Выступление на тему: «Использование сюжетно – ролевых игр у дошкольников с целью приобретения

Блог:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ













выступление на тему:

«Использование сюжетно – ролевых игр у дошкольников с целью приобретения навыков игровой деятельности и общения»
















Подготовила: Лобанова Н.Н. – воспитатель высшей категории

Введение

Сюжетно-ролевая игра - это прежде всего деятельность, игровая и учебная одновременно. В игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, это состояние связано со спецификой сюжетно-ролевой игры – действием с воображаемой ситуацией.
Игра с одной стороны позволяет детям реализовать свои желания, интересы, а с другой стороны помогает приобщиться к самым разнообразным сферам жизни взрослых. Игра помогает сплотить детский коллектив.
В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включиться в разные виды деятельность, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Роль сюжетно - ролевой игры в формировании и развитии взаимоотношений детей друг с другом велика. Педагогу важно помнить, что при организации сюжетно-ролевых игр имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку в старшем дошкольном возрасте происходит становление ребенка как личности, а это требует от воспитателя тонкого понимания характера ребенка, его интересов и способностей.
Еще в прошлом веке «Азбука семейной жизни» предупреждала молодых родителей, что ребенок, который не доиграл в детстве, будет неважным учеником в школе, нетворческой личностью, будет испытывать трудности в налаживании контактов, «сотрудничестве с другими людьми».

«Как изменился мир современного дошкольника»
Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг у друга:
- ознакомительная игра,
- отобразительная игра,
- сюжетно-отобразительная игра,
- сюжетно-ролевая игра,
- игра-драматизация.
Как показывают психолого-педагогические исследования детской игры, сюжетно-ролевая игра, как любая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. В наше время все больше говорится о том, что игра детей в ДОУ не достигает должного уровня, а , следовательно, не выполняет присущих ей функций. Место игры в жизни дошкольников занимают познавательная, художественно-эстетическая и др. деятельность. Зачастую педагог учит играть: задает тему, строит игру, распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей.
На мой взгляд, в руководстве играми, необходимо учитывать специфику общения дошкольников со сверстниками, отличающегося от общения с взрослыми отсутствием жестких норм и правил. Следует помнить, что максимальное невмешательство взрослого в игры позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны:
- по своей воле выбирать партнеров по общению;
- самим устанавливать правила взаимодействия;
- следить за их выполнением определенных норм поведения;
- регулировать взаимоотношения.
Все эти виды делового сотрудничества и составляют главное содержание потребности в общении. Именно такое диалогическое общение реализует стремление к признанию и уважению ребенка дошкольного возраста.
Слишком прямое воздействие взрослого вытесняет самостоятельность, инициативу и творчество детей. В группе, как правило, появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов, обыгранный с педагогом сценарий, дети воспроизводят, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес детей.
У современного ребенка жизнь многообразна и наполнена различными впечатлениями, которые ребенок с удовольствием отражает в игре, при отсутствии слишком жесткого руководства со стороны взрослого.
Анализируя выбор сюжетов и ролей, нужно отметить, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. Подобные события происходили в играх девочек на протяжении многих столетий (красавица, царевна, принцесса...). Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.
У мальчиков преобладают военизированные сюжеты.
У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Бэтмен, Человек – паук, полицейские и другие. Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). Социальные и семейные роли все менее интересны для современных дошкольников, что можно считать характерной особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации. Сюжеты игр представлены различными интересами детей: “Барби и Кен”, “Семья в кафе”...
Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой: “Барби одевать, водить в кафе, на работу, на прогулку”...
Особое место в детских играх занимают современные игрушки. Яркая, многообразная, не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и не развивающая – характерная примета нашего времени.
Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше телепузиков, покемонов и трансформеров в детской субкультуре считается престижным.
Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что “так нельзя” или “не хочется”.
К старшему дошкольному возрасту, игра становится совместным видом деятельности дошкольников. Как правило, дети включены в игровые объединения, от двух до 4-5 человек, которые становятся устойчивыми по составу. Устойчивость игрового объединения косвенно характеризует удовлетворенность ребенка игровой деятельностью и отношениями со сверстниками.
Разновидностью сюжетно- ролевой игры является режиссерская игра, в которой ребенок выступает как режиссер, он выстраивает и развивает сюжет, управляет игрушками и озвучивает их.
Режиссерская игра выполняет важнейшую социокультурную функцию в развитии ребенка дошкольного возраста. Создавая и «оживляя» предметный мир, ребенок воплощает собственные замыслы, свое видение окружающей действительности. Поэтому режиссерская игра – важнейший фактор социализации дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, каковы ценностные ориентации ребенка, что его волнует, интересует.

Педагогический опыт.

