На что следует обратить внимание в начале своей блистательной педагогической карьеры?
Приходя работать в школу, молодой педагог испытывает радостное волнение. Вот он, первый класс, первый кабинет, первый директор…
При этом молодого учителя часто не покидает ощущение, что после выпускного всё «перемешалось в голове». Нет системы, нет чёткого плана действий. Это естественно. Выпускник вуза хоть и провёл в школе 11 лет своей жизни, но совсем не в качестве учителя. Да, в университете у него была практика, но там он находился под чутким руководством учителей и методистов. И потом, это были не «его» дети и не его ответственность. Но буквально через несколько дней эти дети попадут в зону ответственности начинающего педагога.
Как же справиться с волнением, и на что следует особенно обратить внимание в начале своей педагогической карьеры?
Заповедь 1. Не паникуй
Казалось бы, что может быть банальнее? Но именно это труднее всего даётся неопытному педагогу. Первое собеседование, первое родительское собрание, первый педсовет — всё это волнительные мероприятия. Часто перед каждым из них начинаешь чувствовать себя как на экзамене, к которому просто невозможно подготовиться. Возникает ощущение, что ты ничего не знаешь, ни к чему не готов, и вообще проще всё это бросить.
Как себя вести? Помните: если вы прошли курс обучения по этой специальности, значит, вы однозначно получили набор базовых знаний, умений и навыков, необходимых для этой профессии. Университет — это не школа, откуда обязаны выпустить всех. Даже если цвет вашего диплома далёк от красного, поверьте, вы справитесь с этой работой. Главное — это желание, стремление развиваться и любовь к детям.
Заповедь 2. Не перехвали
На собеседовании старайтесь рассказывать о себе с выгодной стороны. Но честно. Не стоит приписывать себе идеальное знание английского языка или виртуозное владение музыкальным инструментом. Тем более если вы устраиваетесь учителем физики. Всё же в администрации школы вряд ли сидят молодые педагоги, и всяких сказок наслушались от учеников сполна.
Как себя вести? Если у вас есть какое-то хобби, которое может быть полезно для школы, можете о нём сообщить. Но будьте готовы к тому, что вас в этой роли будут эксплуатировать, и, скорее всего, чаще, чем вам хотелось бы. Поэтому, прежде чем идти на собеседование, тщательно обдумайте свои «сильные и слабые стороны».
Заповедь 3. Не расстраивайся, если не взяли на работу сразу
Как правило, школы хотят видеть у себя педагогов со стажем. На то есть ряд объективных причин. Во-первых, молодые педагоги после колледжа или бакалавриата часто продолжают учиться дальше, пусть и заочно. А студенты-заочники имеют обыкновение уходить на сессии. Если в школе есть хотя бы пара таких студентов, их замещение становится настоящей проблемой.
А если по совсем не счастливой случайности кто-то из коллег уйдёт на больничный? Поверьте, плохо в этот период всем. Учителям, работающим на несколько классов без перерывов. Детям, по сути оставленным без присмотра. Администрации, полностью переделывающей расписание всех учителей. И, наконец, родителям, сильно возмущающимся отсутствием качественной проверки тетрадей.
Во-вторых, учителя-женщины уходят в декрет. Разумеется, все порадуются пополнению в вашей семье, но найти педагога на декретное место куда труднее, чем на стандартную строчку в штатном расписании. Поэтому молодым педагогам рады, но отдают предпочтение старшим.
Как себя вести? Не стоит расстраиваться. У молодого учителя тоже есть много преимуществ. Молодой педагог — это энергия, это готовность развиваться, участвовать в профессиональных конкурсах, а соответственно повышать престиж школы. А если вы приживётесь в этой школе, то коллектив получит хорошего сотрудника надолго.
