такой примете: «Просыпал соль- к ссоре».А говорили так потому, что соль была очень дорогая и если её просыпали, то за это ругали и даже наказывали.
Воспитатель:
- Ой, гости мои дорогие! Засиделись вы, наверное, поиграть хотите? А я научу вас веселой игре, выходите все ко мне! В кружок вставайте и слушайте правила:
«В курочек» («Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.- Все мы - славяне, все-россияне! А на Руси умели трудиться, любили веселиться, красиво и умно говорить, с пользой время проводить! А теперь я буду говорить предложения, а вы попробуйте их закончить.
Проводится словесная игра «Доскажи словечко»
Это куколка Акулька,
У нее кроватка – (люлька)
В печку слазить очень рад,
А зовут его (ухват).
У нее доска и палка-
Это бабушкина (прялка).
Кашу варит всем дружок
Круглобокий (чугунок).
- Ох, и мастера вы играть! А в народе говорят: «Умей в гости звать, умей и угощать!», а чаем из самовара я вас еще не напоила. Садитесь за стол, ребятки.
Воспитатель: Ребята, а вы аккуратно едите?
Ответы детей.
Воспитатель: Ели в старину всегда аккуратно, особенно уважали хлеб. К хлебу всегда относились очень бережно. Никогда не выбрасывали, даже крошки собирали в ладошку и отправляли в рот или птичкам в кормушку. Мы тоже с вами соберем ладошкой крошки со стола и угостим птичек. Ведь хлеб на Руси - это святое. Хотите узнать о нем много интересного, приходите ко мне еще в гости, жду вас снова в мою избу.
Воспитатель: Ну что же, все сыты? Интересно вам было? Что вы сегодня узнали нового, интересного, чего не знали раньше?(ответы детей) Вот вы сколько всего перечислили, что мы сегодня делали и это значит, что вы дорогие гости, желанные. А вот если бы я вас не хотела привечать, то вы бы ушли от меня «не солоно хлебавши». Как вы думаете, это как? (высказывания). Как много народной мудрости про соль! Ну вот и пришло расставанья, до свиданья, до свиданья!