Персонифицированное финансирование
Педагоги дополнительного образования
За скорейшее внедрение в регионах механизмов персонифицированного финансирования дополнительного образования высказались участники круглого стола, проведенного рабочей группой ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности».
В рамках перехода на эту систему Общероссийский народный фронт готов подключиться к этому процессу, выступив с инициативой «Каждому ребенку – бесплатный кружок».
Руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина отметила, что в 2015 г. было оказано 16,7 млн услуг дополнительного образования, из них в городе – 84,3%, на селе – 14,3%. При этом 5 млн детей все еще не имеют возможности заниматься в кружках и секциях. Эксперт напомнила, что тема дополнительного образования давно находится в центре внимания Общероссийского народного фронта. Она обратила внимание на сохраняющиеся проблемы в дополнительном образовании.
Так, в ОНФ поступают многочисленные сигналы о закрытии учреждений допобразования, сокращении школ искусств.
Одной из иллюстраций этого стало сообщение экспертов ОНФ из Дагестана, рассказавших о том, что в Дербенте решением местных властей предусмотрена ликвидация сразу четырех муниципальных бюджетных организаций дополнительного образования со ссылкой на отсутствие финансирования.
Важными проблемами также являются отсутствие точного статистического учета и непрозрачности системы финансирования допобразования, о чем эксперты рассказали еще в 2014 г. на форуме Народного фронта «Качественное образование во имя страны». Активисты ОНФ отметили, что такие действия идут вразрез с «майским указом» президента России, лидера ОНФ Владимира Путина, в котором предусмотрено увеличение числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70–75%.
Участники круглого стола подчеркнули, что в настоящее время государство предпринимает эффективные меры по повышению доступности дополнительного образования, вводя подушевое и персонифицированное финансирование. Так, в семи пилотных регионах уже проходит проверку модель персонифицированного финансирования. Согласно поручению президента РФ, система персонифицированного финансирования дополнительного образования будет внедряться в регионах с 1 января 2018 г. Эксперты Народного фронта в свою очередь готовы подключиться к этому процессу, выступив с инициативой «Каждому ребенку – бесплатный кружок», главная задача которой – предоставить возможность каждому ребенку гарантированно получать дополнительное образование.
Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобразования РФ Игорь Михеев обозначил задачи, которые предстоит решить, – обеспечить доступность допобразования во всех регионах, создать систему объективного учета, внедрить программы по допобразованию, сформировать управленческие механизмы, создать модельные центры. Он также согласился с тем, что в процессе реализации проекта ОНФ и Минобрнауки должны взаимно дополнять друг друга.
Система дополнительного образования должна быть прозрачной и равнодоступной, подчеркнула директор Института развития НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, стратегия развития образования ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Это предъявляет соответствующие требования к механизмам распределения финансов.
Нормативное подушевое финансирование создаст единую основу для получения образования детьми, проживающими в различных социально-экономических, географических и образовательных условиях, имеющими различные потребности в силу возраста и состояния здоровья. Некоторые регионы уже накопили лучшие практики внедрения механизмов подушевого и персонифицированного финансирования. Это Курская, Белгородская области, Ставропольский край и ряд других субъектов.
Директор Центра социально-экономического развития школы Института развития НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий отметил, что внедрение новых форм финансирования должно сопровождаться широким и доступным информированием граждан о новых возможностях в дополнительном образовании детей.
Персонифицированное финансирование должно предоставить доступ частным организациям к бюджетным средствам, считает преподаватель Института развития НИУ ВШЭ Семен Янкевич. Это повысит качество образовательных программ и расширит доступ к ним. Осуществить это можно за счет введения системы субсидий, механизма закупок социальных услуг, потребительских сертификатов.
Представители регионов поделились опытом внедрения новых форм финансирования допуслуг. Так, министр образования Тульской области Оксана Осташко рассказала, что в регионе расширили услуги в организациях допобразования, открыли «Кванториум», два мини-технопарка. Внедренные механизмы позволили сделать мониторинг предоставляемых услуг прозрачным.
Начальник Управления дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Пермского края Дмитрий Жадаев сосредоточил внимание на системе учета детей. Введение электронной карты в регионе, по его мнению, позволило повысить регулярность получения услуг, обновить их спектр, увеличить охват подростков и число курсов технической направленности. Он также ознакомил участников круглого стола с проектом «Мобильный педагог», который адресован прежде всего организациям допобразования, которые находятся в труднодоступной местности, рассказал об идее создания мобильного технопарка.
О потенциале добровольческого движения в системе дополнительного образования детей и молодежи говорил сопредседатель совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев. По его словам, более 80% волонтерских центров организуют занятия для школьников по краеведению, техническому, художественному творчеству и другим направлениям. Практически в каждом втором университете созданы волонтерские центры. Волонтеры особое внимание уделяют детям с инвалидностью, воспитанникам детдомов.
Эксперты также подчеркнули, что необходимо снимать бюрократические барьеры, не позволяющие некоммерческим организациям быть полноценными участниками дополнительного образования детей, а также обучать представителей образовательных организаций, повышать их квалификацию. Они пришли также к общему мнению, что многие проблемы доступа к передовым практикам могли бы быть решены через ослабление требований к лицензированию. Так, можно разрешить учреждениям, имеющим лицензию, давать возможность учреждениям, ее не имеющим, вести образовательную деятельность на основе договора сетевого взаимодействия.
В связи с этим Духанина обратила внимание присутствующих на законопроект о государственном социальном заказе на оказание госуслуг в социальной сфере, который позволит негосударственному сектору получить из федерального бюджета финансирование. «Региональных активистов Народного фронта мы просим организовать мониторинг реальной доступности организаций дополнительного образования, – заявила Духанина. – Результаты мониторинга лягут в основу проекта ОНФ «Каждому ребенку – бесплатный кружок».