Не думайте, что ваш молодой возраст — это ваш минус. Это особенность, с которой администрации придётся считаться. Поэтому, чтобы определиться с вопросом вашего трудоустройства, директору придётся взвесить все «за» и «против». Ближе к августу, когда становится известен более-менее точный список кандидатов на должность (а иногда выявляется и полное их отсутствие), вам могут начать звонить из школ, куда вы даже не ходили собеседоваться. Главное — терпение и позитивный настрой.
[cut=Читать далее......]
Заповедь 4. Не перевзвали
Не берите на себя лишней нагрузки. Помните, что первый учебный год — это уже большой стресс. Если вы возьмёте на себя 36 часов нагрузки, 10 кружков, 3 внеурочных занятия, вы дышать не будете успевать.
Как себя вести? Учтите, что проведённые уроки — это лишь половина времени работы педагога. Чем больше нагрузка, тем больше документов вам придётся подготовить. В школе очень часто появляется возможность дополнительной нагрузки. Лучше в середине года подхватить дополнительные занятия, чем не справиться со всем вместе.
Заповедь 5. Не груби администрации школы
Не всегда молодые педагоги находят общий язык с директором, завучами и методистами. Более того, далеко не все опытные педагоги находят с ними общий язык. Но определённый «кодекс чести» есть у всех педагогов — не зря этот класс до сих пор называют интеллигенцией.
Как себя вести? Даже если к вам несправедливо отнеслись, умейте отстоять свои интересы вежливо. Разговаривайте спокойно, даже если очень хочется перейти на повышенный тон.
Заповедь 6. Не оскорбляй коллег
Когда молодой педагог приходит в свой первый коллектив, коллеги кажутся эдакими добрыми феями и Янами Амосами Коменскими в одном лице. Но, чем больше узнаёшь людей, тем больше видишь их недостатки. И тогда начинается то, от чего любой женский коллектив кажется змеиным клубком: сплетни. МарьИванна сделала то, МарьМихална сказала это, а директор им в ответ вот так…
Каждый раз, принимая участие в подобном разговоре, будьте готовы к двум вещам: во-первых, сказать всё это коллеге в лицо, ибо он всё равно узнает о содержании этого разговора, во-вторых, к тому, что о вас ходит точно такой же разговор.
Как себя вести? Если вас это устраивает — пожалуйста. Но говорите обо всех уважительно. Даже если историк напился и не пришёл на собственный урок, он всё ещё ваш коллега. А это обстоятельство многое меняет. Учтите, это совсем не призыв к бездействию. Решать возникшие конфликты всё равно надо, но делать это нужно с чувством собственного достоинства и уважением к коллеге.
Чтобы этот пункт стал понятней, приведу пример. Однажды на педсовете подняли вопрос о том, что учитель физической культуры не справляется со своими обязанностями. Журнал не заполняет, уроки проводит через раз, отметки выставляет, не опираясь на нормативы. На что директор сказала: «Пишите докладные, мы его уволим за несоответствие занимаемой должности». Но коллектив писать докладные не захотел. «Мы вам об этом сообщили не чтобы его уволить, а чтобы вы помогли человеку нормально работать. Разговаривайте, штрафуйте, проверяйте, но увольнять мы его не хотим. Он хорошо воспитывает мальчиков–подростков», — сказали учителя в ответ и пошли на свои уроки. Ни одной докладной записки на физрука так и не поступило. А физрук стал работать лучше.
Заповедь 7. Не упускай возможность учиться
К каждому молодому педагогу прикрепляется опытный учитель-наставник. В идеале он помогает подготавливать документацию, разрабатывать уроки, готовиться к родительским собраниям и многое другое. Но не всегда всё так гладко.
Как себя вести? Если вы видите, что наставник не настроен на общение, найдите другого опытного учителя. Не бойтесь посещать чужие уроки и набираться опыта. Это покажет вас с лучшей стороны: вы готовы учиться, а в этой профессии иначе никак. Посещать можно уроки любого опытного педагога, не обязательно наставника. Разумеется, нужно предварительно договориться о времени и цели вашего визита. Будьте готовы к тому, что и на ваши уроки придёт посмотреть администрация школы. Это нормально и это правильно. Задача администрации школы как раз и заключается в том, чтобы координировать работу педагога.
