Концепция развития географического образования в Российской Федерации

Учителя географии

Концепция развития географического образования
Концепция развития географического образования в Российской Федерации
Опубликовано на портале: 30 декабря 2018 г
КОНЦЕПЦИЯ
развития географического образования в Российской Федерации



I.Общие положения



Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации,
а также определяет механизмы ее реализации.



II.Значение географии и географического образования в России
и современном мире



География – наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Географическая информация является необходимой базой для выявления
и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества
с окружающей средой, включая экологические, социальные, экономические.

Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства.

География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.

Качественное географическое образование призвано обеспечивать:

формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;

формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;

формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;

основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального
и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;

начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт
и геоинформационных систем).

Преподавание географии в организации, реализующей образовательные программы начального общего (через учебный предмет «Окружающий мир»), основного общего и среднего общего образования (далее – образовательная организация), должно быть направлено на формирование яркой и образной географической картины мира, установление причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода в образовании, который предполагает:

высокую мотивацию к изучению географии;

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Концепция развития географического образования в Российской Федерации (в рамках образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования) призвана обеспечить сохранение лучших традиций отечественного образования наряду с внедрением прогрессивных инноваций в преподавании географии, ликвидировать имеющиеся недостатки, проблемы и противоречия.

[cut=Читать далее......]

III. Проблемы преподавания географии



В настоящее время в преподавании географии выделяются содержательные, методические, кадровые и мотивационные проблемы.



1. Проблемы содержательного характера

Недостаточная реализация комплексного подхода в изучении географии, в результате чего наблюдается разрыв между двумя ветвями географической науки – физической и социально-экономической географией;

недостаточное внимание к географии как инструменту патриотического воспитания молодежи;

отсутствие географии в предметной области «Естественные науки», что приводит к утрате связи географии как синтетического предмета с науками естественнонаучного цикла и, как следствие, снижению потенциала межпредметных связей;

низкая степень преемственности между курсами «Окружающий мир» (начальное общее образование) и курсом «География» (основное общее и среднее общее образование);

отставание содержания школьного курса географии от современных достижений в области географической науки;

снижение внимания к краеведческому компоненту образования в результате исключения курса «География родного края» из программ 8-9 классов и недостаточного использования возможностей внеурочной деятельности (школьных туристических походов, экскурсий, экспедиций, естественнонаучных практик и др.), что значительно уменьшило уровень компетентности обучающихся в сфере географии родного края;

отсутствие обобщающего курса географии в образовательной программе среднего общего образования, что приводит к снижению потенциала теоретических знаний и отсутствию практических навыков исследования территории
у выпускников.



2. Методические проблемы

Преобладание традиционного способа обучения, не в полной мере учитывающего личностный опыт обучающихся и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры, недостаточное использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения;

отсутствие высококачественных интерактивных ресурсов для изучения географии;

недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия;

низкий уровень оснащения кабинетов географии необходимым современным оборудованием, что снижает практический потенциал предмета.



3. Кадровые проблемы

Отсутствие у значительной части учителей географии профильного географического образования;

сокращение объема и продолжительности предметной подготовки учителей географии и их практико-ориентированной и психолого-педагогической квалификации и сокращение продолжительности такой подготовки в вузах;

снижение уровня подготовки в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в сфере географического образования;

уменьшение в педагогических вузах контрольных цифр приема по направлению «География», что приводит к ускоренному старению педагогического состава и кадровому дефициту учителей географии.



4. Проблемы мотивационного характера

Недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;

отсутствие положительных образов географа и учителя географии в средствах массовой информации, произведениях культуры и искусства;

недостаточный учёт возрастных особенностей обучающихся при отборе содержания образования и форм организации образовательной деятельности, формирующих ранний интерес к изучению географии, в том числе углублённо;

снижение мотивации обучающихся к изучению географии из-за недостаточного объёма практических занятий, в том числе в рамках внеурочной деятельности (экскурсии, походы, полевые и практические исследования, экспедиции и др.), обусловленное как недостаточной полевой подготовкой учителей, так и организационными сложностями таких мероприятий;

невостребованность географии как экзамена по выбору в форме ЕГЭ при прохождении государственной итоговой аттестации ввиду отсутствия предмета в перечне вступительных испытаний для поступления в образовательные организации высшего образования, в том числе с профильной географией;

недооценка значимости учебного предмета «География» среди обучающихся.



IV. Цель и задачи Концепции



Цель настоящей Концепции – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.