В рамках перехода на эту систему Общероссийский народный фронт готов подключиться к этому процессу, выступив с инициативой «Каждому ребенку – бесплатный кружок».
Руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина отметила, что в 2015 г. было оказано 16,7 млн услуг дополнительного образования, из них в городе – 84,3%, на селе – 14,3%. При этом 5 млн детей все еще не имеют возможности заниматься в кружках и секциях. Эксперт напомнила, что тема дополнительного образования давно находится в центре внимания Общероссийского народного фронта. Она обратила внимание на сохраняющиеся проблемы в дополнительном образовании.
Так, в ОНФ поступают многочисленные сигналы о закрытии учреждений допобразования, сокращении школ искусств.
Одной из иллюстраций этого стало сообщение экспертов ОНФ из Дагестана, рассказавших о том, что в Дербенте решением местных властей предусмотрена ликвидация сразу четырех муниципальных бюджетных организаций дополнительного образования со ссылкой на отсутствие финансирования.
Важными проблемами также являются отсутствие точного статистического учета и непрозрачности системы финансирования допобразования, о чем эксперты рассказали еще в 2014 г. на форуме Народного фронта «Качественное образование во имя страны». Активисты ОНФ отметили, что такие действия идут вразрез с «майским указом» президента России, лидера ОНФ Владимира Путина, в котором предусмотрено увеличение числа детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам, до 70–75%.
Участники круглого стола подчеркнули, что в настоящее время государство предпринимает эффективные меры по повышению доступности дополнительного образования, вводя подушевое и персонифицированное финансирование. Так, в семи пилотных регионах уже проходит проверку модель персонифицированного финансирования. Согласно поручению президента РФ, система персонифицированного финансирования дополнительного образования будет внедряться в регионах с 1 января 2018 г. Эксперты Народного фронта в свою очередь готовы подключиться к этому процессу, выступив с инициативой «Каждому ребенку – бесплатный кружок», главная задача которой – предоставить возможность каждому ребенку гарантированно получать дополнительное образование.
Директор департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобразования РФ Игорь Михеев обозначил задачи, которые предстоит решить, – обеспечить доступность допобразования во всех регионах, создать систему объективного учета, внедрить программы по допобразованию, сформировать управленческие механизмы, создать модельные центры. Он также согласился с тем, что в процессе реализации проекта ОНФ и Минобрнауки должны взаимно дополнять друг друга.
Система дополнительного образования должна быть прозрачной и равнодоступной, подчеркнула директор Института развития НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. По ее словам, стратегия развития образования ставит задачу повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. Это предъявляет соответствующие требования к механизмам распределения финансов.
Нормативное подушевое финансирование создаст единую основу для получения образования детьми, проживающими в различных социально-экономических, географических и образовательных условиях, имеющими различные потребности в силу возраста и состояния здоровья. Некоторые регионы уже накопили лучшие практики внедрения механизмов подушевого и персонифицированного финансирования. Это Курская, Белгородская области, Ставропольский край и ряд других субъектов.
Директор Центра социально-экономического развития школы Института развития НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий отметил, что внедрение новых форм финансирования должно сопровождаться широким и доступным информированием граждан о новых возможностях в дополнительном образовании детей.
Персонифицированное финансирование должно предоставить доступ частным организациям к бюджетным средствам, считает преподаватель Института развития НИУ ВШЭ Семен Янкевич. Это повысит качество образовательных программ и расширит доступ к ним. Осуществить это можно за счет введения системы субсидий, механизма закупок социальных услуг, потребительских сертификатов.
Представители регионов поделились опытом внедрения новых форм финансирования допуслуг. Так, министр образования Тульской области Оксана Осташко рассказала, что в регионе расширили услуги в организациях допобразования, открыли «Кванториум», два мини-технопарка. Внедренные механизмы позволили сделать мониторинг предоставляемых услуг прозрачным.
Начальник Управления дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Пермского края Дмитрий Жадаев сосредоточил внимание на системе учета детей. Введение электронной карты в регионе, по его мнению, позволило повысить регулярность получения услуг, обновить их спектр, увеличить охват подростков и число курсов технической направленности. Он также ознакомил участников круглого стола с проектом «Мобильный педагог», который адресован прежде всего организациям допобразования, которые находятся в труднодоступной местности, рассказал об идее создания мобильного технопарка.
О потенциале добровольческого движения в системе дополнительного образования детей и молодежи говорил сопредседатель совета Ассоциации волонтерских центров Артем Метелев. По его словам, более 80% волонтерских центров организуют занятия для школьников по краеведению, техническому, художественному творчеству и другим направлениям. Практически в каждом втором университете созданы волонтерские центры. Волонтеры особое внимание уделяют детям с инвалидностью, воспитанникам детдомов.
Эксперты также подчеркнули, что необходимо снимать бюрократические барьеры, не позволяющие некоммерческим организациям быть полноценными участниками дополнительного образования детей, а также обучать представителей образовательных организаций, повышать их квалификацию. Они пришли также к общему мнению, что многие проблемы доступа к передовым практикам могли бы быть решены через ослабление требований к лицензированию. Так, можно разрешить учреждениям, имеющим лицензию, давать возможность учреждениям, ее не имеющим, вести образовательную деятельность на основе договора сетевого взаимодействия.
В связи с этим Духанина обратила внимание присутствующих на законопроект о государственном социальном заказе на оказание госуслуг в социальной сфере, который позволит негосударственному сектору получить из федерального бюджета финансирование. «Региональных активистов Народного фронта мы просим организовать мониторинг реальной доступности организаций дополнительного образования, – заявила Духанина. – Результаты мониторинга лягут в основу проекта ОНФ «Каждому ребенку – бесплатный кружок».