Заповедь 8. Не затягивай со сдачей документов
В каждой школе свои порядки, и оформление рабочих программ, планирований, конспектов может сильно отличаться от того образца, что вам давали в вузе.
Как себя вести? С первых дней постарайтесь узнать, какие именно требования выдвигает администрация данной школы в оформлении документов. Спросите у коллег, на что чаще всего обращают внимание и как срочно нужно сдавать каждый документ. Ненавязчиво попросите образец оформления или документ предыдущего года. Таких вам давать не обязаны, но при желании могут поделиться, а это облегчило бы вам жизнь. И вы в свою очередь будьте готовы делиться разработанными образцами и документами.
Заповедь 9. Не бойся трудных детей
Не ждите, что вам дадут лучшие классы в школе. Как правило, молодым педагогам дают те классы, которые не захотели брать педагоги со стажем. И это имеет как положительную, так и отрицательную сторону. С одной стороны, вам будет трудно. Очень. Педагогический труд вообще не из лёгких, а молодых педагогов обычно отправляют на самые «кровавые» (как выражаются более опытные педагоги) классы. Поэтому вам придётся очень много сил тратить на планирование и подготовку уроков, ведь заинтересовать «сложный» класс гораздо труднее, чем послушный. Но это то, что даёт вам возможности для развития. Никакие курсы не смогут дать вам тех знаний, какие даёт один сложный класс на практике. И большинство учителей, имеющих весомые заслуги перед российским образованием, прошли именно через такие трудные классы.
Как себя вести? Ничего не бойтесь. Не опускайте руки. Вы со всем справитесь. И пусть это вдохновит вас на подвиг.
Заповедь 10. Не собирай с родителей деньги
Даже если весь класс единогласно решил скинуться на рабочие тетради или канцелярские товары для класса. Несомненно, родители могут купить всё это в класс, и этим заметно облегчают процесс обучения. Но пусть финансовыми вопросами занимается родительский комитет. Помните, вы — педагог, а не бухгалтер. Если с этими деньгами потом что-то случится, вас ждёт слишком большая расплата.
Как себя вести? Никогда! Слышите? Никогда не собирайте с родителей деньги.
Заповедь 11. Не забывай о личной жизни
Школа занимает невероятно много времени в жизни педагога. Лучше всего об этом знают учительские мужья и дети. Первый вопрос, который задал мне мой наставник, звучал так:
— Вы замужем?
— Нет.
— Плохо. Здесь не выйдете.
Конечно, это очень гиперболичное высказывание, но доля правды в этом есть. У вас будет оставаться мало времени и очень мало сил для личной жизни и развлечений. А если вы захотите на несколько лет посвятить себя целиком и полностью работе, то велик риск «перегореть», полностью и молниеносно остыть к этой профессии.
Как себя вести? Очень важно уметь правильно планировать своё время. Какую-то часть работы можно переложить на родительский комитет. Изготовление наглядных пособий, организация поездок с классом и многое другое с удовольствием выполнят некоторые родители ваших учеников. Помните, что в образовательном процессе участвуют не только учитель и ученик.
А какие-то материалы к уроку порой помогают делать друзья или «вторая половина». Иногда такие совместные поделки становятся целой историей.
Первый год работы очень трудный, и никто вас так не поддержит, как любящая семья. Поэтому никогда не ставьте профессиональные интересы выше личных. Как бы вы ни были загружены, у вас должно оставаться хоть немного времени на семью и хобби. Тогда и любые передряги на работе вы переживёте значительно легче. Впервые приходя работать в школу, вы попадаете в другой, совершенно обособленный мир. Естественно, на пути профессионального становления вас ждёт масса открытий. Скорее всего, вы столкнётесь с рядом ситуаций, выходящих далеко за рамки перечисленных советов. И тем не менее есть то, что неизменно от школы к школе. Надеюсь, эти советы принесут вам пользу.