Задачи Концепции:

совершенствование содержания основных общеобразовательных программ в части изучении географии (с обеспечением их преемственности, межпредметных и метапредметных связей), учебных изданий, технологий и методик обучения;

популяризация географических знаний, соответствующих современному уровню развития науки о природе, обществе и общественной практике, повышение их статуса и востребованности в практической деятельности, в духовном, патриотическом и экологическом воспитании обучающихся;

совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) в части преподавания и изучения географии – обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования.



V. Основные направления реализации Концепции



1. Основное общее образование

Географическое образование на уровне основного общего образования должно:

воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики посредством актуализации содержания курса «География России», введения в систему географического образования
в образовательных организациях обязательного курса (модуля) «География родного края», а также изучения этого курса в рамках внеурочной деятельности;

обеспечивать соответствие объема и содержания примерных рабочих программ по географии и учебно-методических комплексов возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;

использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), способствовать развитию мотивации к изучению географии;

предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий;

обеспечивать комплексный подход в изучении географии для преодоления содержательного и методологического разрыва между физической и социально-экономической географией.



2. Среднее общее образование

Географическое образование на уровне среднего общего образования должно:

воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, формировать традиционные российские духовные ценности у обучающихся;

учитывать индивидуальную траекторию развития обучающихся и обеспечивать изучение учебного предмета в соответствии с индивидуальными запросами как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практико-ориентированной научно-исследовательской и проектной работой;

формировать у обучающихся представление о наличии географических систем в природе и обществе, обеспечивать выпускников общеобразовательных организаций географическими знаниями и навыками работы с географической информацией в объёме, достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по направлениям профессиональной подготовки, требующим наличия достаточной базы географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная служба, международные отношения, туризм, геоэкология и др.);

формировать у обучающихся на профильном уровне изучения учебного предмета расширенное/углублённое представление о географических особенностях развития России и современного мира, о системности в природе и обществе;

обеспечивать достаточным для продолжения образования по профильным направлениям (география, океанология, метеорология, гидрология, картография и военная топография, геоэкология, туризм и др.) объемом географических знаний
и умений;

обеспечивать профильный уровень подготовки на базе организаций высшего образования, специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе с использованием программ дистанционного обучения.



3. Дополнительное образование

Система дополнительного образования и воспитания должна:

координировать и интегрировать существующие формы дополнительного образования с системой мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями (в том числе Русским географическим обществом), – обеспечивать количественный рост и эффективность школьных экскурсий, полевых практик, экспедиций;

развивать и поддерживать олимпиады школьников, обеспечивать работу с обучающимися, увлечёнными географией и демонстрирующими значительные успехи в её освоении через создание специализированных образовательных центров юных географов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;

ориентироваться на развитие существующих и внедрение новых форм организации дополнительного образования – дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты и сообщества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

развивать традиционные формы работы с обучающимися посредством формирования унифицированной системы мероприятий расширенного взаимодействия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования – олимпиад, интеллектуальных конкурсов, турниров и дискуссионных клубов, слётов и соревнований.



4. Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области географического образования

Учитель географии – ключевое звено в системе развития географического образования. Престиж этой специальности определяется как положением географии в системе научных дисциплин и образовательных предметов,
так и профессиональным уровнем учителей. Для повышения качества преподавания географии концепция предполагает:

реализацию программ поддержки будущих учителей и молодых специалистов через систему поощрения и стимулирования учебных и учебно-научных образовательных проектов в форме «предметных» стипендий, премий, грантов, гарантий;

усиление практико-ориентированной составляющей в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования;

привлечение студентов и молодых специалистов к участию в просветительских проектах, в том числе в сфере дополнительного образования;

расширение территориального охвата и доступности программ повышения квалификации преподавателей географии за счёт проведения географических школ, лекториев, мобильных университетов, сборов, съездов;

привлечение учителей и студентов педагогических вузов к участию в экспедициях, полевых практиках, экскурсиях, социальных и географических акциях и массовых мероприятиях (в том числе проводимых Русским географическим обществом и Российской ассоциацией учителей географии);

ориентирование системы повышения квалификации и переподготовки учителей географии на создание инновационных модульных образовательных программ и технологий;

формирование и развитие профессионального открытого сетевого сообщества с функциями центров обмена опытом реализации инновационных образовательных программ и проектов, общественной экспертизы учебно-методических комплексов и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом и образовательными ресурсами.



