Краткосрочный проект по экологии в средней группе «Наши младшие друзья»

«Не навреди! »- одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в раннем детстве, поэтому в нашей группе экологическому образованию отводится должное внимание.
Аналитическое обоснование: общение с животными, если оно происходит бесконтрольно, может принести не только пользу, но и вред развивающейся личности ребенка. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильным в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Кроме того, при тесном контакте с животным, малыш обязательно захочет удовлетворить свою любознательность и втянуть его в игру. Без контроля и руководства взрослых такое общение может оказаться вредным и даже опасным как для животного, так и для ребенка.
Для достижения цели и реализации задач, поставленных в проекте, мы провели анкетирование родителей по теме: «Мои младшие друзья». Анкета позволила сделать следующие выводы:
1. Из бесед с родителями стало ясно: в большинстве семей нашей группы домашних животных нет (из 15 семей только в 6 есть домашние животные). Следовательно, не созданы условия для воспитания и любви к животным, общения с ними.
2. Также было выяснено, что дети желали бы завести дома какое-нибудь домашнее животное, но из-за родительских опасений, о возможности нанесения животным вреда ребенку, дети получили отказ. Не следует забывать, что домашнее животное в семье – это мощный воспитательный фактор. Ребенок учится заботится, ухаживать за ним, у него развиваются нравственно-волевые и трудовые качества.
Привлечение внимания к вопросу о важности домашнего животного в семье вызвал к жизни наш проект «Наши младшие друзья», цель которого формирование заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.
Были поставлены следующие задачи:
Формировать знания детей о домашних животных.
Дать представления о потребностях животных для их роста и развития.
Воспитывать чувства сопереживания ко всему живому, умение делать элементарные выводы и умозаключения.
Ожидаемые результаты:
понимание детьми, как можно ухаживать за домашними животными;
привитие детям любви и бережного отношения к животным;
желание родителей завести домашнего питомца.
Структура проекта «Кролик»
Восприятие животного Деятельность детей Творчество
Наблюдение Труд по уходу за Перенос накопленного
домашними животными ребенком опыта в др.
Эксперимент сферы деятельности
Чтение художественной Изо деятельность
литературы
Рассматривание картинок Игра
Замысел проекта
Реализация мероприятий проекта велась поэтапно.
I этап-подготовительный.
1. Анкетирование родителей.
2. Определить уровень знаний детей о домашних животных.
3. Подготовка материала для изобразительной деятельности: пластилин, стеки, бумагу, кисти, клей, краски.
4. Подбор художественной литературы для чтения.
5. Картинки «Кролики».
6. Альбом «Домашние животные».
II этап – реализация проекта.
1. Занятия познавательного цикла «В гости кролик пришел».
2. Рассматривание картинок с изображением кроликов.
3. Беседы.
4. Исследовательская деятельность «Питание кролика».
5. Чтение, заучивание; песенки, потешки, поговорки, загадки.
6. Рисование «Кролик».
7. Лепка «Покорми кролика».
8. Подвижная игра «Волк и зайцы».
9. Игра-инсценировка «Зайку мы будим».
III этап - итоговый.
1. Оформление фотовыставки по материалам проекта.
2. Выставка рисунков, поделок.
«Один день с кроликом в детском саду».
В ходе реализации проекта требовалось видео домашнего кролика. Наблюдение за кроликом вызывало у детей эмоционально-положительную реакцию, интерес к животному, желание общаться к ним. Наблюдение за кроликом я сопровождала высказываниями и вопросами: «Посмотрите, какой симпатичный крольчонок: пушистый, пятнистый», «Кто это такой пушистый, мохнатый, словно меховой шарик? ». Так же, наблюдение за кроликом сопровождалось потешками и загадками (см. Приложение) .
Задаваемые вопросы во время непосредственного наблюдения, направляла, прежде всего, на уточнение и обогащение представления детей о внешнем виде животного (основные части тела, покров, цвет, величина, и его проявлениях (движение, питание, издаваемые звуки). Способы питания: грызет зубами, лакает язычком воду из поилки.
Учитывая особенности возраста детей, я целесообразно задавала наводящие вопросы, в которых есть варианты ответа. Например: «Уши у кролика длинные или короткие? », «Кролики бывают разного цвета: белые, черные, серые. Посмотрите, какого цвета шерсть у нашего кролика? ». «Вот здесь в миске, я приготовила все, что любит кролик. Скажите, чем он питается? »
Спустя несколько дней после наблюдений, я старалась связать новое с тем, что уже дети знают: «А кто еще видел кроликов? », «Какие они были? », «Как надо ухаживать за кроликом? ».



Результаты проекта следующие:
1. Дети стали более отзывчивы и внимательны к животным. Возникло не только умение, желание, но и потребность сделать доброе дело ради живого существа: вовремя накормить, почистить клетку, оказать помощь.
2. Домашние животные появились еще в 5 семьях.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Потешки:
Трака-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерно взялась,
Зайка – за капустку,
Мышки – за корку,
Детки - за молоко.
Заинька, походи
Серенький, походи,
Вот так, вот сяк походи.
Заинька, подбодрись,
Серенький, подбодрись,
Вот так, вот сяк подбодрись.
Заяц Егорка
Свалился в озерко.
Бегите
Под горку!
Спасайте Егорку!
Поговорка: «Трусливому зайке и пенек волк».
Загадка:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Грызет морковку!
Стихотворения:
З. Александровна «Кролики».
А. Блок «Зайчик».
Считалки:
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
Зайчишка-трусишка
По полю бежал.
В огород забежал,
Морковку нашел,
Капустку нашел.
Сидит, грызет.
Иди прочь-
Хозяин идет!
Сказки:
«Заюшкина избушка».
«Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Д. Ч. Харрис «Братец Лис и братец Кролик».
Эрнест Сетон-Томпсон «Рваное ушко».
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МОИ МЛАДШИЕ ДРУЗЬЯ»
1. Как ВЫ относитесь к домашним животным? ___
2. Какое домашнее животное есть у вас дома? ___
3. Как его кличка, как ласково Вы его называете? ___
4. Его внешний вид? ___
___
5. Чем Вы его кормите, его предпочтения в еде? ___
___
6. Как с ним обходится ваш ребенок? ___
___
7. Играет ли он (ребенок) с ним? ___
8. Есть ли у вашего питомца любимое занятие? ___
___
9. Поощряете ли Вы близкий контакт ребенка с домашним питомцем? ___
___
10. Кто ухаживает за домашним питомцем? ___
___
11. Если у вас нет домашнего животного, то хотели бы Вы его завести? ___
___
12. Кому из животных Вы отдали бы предпочтение? ___
___
13. Назовите причину по которой Вы выбрали или выберете то или иное животное. ___
___
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №7» ПО ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Опрошено
Есть домашнее животное Отношение положительное Отрицательное отношение Желают завести дом. животное Нет желания
14
7
14
-
5
2
Итого:
7/50% 14/100% - 5/36% 2/14%
ВЫВОД: у основной массы опрошенных семей есть домашние животные (50%, все члены семьи относятся хорошо к своим питомцам, заботятся о них ; 36%опрошенных хотели бы завести домашнее животное, но нет времени ухаживать за ним, и только 2 семьи (14%) не хотели бы дома иметь домашних животных. Из анкет видно, что за домашними животными ухаживают взрослые, необходимо провести с родителями беседу, о необходимости привлекать по уходу за животными детей, чтоб они могли оказывать посильную помощь (поменять воду в поилке, положить корм в миску или кормушку, почистить клетку и т. д.). Забота о домашних питомцах положительно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его бережное отношение к окружающему миру.
12:22
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!