ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УРОКАМ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Учителя Физической культуры и ОБЖ
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УРОКАМ ФИЗКУЛЬТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Содержание физического воспитания понимаем как разностороннее воздействие на физическое развитие учащихся, включая воспитание моральных и волевых качеств человека, овладение высокой техникой исполнения специальных спортивных упражнений. Практика показала, что в области преподавания давно назрела идея использования нетрадиционных приемов на отдельных этапах урока и внеклассных мероприятиях, и в создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных информационных технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Часть 1:
Дифференцированное физкультурное образование.
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новая совокупность научных достижений ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, функциональной грамотности и наиболее полной самореализации.
Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования.
При этом перед учителем встают новые задачи:
— Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
— Оценка деятельности ученика не только по конечному результату , но и по процессу его достижения.
— Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Результаты можно получить при следующих условиях:
1.Работа должна проводиться систематически.
2.Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся в процессе работы.
3.Задания должны быть посильными.
4.Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
ЧАСТЬ 2:
Возможности компьютерных технологий на уроке физкультуры.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:
а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол;
в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях).
Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее. При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, что делает урок более содержательным и увлекательным.
Рассказывая об истории зарождения физической культуры или Олимпийских играх, о работе мышц, работе систем дыхания и кровообращения при выполнении упражнений. так как урок спланирован с применением ИКТ, учащиеся могут увидеть всё, о чём я рассказываю. Теоретический материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации.
Таким образом, ИКТ сегодня являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, и создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализации их в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
ЧАСТЬ 3:
Технология раздельного обучения.
Актуальным в процессе обучения становится индивидуальный подход. У каждого ребёнка должна быть своя цель на пути совершенствования физической подготовки, даже слабый по физическому развитию ученик должен чувствовать себя комфортно на уроках. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения.
Например, вследствие физиологических особенностей, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо. Для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей – совершенствование техники игры в футбол, баскетбол.
Ещё один пример: при закреплении учебного материала, дети условно делятся в классе на группы в зависимости от подготовленности. Одной группе дают подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях. Хорошо подготовленным детям позволяют добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее подготовленные работают в стандартных условиях. Проводят индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается
выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения. В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются в основном по разделам теоретических знаний (рефераты, презентации), самостоятельной деятельности и выполнению доступных им двигательных действий.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями – всё это важнейшие черты современного урока физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Инновационная деятельность в преподавании физической культуры предполагает такой процесс и результат учебной деятельности, который стимулирует вносить изменения в существующую культурную и социальную среду. Это позволяет рассматривать инновационную деятельность как прогрессивное преобразование, приводящее к положительным изменениям в учебном процессе, ведущее к разрешению конфликта между традиционными и новыми формами образовательной деятельности. Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Содержание физического воспитания понимаем как разностороннее воздействие на физическое развитие учащихся, включая воспитание моральных и волевых качеств человека, овладение высокой техникой исполнения специальных спортивных упражнений. Практика показала, что в области преподавания давно назрела идея использования нетрадиционных приемов на отдельных этапах урока и внеклассных мероприятиях, и в создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных информационных технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.
Часть 1:
Дифференцированное физкультурное образование.
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Одним из важнейших изменений в системе отечественного образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), продиктованное необходимостью достижения современного качества образования, которое отвечает потребностям личности, государства. В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение обучающимся не только определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новая совокупность научных достижений ориентирована прежде всего на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, функциональной грамотности и наиболее полной самореализации.
Пример учителя физической культуры, обладающего высокой педагогической культурой, работающего над совершенствованием собственной личности, является важным средством воспитания учащихся в условиях личностно-ориентированного образования.
При этом перед учителем встают новые задачи:
— Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
— Оценка деятельности ученика не только по конечному результату , но и по процессу его достижения.
— Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
Результаты можно получить при следующих условиях:
1.Работа должна проводиться систематически.
2.Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся в процессе работы.
3.Задания должны быть посильными.
4.Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных, качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, двигательной деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
ЧАСТЬ 2:
Возможности компьютерных технологий на уроке физкультуры.
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию знаний.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. На уроках физкультуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов рисуются стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.
Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:
а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол;
в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях).
Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее. При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, что делает урок более содержательным и увлекательным.
Рассказывая об истории зарождения физической культуры или Олимпийских играх, о работе мышц, работе систем дыхания и кровообращения при выполнении упражнений. так как урок спланирован с применением ИКТ, учащиеся могут увидеть всё, о чём я рассказываю. Теоретический материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации.
Таким образом, ИКТ сегодня являются инструментом повышения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, и создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализации их в дошкольных и общеобразовательных учреждениях.
ЧАСТЬ 3:
Технология раздельного обучения.
Актуальным в процессе обучения становится индивидуальный подход. У каждого ребёнка должна быть своя цель на пути совершенствования физической подготовки, даже слабый по физическому развитию ученик должен чувствовать себя комфортно на уроках. Здесь можно использовать технологию раздельного обучения.
Например, вследствие физиологических особенностей, половые различия между юношами и девушками проявляются более отчетливо. Для девушек ведется преподавание по разделу «гимнастика с элементами акробатики», «ритмическая гимнастика», для юношей – совершенствование техники игры в футбол, баскетбол.
Ещё один пример: при закреплении учебного материала, дети условно делятся в классе на группы в зависимости от подготовленности. Одной группе дают подготовительные или подводящие упражнения в облегчённых условиях, другой – усложнённые подводящие упражнения, третей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д. Обучающиеся сильных групп, внутри класса, осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников, поэтому обучение двигательному действию заканчивается для них выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях, а учащиеся слабых и средних групп продолжают выполнять упражнение по частям или многократно повторяют его в стандартных условиях. Хорошо подготовленным детям позволяют добавлять в комбинации свои элементы, в опорном прыжке изменять высоту снаряда, тогда как менее подготовленные работают в стандартных условиях. Проводят индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается
выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и для домашнего выполнения. В заключительной части урока класс объединяется, все ученики выполняют одинаковые упражнения, играют.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются в основном по разделам теоретических знаний (рефераты, презентации), самостоятельной деятельности и выполнению доступных им двигательных действий.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учётом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями – всё это важнейшие черты современного урока физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проектирование учителем физической культуры учебного процесса в условиях новых требований предусматривает иные подходы не только к планированию образовательных результатов, но и к отбору содержания, методов, форм и технологий обучения. Инновационная деятельность в преподавании физической культуры предполагает такой процесс и результат учебной деятельности, который стимулирует вносить изменения в существующую культурную и социальную среду. Это позволяет рассматривать инновационную деятельность как прогрессивное преобразование, приводящее к положительным изменениям в учебном процессе, ведущее к разрешению конфликта между традиционными и новыми формами образовательной деятельности. Система применения современных педагогических технологий в работе учителя физической культуры создает максимально благоприятные условия для раскрытия не только физических, но и духовных способностей ребенка, обеспечивает творческое применение полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физического и нравственного здоровья, способствует формированию личной физической культуры школьников.