5. Географическое просвещение и популяризация географии в России

Для популяризации географии России, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям отечественной географической науки, воспитания чувства патриотизма среди молодежи предусматривается:

организация комплексных медиакампаний, посвященных значимым датам
и событиям отечественной и мировой географии;

организация массовых просветительских мероприятий − географических фестивалей, фотовыставок и кинопоказов, научно-популярных лекториев;

создание условий для производства художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций и государственного заказа;

выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий;

содействие в проведении общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, открытых школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слетов и соревнований, географических брейн-рингов и дискуссионных клубов;

поддержка существующих и создание новых молодежных общественных инициатив, проектов, объединений, пропагандирующих географические знания и популяризирующих географию;

поощрение популяризаторов за счет соответствующих премий («за популяризацию географических знаний»), учреждение почетных званий («почетный лектор»);

развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев.



VI. Реализация Концепции



Реализация Концепции предполагает:

обновление содержания географического образования в образовательных организациях в соответствии с современным состоянием географической науки;

детализация требований ФГОС, касающихся результатов освоения основной общеобразовательной программы по географии (личностных, метапредметных, предметных), а также внесение изменений в примерные основные образовательные, в том числе в целях обеспечения преемственности его содержания с предметом «Окружающий мир» (начальное общее образование);

стимулирование включения в школьный курс географии модуля под единым названием «География родного края», а также организацию его изучения в том числе в рамках внеурочной деятельности;

разработку модельных нормативных актов, регламентирующих проведение школьных экспедиций, а также методических рекомендаций по их организации;

внесение предложений по структуре и содержанию контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии;

включение мероприятий по популяризации географии России и географических знаний в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иными нормативными документами.

Планируемые механизмы реализации Концепции:

обеспечить в рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования непрерывность географического образования посредством преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», «География России» и «Экономическая и социальная география мира»;

разработать примерную рабочую программу и методическое сопровождение для курса/модуля «География родного края» и рекомендовать его для 8-9 классов;

разработать современные требования к учебно-методическим комплексам
по географии, способствующие закреплению за географией функции интегрирующего предмета (в том числе методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся), с последующим проведением конкурса УМК с целью определения соответствия требованиям ФГОС и настоящей концепции и высокому качественному уровню содержания;

подготовить и издать новые атласы обучающегося и учителя;

проводить Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по географии во всех классах;

проводить национальные исследования качества образования (НИКО)
в 7-8 классах;

рекомендовать ввести обязательное вступительное испытание по географии при приеме на географические факультеты педагогических вузов, а также по ряду направлений подготовки и специальностей высшего образования: «Экономика», «Экология и природопользование», «Туризм», «Международные отношения», «Политология», «Государственное и муниципальное управление», «Внешняя торговля», «Регионоведение России», «Зарубежное регионоведение», «Землеустройство и кадастры», «История», «Биология», «Почвоведение», «Природообустройство и водопользование», «Нефтегазовое дело», «Геодезия и дистанционное зондирование» и другие;

рекомендовать включить педагогическую подготовку с педагогической практикой в программы обучения по географическим специальностям в классических университетах;

создать Всероссийский центр географического образования для талантливых обучающихся и систему региональных центров;

внедрить систему премий и стимулирующих грантов (за счёт внебюджетных источников финансирования) для учителей географии, в особенности молодых специалистов, по результатам федеральных и региональных конкурсов, смотров, рейтингов;

проводить Национальный мониторинг профессиональной компетентности учителей географии;

реализовать программу содействия материально-техническому развитию общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие результаты в обучении географии;

ходатайствовать о формировании на одном из центральных каналов телевидения редакции учебных программ с целью создания фильмов и передач по географии для включения их в сетку вещания и методический фонд аудиовизуальных средств обучения.
15:45
RSS
Обсуждаем Концепцию развития географического образования в Российской Федерации.
Концепция-важный документ, направленный на повышение престижа школьной географии-это прекрасно! Но его реализация без современного материального обеспечения не возможна. С введением географии в качестве обязательного предмета на итоговой аттестации я не согласна, так же, как и с усилением практической направленности. Практические работы необходимо скорректировать. В целом, необходимо упростить содержание школьного курса базового уровня социально-экономической географии России и мира. География тогда будет любимой и интересной , когда она будет понятна всем детям с разными способностями.
К сожалению,географии как предмету в школе отводится незавидная роль: не секрет, что этот предмет считается второстепенным. Современные дети слабо мотивированны на изучение предметов естественно-научного цикла. Думаю что данная концепция действительно поможет повысить престиж географического образования! Полностью поддерживаю коллег, географию нельзя вводить как обязательный предмет на итоговой аттестации, ведь специфика географии заключается в том, что она содержит большой объем материала, который не сводится к заучиванию правил и примеров, а скорее рассчитан на понимание закономерностей.