Рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологии
Блог:
Рисование как одно из направлений здоровьесберегающих технологии для детей дошкольного возраста
Забота о здоровье- это
важнейший труд воспитателя
От жизнерадости, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский.
В последние годы повышенный интерес педагогов, психологов и медицинских работников вызывает проблема психического здоровья дошкольников. Активно ведётся поиск эффективных средств формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей. Опыт практических работников показывает, что почти все дошкольники в той или иной степени нуждаются в психологической коррекции.
Работая с дошкольниками, педагоги направляют свои усилия на оздоровление детей, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада.
Педагогический процесс современного дошкольного учреждения невозможен без здоровьесберегающих технологий. Организация образовательной области «Художественное творчество» и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Можно сказать, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению это не так. Если рассмотреть данную проблему, то можно сказать, что важной характеристикой педагогических технологий есть воспроизводимость.
На непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» осуществляются следующие подходы по здоровьесбережению в работе с дошкольниками:
- соблюдение требований к структуре образовательной деятельности;
- рациональная организация учебной непосредственно образовательной деятельности;
- двигательные и эмоциональные разгрузки на образовательной деятельности;
- выполнение ФГОС и требований СанПиН к созданию условий для проведения интегрированных мероприятий по изобразительной деятельности;
- гуманный стиль общения детей и взрослых;
- эмоционально положительный микроклимат.
Здоровьесберегающий процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.
Работа с необычными материалами, позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.
Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ, которые мы учитываем в своей работе:
• развивает мелкую моторику руки
• вызывает целый комплекс эмоций
• проявляет характер ребенка, его индивидуальность
• многообразие способов рисования
• многообразие средств рисования
• прививает любовь к изобразительному искусству
• непринужденно развивает творческие способности
Пытаясь разнообразить детскую деятельность, сделать процесс вхождения ребенка во взрослый мир более интересным и увлекательным, я все чаще обращаю свой взор на использование в своей деятельности нетрадиционных способов рисования, аппликации. Применение нетрадиционных техник рисования, аппликации, ручного труда дает возможность обогатить внутренний мир ребенка, развить и скорректировать эмоциональную сферу: справиться с тревожностью, избавиться от страхов, немотивированной агрессии. Хочу раскрыть каждый из тех приемов, который я применяю. Самое простое попросить детей нарисовать свое настроение на мокром листе бумаги. Получается здорово и эффективно, так как, кроме детской радости, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ребенка. Рисовать волшебными кисточками - пальцами можно все, что угодно. А почему бы не попробовать рассказать о своем характере, тем более, если он похож на чудо-цветок, придуманный ребенком? А прикосновения к мягким краскам, воде, шершавой на ощупь бумаге помогут преодолеть негативные эмоции, такие как злость, раздражение. Попросите ребенка обвести ладошки карандашом на листе бумаги и одну превратить эти рисунки в сказочные персонажи, добра и зла. Забавными получаются рисунки, которые дети выполняют по кругу: один начинает, через определенное время меняется с соседом, который дорисовывает какую-то деталь. Обычно, когда рисунок возвращается к хозяину, тот его уже с трудом узнает.
Неоценима роль рисования в преодолении детских страхов. Попробуем нарисовать свои страхи ватными палочками. Даже на ощупь они приятные, и нам уже не так страшно рисовать свои Страхи. А если мы еще их порвем, да к тому же сожжем, от них не останется и следа. Закрепить у детей знания об эмоциях можно с помощью следующего приема: рисуем свечой или восковым мелком белого цвета контур изображения той или иной эмоции и просим детей зарисовать этот контур красками. В проявившемся изображении и нужно узнать загаданную эмоцию. А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью или манной крупой? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на цветной бумаге. Групповой коллаж прекрасный прием. Здесь в ход пойдет все, что есть под рукой: фантики от конфет, фольга, фотографии, цветная бумага, перышки, бусинки, воск, пластилин и даже макаронные изделия.
Использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.
Забота о здоровье- это
важнейший труд воспитателя
От жизнерадости, бодрости детей
зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский.