При этом молодого учителя часто не покидает ощущение, что после выпускного всё «перемешалось в голове». Нет системы, нет чёткого плана действий. Это естественно. Выпускник вуза хоть и провёл в школе 11 лет своей жизни, но совсем не в качестве учителя. Да, в университете у него была практика, но там он находился под чутким руководством учителей и методистов. И потом, это были не «его» дети и не его ответственность. Но буквально через несколько дней эти дети попадут в зону ответственности начинающего педагога.
Как же справиться с волнением, и на что следует особенно обратить внимание в начале своей педагогической карьеры?
Заповедь 1. Не паникуй
Казалось бы, что может быть банальнее? Но именно это труднее всего даётся неопытному педагогу. Первое собеседование, первое родительское собрание, первый педсовет — всё это волнительные мероприятия. Часто перед каждым из них начинаешь чувствовать себя как на экзамене, к которому просто невозможно подготовиться. Возникает ощущение, что ты ничего не знаешь, ни к чему не готов, и вообще проще всё это бросить.
Как себя вести? Помните: если вы прошли курс обучения по этой специальности, значит, вы однозначно получили набор базовых знаний, умений и навыков, необходимых для этой профессии. Университет — это не школа, откуда обязаны выпустить всех. Даже если цвет вашего диплома далёк от красного, поверьте, вы справитесь с этой работой. Главное — это желание, стремление развиваться и любовь к детям.
Заповедь 2. Не перехвали
На собеседовании старайтесь рассказывать о себе с выгодной стороны. Но честно. Не стоит приписывать себе идеальное знание английского языка или виртуозное владение музыкальным инструментом. Тем более если вы устраиваетесь учителем физики. Всё же в администрации школы вряд ли сидят молодые педагоги, и всяких сказок наслушались от учеников сполна.
Как себя вести? Если у вас есть какое-то хобби, которое может быть полезно для школы, можете о нём сообщить. Но будьте готовы к тому, что вас в этой роли будут эксплуатировать, и, скорее всего, чаще, чем вам хотелось бы. Поэтому, прежде чем идти на собеседование, тщательно обдумайте свои «сильные и слабые стороны».
Заповедь 3. Не расстраивайся, если не взяли на работу сразу
Как правило, школы хотят видеть у себя педагогов со стажем. На то есть ряд объективных причин. Во-первых, молодые педагоги после колледжа или бакалавриата часто продолжают учиться дальше, пусть и заочно. А студенты-заочники имеют обыкновение уходить на сессии. Если в школе есть хотя бы пара таких студентов, их замещение становится настоящей проблемой.
А если по совсем не счастливой случайности кто-то из коллег уйдёт на больничный? Поверьте, плохо в этот период всем. Учителям, работающим на несколько классов без перерывов. Детям, по сути оставленным без присмотра. Администрации, полностью переделывающей расписание всех учителей. И, наконец, родителям, сильно возмущающимся отсутствием качественной проверки тетрадей.
Во-вторых, учителя-женщины уходят в декрет. Разумеется, все порадуются пополнению в вашей семье, но найти педагога на декретное место куда труднее, чем на стандартную строчку в штатном расписании. Поэтому молодым педагогам рады, но отдают предпочтение старшим.
Как себя вести? Не стоит расстраиваться. У молодого учителя тоже есть много преимуществ. Молодой педагог — это энергия, это готовность развиваться, участвовать в профессиональных конкурсах, а соответственно повышать престиж школы. А если вы приживётесь в этой школе, то коллектив получит хорошего сотрудника надолго.
Не думайте, что ваш молодой возраст — это ваш минус. Это особенность, с которой администрации придётся считаться. Поэтому, чтобы определиться с вопросом вашего трудоустройства, директору придётся взвесить все «за» и «против». Ближе к августу, когда становится известен более-менее точный список кандидатов на должность (а иногда выявляется и полное их отсутствие), вам могут начать звонить из школ, куда вы даже не ходили собеседоваться. Главное — терпение и позитивный настрой.