Педагогический коллектив детского сада в котором я работаю воспитателем,
работает по программе «Детство». В программе большое внимание уделено обучению детей игре. Наблюдая за детьми на протяжении многих лет, я отметила, что дети меньше стали играть в сюжетно-ролевые игры, а если и играют, то игры носят агрессивный характер.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно – ролевой игры, ее организации в семье..
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Исходя из всего этого, я выбрала игру, так как через игру ребенок может:
- проявлять доброжелательность в игровом общении со сверстниками;
- проявлять инициативу в игровом взаимодействии со сверстниками;
- эмоционально отзывается на происходящие события;
- уважать и верить в себя;
- уметь договариваться, так как желания и стремления других людей не всегда совпадают с твоими;
- проявляют изобретательность, творчество.
Целью своего педагогического опыта я ставлю актуализацию роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности
Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
1. Значение роли сюжетно-ролевой игры в социализации личности детей дошкольного возраста.
2. Использование сюжетно-ролевых игр в непосредственно образовательной деятельности и в свободное время для развития у дошкольников личностных качеств: памяти, внимания, самоконтроля, воображения.
3. Разработать рекомендации для родителей по проведению сюжетно-ролевых игр в семье.
Исходя из вышеизложенного, для развития сюжетно-ролевой игры, необходимо соблюдать следующие условия:
- создание развивающей предметно-игровой среды
- привлечения внимания взрослых к игровой деятельности детей
Всегда с большим интересом наблюдаю за играми детей своей группы (старший дошкольный возраст, что меня радует: дети могут предварительно обозначить тему игры и создать игровую обстановку.
Дети заинтересованы совместной игрой.
Эмоциональный фон общения - положительный.
Ребята согласовывают в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеют объяснить замысел, адресовать обращение к партнёру.
Характерно использование просьб, предложений в общении с партнёрами.
Ребята используют разнообразные средства - мимику, жесты, речевую интонацию, комментирующую речь.
Несмотря на достижения, вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей следующее:
- в сюжетно ролевых играх дети постоянно отражают элементарные бытовые сюжеты, самостоятельно не обогащают игровое содержание; характерно стереотипное разыгрывание одних и тех же сюжетов и ролей.
-есть дети, которые не умеют согласовывать свои действия и замыслы в игре с другими детьми, что приводит к конфликтным ситуациям, ребята часто оставляют общую игру до её завершения.
Вместе с детьми проигрываем разные виды сюжетов игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: «в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках взрослых, их отношениях.
2. Игры на общественные темы, в которых отражаются труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), пожарные, цирк, театр, строительство, армия).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические завоевания нашего народа (герои войны, космические налёты и т.д.)
4. Игры на темы литературных произведений, телепередач, кино, мультфильмов. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражают действиям героев, усваивая их поведение.
5. Режиссёрские игры, в которых ребёнок заставляет говорить действия кукол.
Опираясь на опыт педагогов и психологов отечественной педагогики, играю с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но в каждом возрастном этапе разворачиваю игру так, чтобы детям «открывался и усваивался» новый, более сложный способ её построения
Исходя из этого можно выделить 3 группы методов используемых при организации сюжетно-ролевых игр:
Первая группа - методов связанна с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни.
К ним отнесутся наблюдения, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинкам, просмотр мультфильмов, инсценировки литературных произведений, экскурсии, игры-имитации, в которых мимикой, жестом, движениями дети передают разное эмоциональное состояние персонажей, разыгрывание всевозможных ситуаций с помощью предметов для ряженья, элементов костюмов сказочных героев, всевозможных масок.
Вторая группа – это методы, способствующие становлению и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в сюжетно-ролевой игре.
Я стимулирую детей к самостоятельному созданию игровой обстановки с учетом темы игры и воображаемой ситуации, вовлекаю в изготовление игрушек – самоделок и предметов – заместителей до игры или по ее ходу. Это способствует стремлению детей объединять в одном сюжете бытовые, литературные и фантазийные события. Я совместно с детьми придумываю ситуации взаимодействия между людьми, события; помогаю зафиксировать придуманные ситуации, события при помощи рисунков .
Непосредственно включаюсь в игру и принимаю на себя одну из ролей, когда происходит освоение новых игровых умений или нового содержания игры, когда дети испытывают затруднения в реализации ролей. Способствую самостоятельному, или оказываю небольшой помощь, в согласовании общего игрового замысла, с использованием разнообразных способов (считалки, договора по желанию) .
Третья группа методов – это использование изобразительной или продуктивной деятельности (театральные программки, билеты, открытки)
Вместе со мной дошкольники строят из разных деталей (игровые модули, крупный конструктор, коробки, стульчики, «автобусы», «поезда», «корабли» и отправляются в общее «путешествие». Используя кубики, конструктор, создают простые постройки, дают им название (это «башня», это «гараж», используют постройки в дальнейшей игре («кукла начинает жить в новом доме»). Дети осваивают использование простейших построек в игровом сюжете, развивают сюжет при помощи постройки («Построим детский сад», «Улицы нашего города») .

