Реализация ФГОС на моих уроках

Учителя Физической культуры и ОБЖ

ФГОС на уроках физической культуры



Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью, но при этом физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились климато-географические, экологические и социальные условия. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет имел возможность реализовать свою двигательную активность в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась.

В новом стандарте урок физической культуры занимает правильное место. Три часа физкультуры в современном мире – необходимость. По данным Департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ, больше 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту получения аттестата полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников. Главной причиной проблем, уверены специалисты, является дефицит движения. На уроках ребенок без движения в среднем проводит около 10 часов.
Дефицит двигательной активности у младших школьников составляет 35-40%, а среди старшеклассников достигает 75- 85%. Разработчики стандарта справедливо исходили из установки, что урок физкультуры – это развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Главное, чтобы ребенок овладел основами технических действий, приемов и физических упражнений из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности.
Главный смысл обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои возможности. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять, посоветовать, проконсультировать. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать активной личностью.
Отсюда и появилось домашнее задание по физической культуре.
На дом ученик получает домашнее задание из основных разделов программы по физической культуре: легкая атлетика( техника стартов, техника прыжка в длину), гимнастика (стойка на лопатках, мостик). И даже из игровых видов! Баскетбол ( стойка баскетболиста, имитация броска), волейбол (техника перемещений, имитация нападающего удара). А также на знание теоретического курса по данным видам. Еще учащиеся получают задание подготовить комплекс из ОРУ, который в последствии они демонстрируют на моих уроках, не только учителю, но и своим одноклассникам, которые в свою очередь являются испытуемыми, а проводящий данный комплекс имеет возможность попробовать себя в роли того самого учителя, руководящего звена, что искореняет чувство скованности, стеснения и, без сомнения, положительно сказывается на моральном настрое ученика, повышения его самооценки, чувства необходимости в себе, как звена одной цепи, да и просто хорошему расположению духа и настроения.
В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Исследования свидетельствуют о том, что и в образовательном учреждении, и дома учащиеся большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.
Одним из главных направлений в своей деятельности считаю использование методики развития интеллектуальных способностей школьников в сочетании с практической подготовкой. Провожу теоретические уроки, включая способы физкультурной деятельности: например: «Как формировать правильную осанку», на этом же занятии знакомлю с подбором упражнений для формирования правильной осанки с правилами проведения самостоятельных занятий.
Также нередко провожу с учащимися уроки , где им предлагаются тестовые задания на знания о физической культуре, спорте и здоровом образе жизни.
В самом ближайшем будущем планирую проведение практических занятий по теме: «Измерение основных показателей физического развития» (длины, массы тела, окружности грудной клетки и т.д.)
Проведение таких уроков, формирует у школьников основы осознанных мотивов, и потребностей к активной физкультурно-двигательной деятельности
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку сохранение и увеличение его жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Ориентируюсь при проведении уроков на принципы здоровьесберегающего урока, направленного на укрепление физиологического и психологического здоровья:
• принцип двигательной активности;
• принцип оздоровительного режима;
• принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.;
• принцип психологической комфортности
• принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка.

С целью реализации дифференцированного подхода я практикую проведение мониторинга, направленного на выявление уровня физической подготовленности учащихся (провожу 2 раза в год, вначале учебного года – сентябрь и в конце года – май). Анализируя данные мониторинга, выявляю слабые стороны подготовки, на что следует уделять больше внимания .
Мониторинг позволяет отслеживать уровень овладения физическими качествами каждого обучающегося, а подход, организованный по уровню развития, способствует выявлению и развитию задатков и способностей обучающихся. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, использую комплексы упражнений по коррекции недостатков в физической подготовке.
Для повышения двигательной активности самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет, частично, удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели. На своих уроках стремлюсь поддерживать высокую моторную плотность и отдаю предпочтительный выбор упражнениям, имеющим оздоровительный эффект.
В водную часть каждого урока обязательно включаются упражнения на координацию движений, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.. В заключительной части урока применяю дыхательные упражнения , упражнения на релаксацию,
Для создания здоровьесберегающего пространства комбинирую
игровой, соревновательный и круговой метод, учитывая возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления.
Игровые и соревновательные методы обучения незаменимы в практике физического воспитания. Движения, входящие в широко распространенные подвижные игры, естественны, понятны и доступны для детей. Играя, дети овладевают необходимыми навыками и умениями. В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности.
Считаю, что ФГОС это хорошо! Но для его реализации в полной мере нужно гораздо больше, чем есть на сегодняшний день!
17:40
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!