[cut=Читать далее......]
Заповедь 4. Не перевзвали
Не берите на себя лишней нагрузки. Помните, что первый учебный год — это уже большой стресс. Если вы возьмёте на себя 36 часов нагрузки, 10 кружков, 3 внеурочных занятия, вы дышать не будете успевать.
Как себя вести? Учтите, что проведённые уроки — это лишь половина времени работы педагога. Чем больше нагрузка, тем больше документов вам придётся подготовить. В школе очень часто появляется возможность дополнительной нагрузки. Лучше в середине года подхватить дополнительные занятия, чем не справиться со всем вместе.
Заповедь 5. Не груби администрации школы
Не всегда молодые педагоги находят общий язык с директором, завучами и методистами. Более того, далеко не все опытные педагоги находят с ними общий язык. Но определённый «кодекс чести» есть у всех педагогов — не зря этот класс до сих пор называют интеллигенцией.
Как себя вести? Даже если к вам несправедливо отнеслись, умейте отстоять свои интересы вежливо. Разговаривайте спокойно, даже если очень хочется перейти на повышенный тон.
Заповедь 6. Не оскорбляй коллег
Когда молодой педагог приходит в свой первый коллектив, коллеги кажутся эдакими добрыми феями и Янами Амосами Коменскими в одном лице. Но, чем больше узнаёшь людей, тем больше видишь их недостатки. И тогда начинается то, от чего любой женский коллектив кажется змеиным клубком: сплетни. МарьИванна сделала то, МарьМихална сказала это, а директор им в ответ вот так…
Каждый раз, принимая участие в подобном разговоре, будьте готовы к двум вещам: во-первых, сказать всё это коллеге в лицо, ибо он всё равно узнает о содержании этого разговора, во-вторых, к тому, что о вас ходит точно такой же разговор.
Как себя вести? Если вас это устраивает — пожалуйста. Но говорите обо всех уважительно. Даже если историк напился и не пришёл на собственный урок, он всё ещё ваш коллега. А это обстоятельство многое меняет. Учтите, это совсем не призыв к бездействию. Решать возникшие конфликты всё равно надо, но делать это нужно с чувством собственного достоинства и уважением к коллеге.
Чтобы этот пункт стал понятней, приведу пример. Однажды на педсовете подняли вопрос о том, что учитель физической культуры не справляется со своими обязанностями. Журнал не заполняет, уроки проводит через раз, отметки выставляет, не опираясь на нормативы. На что директор сказала: «Пишите докладные, мы его уволим за несоответствие занимаемой должности». Но коллектив писать докладные не захотел. «Мы вам об этом сообщили не чтобы его уволить, а чтобы вы помогли человеку нормально работать. Разговаривайте, штрафуйте, проверяйте, но увольнять мы его не хотим. Он хорошо воспитывает мальчиков–подростков», — сказали учителя в ответ и пошли на свои уроки. Ни одной докладной записки на физрука так и не поступило. А физрук стал работать лучше.
Заповедь 7. Не упускай возможность учиться
К каждому молодому педагогу прикрепляется опытный учитель-наставник. В идеале он помогает подготавливать документацию, разрабатывать уроки, готовиться к родительским собраниям и многое другое. Но не всегда всё так гладко.
Как себя вести? Если вы видите, что наставник не настроен на общение, найдите другого опытного учителя. Не бойтесь посещать чужие уроки и набираться опыта. Это покажет вас с лучшей стороны: вы готовы учиться, а в этой профессии иначе никак. Посещать можно уроки любого опытного педагога, не обязательно наставника. Разумеется, нужно предварительно договориться о времени и цели вашего визита. Будьте готовы к тому, что и на ваши уроки придёт посмотреть администрация школы. Это нормально и это правильно. Задача администрации школы как раз и заключается в том, чтобы координировать работу педагога.