«О современных подходах к организации творческих игр дошкольников»
В работах Т.И. Бабаевой получают свое развитие идеи о сочетании прямых и косвенных способов руководства творческими играми. Определено, что прямое руководство играми детей связано с влиянием педагога на игру через собственное ролевое поведение и его участие в игре как равного партнера. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Непосредственное прямое развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их “обучают” играть.
Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально – окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. косвенные приемы должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.
А сейчас я бы хотела выделить основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры:
Выбор игры.
Определяется конкретной воспитательной задачей.
Педагогическая разработка плана игры. При разработке игры мы стремимся к максимальному насыщению её игровым содержанием, способным увлечь ребенка, определяет предполагаемые роли и средства игровой организации.
Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка Воспитатель ведет беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
Создание воображаемой ситуации. Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья –поезд , кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создания воображаемой ситуации - важнейшая основа начала творческой сюжетно - ролевой игры.
Распределение ролей. Педагог каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль. Для того чтобы предотвратить конфликты между детьми, мы используем во время распределения ролей считалки, жеребьевку, фишки, символы, бейджики, а так же сами дети могут предложить роль другим участникам игры.
Начало игры. Чтобы вызвать у детей положительное восприятие игры мы используем некоторые методические приемы, например, можно рассмотреть альбомы, просмотреть видео материал, прослушать звуковое обращение, использовать ТСО для игровой мотивации. Чтобы сформировать неподдельный интерес у детей к той или иной игре. Но иногда, когда это необходимо, подготавливая группу детей к разыгрыванию игрового эпизода, главные роли мы распределяем между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.
Сохранение игровой ситуации.Вы знаете, что существует некоторое условие сохранения у детей стойкого интереса к игре. Поэтому мы задаем тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию, стараемся обыгрывать любое дело детского коллектива, все меры педагогического воздействия на детей осуществляем в игровом ключе не разрушая игровой ситуации, в ходе сюжетно - ролевой игры включаем развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами.
Завершение игры. Разрабатывая план игры, заранее намечаем предполагаемую концовку, но стоит учитывать, что любая сюжетно-ролевая игра может продолжаться до тех пор, пока у детей не пропадет интерес. И может продлиться даже до полутора часов. Заботимся о таком окончании, игры которое вызвало бы у детей желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Работая по теме, изменила форму проведения занятий, строю их в виде игры, путешествий, занятий прогулок, занятий – сказок. Для развития у детей ролевых действий необходимы игровые центры , которые были оформлены: «Больница», Парикмахерская», «Библиотека», «Автопарк», «Кухня», «Магазин», «Кукольный театр», «Семья», «Больница», «Парикмахерская». В ходе игры дети перевоплощаются. Для этих целей я использую костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для полицейского) в изготовлении которых оказывают помощь родители. Успешно осуществляя игровую деятельность, я старалась поощрять каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре, чтобы каждый самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Как показала диагностика, у моей группы дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группы. Игровые интересы устойчивы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если малышами они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это роль скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются, но они научились улаживать их самостоятельно.
Подведя итог: я могу сказать, что игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, именно от нее во многом зависят эмоционально насыщенная, полноценная жизнь детей в детском саду, их самостоятельная деятельность и развитие.
Центральный элемент игры - роль, которую берет на себя ребенок. В роли всегда есть правило. Постепенно оно начинает выделяться ребенком как центральный элемент роли. От победы сиюминутного желания над правилом ребенок идет к победе правила над желанием. Изменяется осознание правила: от слитности правила с ролью — к полному осознанию правила и его выполнению, а затем к самостоятельному формулированию правила до начала игры.
Таким образом, игра — это "школа морального поведения", поскольку в ней всегда есть норма морали — правило, которому надо подчиниться, например "надо делиться с другими", подавив свои импульсивные желания. Нормы и правила, выполняемые в сюжетно-ролевых играх детьми дошкольного возраста, вместе с формирующейся к концу дошкольного детства способностью к самосознанию и самоуважению, развивают навыки общения.



Список литературы:
1. Примерная основная программа дошкольного образования «Детство»/
Бабаева Т. И. и др. – СПб. : «Детство-пресс», 2011
2. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М. : Просвещение, 1983. – 228 с.
3. Соловьева Е. Не учите ребенка играть / Е. Соловьева // Обруч - 2007. - № 1 – с. 3- 6.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991.
5. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/Н. В. Краснощёкова-ООО «Феникс», 2012.
6. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада/Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева -М. :Перспектива, 2011
21:28
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!