В последние годы повышенный интерес педагогов, психологов и медицинских работников вызывает проблема психического здоровья дошкольников. Активно ведётся поиск эффективных средств формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей. Опыт практических работников показывает, что почти все дошкольники в той или иной степени нуждаются в психологической коррекции.
Работая с дошкольниками, педагоги направляют свои усилия на оздоровление детей, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современного детского сада.
Педагогический процесс современного дошкольного учреждения невозможен без здоровьесберегающих технологий. Организация образовательной области «Художественное творчество» и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Можно сказать, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению это не так. Если рассмотреть данную проблему, то можно сказать, что важной характеристикой педагогических технологий есть воспроизводимость.
На непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» осуществляются следующие подходы по здоровьесбережению в работе с дошкольниками:
- соблюдение требований к структуре образовательной деятельности;
- рациональная организация учебной непосредственно образовательной деятельности;
- двигательные и эмоциональные разгрузки на образовательной деятельности;
- выполнение ФГОС и требований СанПиН к созданию условий для проведения интегрированных мероприятий по изобразительной деятельности;
- гуманный стиль общения детей и взрослых;
- эмоционально положительный микроклимат.
Здоровьесберегающий процесс в ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, социального и эстетического благополучия ребёнка.
Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификации в творческой деятельности, целенаправленность деятельности в целом, укрепление здоровья детей.
Работа с необычными материалами, позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.
Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ, которые мы учитываем в своей работе:
• развивает мелкую моторику руки
• вызывает целый комплекс эмоций
• проявляет характер ребенка, его индивидуальность
• многообразие способов рисования
• многообразие средств рисования
• прививает любовь к изобразительному искусству
• непринужденно развивает творческие способности
Пытаясь разнообразить детскую деятельность, сделать процесс вхождения ребенка во взрослый мир более интересным и увлекательным, я все чаще обращаю свой взор на использование в своей деятельности нетрадиционных способов рисования, аппликации. Применение нетрадиционных техник рисования, аппликации, ручного труда дает возможность обогатить внутренний мир ребенка, развить и скорректировать эмоциональную сферу: справиться с тревожностью, избавиться от страхов, немотивированной агрессии. Хочу раскрыть каждый из тех приемов, который я применяю. Самое простое попросить детей нарисовать свое настроение на мокром листе бумаги. Получается здорово и эффективно, так как, кроме детской радости, взрослый получает возможность продиагностировать общий эмоциональный настрой каждого ребенка. Рисовать волшебными кисточками - пальцами можно все, что угодно. А почему бы не попробовать рассказать о своем характере, тем более, если он похож на чудо-цветок, придуманный ребенком? А прикосновения к мягким краскам, воде, шершавой на ощупь бумаге помогут преодолеть негативные эмоции, такие как злость, раздражение. Попросите ребенка обвести ладошки карандашом на листе бумаги и одну превратить эти рисунки в сказочные персонажи, добра и зла. Забавными получаются рисунки, которые дети выполняют по кругу: один начинает, через определенное время меняется с соседом, который дорисовывает какую-то деталь. Обычно, когда рисунок возвращается к хозяину, тот его уже с трудом узнает.
Неоценима роль рисования в преодолении детских страхов. Попробуем нарисовать свои страхи ватными палочками. Даже на ощупь они приятные, и нам уже не так страшно рисовать свои Страхи. А если мы еще их порвем, да к тому же сожжем, от них не останется и следа. Закрепить у детей знания об эмоциях можно с помощью следующего приема: рисуем свечой или восковым мелком белого цвета контур изображения той или иной эмоции и просим детей зарисовать этот контур красками. В проявившемся изображении и нужно узнать загаданную эмоцию. А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью или манной крупой? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на цветной бумаге. Групповой коллаж прекрасный прием. Здесь в ход пойдет все, что есть под рукой: фантики от конфет, фольга, фотографии, цветная бумага, перышки, бусинки, воск, пластилин и даже макаронные изделия.
Использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.