Заповедь 8. Не затягивай со сдачей документов
В каждой школе свои порядки, и оформление рабочих программ, планирований, конспектов может сильно отличаться от того образца, что вам давали в вузе.
Как себя вести? С первых дней постарайтесь узнать, какие именно требования выдвигает администрация данной школы в оформлении документов. Спросите у коллег, на что чаще всего обращают внимание и как срочно нужно сдавать каждый документ. Ненавязчиво попросите образец оформления или документ предыдущего года. Таких вам давать не обязаны, но при желании могут поделиться, а это облегчило бы вам жизнь. И вы в свою очередь будьте готовы делиться разработанными образцами и документами.
Заповедь 9. Не бойся трудных детей
Не ждите, что вам дадут лучшие классы в школе. Как правило, молодым педагогам дают те классы, которые не захотели брать педагоги со стажем. И это имеет как положительную, так и отрицательную сторону. С одной стороны, вам будет трудно. Очень. Педагогический труд вообще не из лёгких, а молодых педагогов обычно отправляют на самые «кровавые» (как выражаются более опытные педагоги) классы. Поэтому вам придётся очень много сил тратить на планирование и подготовку уроков, ведь заинтересовать «сложный» класс гораздо труднее, чем послушный. Но это то, что даёт вам возможности для развития. Никакие курсы не смогут дать вам тех знаний, какие даёт один сложный класс на практике. И большинство учителей, имеющих весомые заслуги перед российским образованием, прошли именно через такие трудные классы.
Как себя вести? Ничего не бойтесь. Не опускайте руки. Вы со всем справитесь. И пусть это вдохновит вас на подвиг.
Заповедь 10. Не собирай с родителей деньги
Даже если весь класс единогласно решил скинуться на рабочие тетради или канцелярские товары для класса. Несомненно, родители могут купить всё это в класс, и этим заметно облегчают процесс обучения. Но пусть финансовыми вопросами занимается родительский комитет. Помните, вы — педагог, а не бухгалтер. Если с этими деньгами потом что-то случится, вас ждёт слишком большая расплата.
Как себя вести? Никогда! Слышите? Никогда не собирайте с родителей деньги.
Заповедь 11. Не забывай о личной жизни
Школа занимает невероятно много времени в жизни педагога. Лучше всего об этом знают учительские мужья и дети. Первый вопрос, который задал мне мой наставник, звучал так:
— Вы замужем?
— Нет.
— Плохо. Здесь не выйдете.
Конечно, это очень гиперболичное высказывание, но доля правды в этом есть. У вас будет оставаться мало времени и очень мало сил для личной жизни и развлечений. А если вы захотите на несколько лет посвятить себя целиком и полностью работе, то велик риск «перегореть», полностью и молниеносно остыть к этой профессии.
Как себя вести? Очень важно уметь правильно планировать своё время. Какую-то часть работы можно переложить на родительский комитет. Изготовление наглядных пособий, организация поездок с классом и многое другое с удовольствием выполнят некоторые родители ваших учеников. Помните, что в образовательном процессе участвуют не только учитель и ученик.
А какие-то материалы к уроку порой помогают делать друзья или «вторая половина». Иногда такие совместные поделки становятся целой историей.
Первый год работы очень трудный, и никто вас так не поддержит, как любящая семья. Поэтому никогда не ставьте профессиональные интересы выше личных. Как бы вы ни были загружены, у вас должно оставаться хоть немного времени на семью и хобби. Тогда и любые передряги на работе вы переживёте значительно легче. Впервые приходя работать в школу, вы попадаете в другой, совершенно обособленный мир. Естественно, на пути профессионального становления вас ждёт масса открытий. Скорее всего, вы столкнётесь с рядом ситуаций, выходящих далеко за рамки перечисленных советов. И тем не менее есть то, что неизменно от школы к школе. Надеюсь, эти советы принесут вам пользу.