Выбор профессии: как родителям не переборщить с наставничеством
Prof-Life
https://activityedu.ru/Blogs/proforientaciya/vybor-professii-kak-roditelyam-ne-pereborshchit-s-nastavnichestvom/Выбор будущей профессии часто становится головной болью не только для подростка, но и для его близких. По этому поводу многие родители испытывают повышенную тревогу, отчаяние, злость. Порой это выливается в семейные разногласия и ссоры. Между тем задача взрослого − не впасть в состояние стресса, проявить заботу и чуткость, предоставить надежное сопровождение ребенку в поиске своего пути. Почему уравновешенность родителей играет важную роль и как не навредить своему ребенку, неосознанно лишая его права выбора, рассказывает психолог Елена Полякова.
Больше не нужно выбирать «одну и на всю жизнь»
Иметь несколько профессий и образований становится нормой. Человек, который хочет идти в ногу со временем, постоянно пополняет багаж знаний, комбинирует их в единое целое, старается овладеть новыми компетенциями. Тем самым он увеличивает свои шансы быть востребованным на рынке труда.
Именно поэтому родителям стоит пересмотреть свое отношение к выбору их детьми профессии. Необходимо осознавать, что это больше не «самый важный шаг в жизни», а всего лишь первый кирпичик в фундаменте их будущего.
Важность доверительных отношений
Подростку важно понимать, что родители чувствуют его и принимают тот факт, что он становится взрослым. Уверенность в том, что его уважают и любят, не ограничивают собственное пространство и предоставляют свободу выбора, дает ребенку возможность исследовать свои способности и потребности в самораскрытии, не боясь осуждения со стороны взрослых. Чем выше уровень доверия в семье, тем устойчивее фундамент для самопредъявления подростком обществу творческого потенциала, а значит, шансов, что профессия, которую он выберет, послужит его самореализации, будет значительно больше.
Любящие мама и папа начинают приглядываться к способностям и склонностям своего ребенка не в последние годы обучения в школе, а значительно раньше. Направляя и поддерживая его таланты, они облегчают выбор будущей профессии. Особенно важны их участие, способность слышать ребенка и готовность поддерживать на финальном этапе профориентации, когда приходит момент определиться, что будет после школы: учеба в вузе, работа, не требующая получения образования, или практика, когда окончательное самоопределение происходит в процессе стажировки или волонтерской деятельности.
К этому периоду родителям нужно научиться избегать излишнего напряжения и не рассматривать выбор подростка, как правильный или неправильный, и уж тем более не относиться к нему, как к возможной фатальной ошибке.
О чем нужно помнить, когда порыв наставничества зашкаливает
Когда семья давит на подростка, заставляя его принять решение, он лишается права стать взрослым, родители забывают, что перед ними самостоятельная личность. Ребенку предстоит проживать свою взрослую жизнь, а значит он имеет право выбрать профессию по душе, даже если этот выбор не устраивает близких. Находясь в подавляемой позиции, сыну или дочери сложно предъявлять свои потребности из-за боязни критики и отвержения.
Пример из практики
В семье, где папа и мама успешные хирурги, все члены семьи говорят на двух языках и это не считается чем-то особенным – лингвистику даже не берут в расчет при выборе профессии. Старший сын внушает тревогу. Родители обращаются за консультацией, описывая проблему так: мальчик закончил десятый класс и не может определиться, кем хочет стать в будущем. Отец настаивает на поступлении в медицинский и продолжении династии, но мальчик отказывается.
Что происходит на самом деле? Родители из лучших побуждений оказывают давление на ребенка, а тот, боясь расстроить близких и стать причиной конфликта, не раскрывает им своих желаний.
Только после консультации психолога в ходе доверительного разговора с сыном мама узнает, что он пишет стихи и рассказы, его мечта − не быть привязанным к конкретному месту работы. Сын хочет иметь возможность путешествовать и писать. Родителям, пропустившим момент самоопределения ребенка, случившийся задолго до окончания десятого класса, было очень сложно принять его выбор и позволить поступление в литературный институт.
Порой родители руководствуются личными мотивами, за которыми стоят истории их собственной жизни. Интересы подростка и забота о его будущем не имеют к этому никакого отношения.
Желание «причинить добро»
Нравится ли родителям профессия, которую выбирает их ребенок – не на этот критерий следует опираться. Им стоит задумываться лишь о том, хорошо ли будет их сыну или дочери, счастлив ли он от своего выбора, интересно ли ему, совпадает ли выбранная профессия с его мечтами и желаниями о самореализации.
Взрослым необходимо ответить себе, что стоит за их решением настоять на своем. Возможно, в процессе самоанализа им предстоит встретиться с такими своими эмоциями, как страх, неуверенность, желание из «лучших побуждений» «причинить добро» или собственными потребностями, которые по сей день так и не реализованы.
Если ответить на нижеприведенные вопросы честно, то есть вероятность, что страхи и сомнения уйдут, так как станут понятны причины их возникновения, и родители станут способны на принятие желаний или сформированного выбора ребенка.
Настаиваете ли вы на готовом решении для своего ребенка и допускаете ли свободу выбора?
Похоже ли ваше решение на чуткое и бережное, уважительное отношение к ребенку?
Признаете ли вы право на личное пространство?
Нравится ли вам ваша работа?
Что вы получаете или не получаете в своей профессии?
Кем вы хотели стать и кем стали?
Чем вы можете поделиться с ребенком из собственного опыта?
Что вы получите от того, что ребенок откажется от собственного выбора в пользу вашего?
Важно ли вам, чтобы ребенок был самостоятельным?
Как вы транслируете поддержку?
Проявляете ли вы заботу?
Знаете ли вы, чем живет ваш сын (дочь)?
Хотите ли вы знать, чем он интересуется и в чем хочет проявлять себя?
Какие сильные стороны вы замечаете в своем ребенке, часто ли говорите ему о них?
Что может произойти, если он выберет профессию по душе?
Поддержите ли вы своего ребенка, если на втором курсе университета он вдруг поймет, что поступил не на тот факультет?
Как поделиться собственным опытом
Если мама и папа ходят на работу с радостью, получают удовольствие от своей профессиональной деятельности, они лучше, чем кто-либо другой, могут понять, как важно выбрать работу по душе. Если же работа им не в радость, то опять же именно они могут объяснить сыну или дочери, почему так важно сделать выбор, исходя их собственных интересов.
Нет универсального совета и инструкций, как передать свой опыт. Родителям стоит прислушаться к себе, быть откровенными с самими собой и открыться ребенку.
Ранящие фразы
Есть фразы, которые могут воспроизводить родители в порыве собственной тревоги и даже отчаяния по поводу выбора ребенка. Важно помнить, что эти слова ранят подростка:
«Мы с отцом решили, что для тебя будет лучше...»
«Ты не получишь от нас ни копейки, если не выберешь...»
«В Москву на учебу мы тебя не отпустим!»
«Тебя не возьмут / ты не сможешь...»
«Деньги мы тебе дадим только на учебу на факультете...»
«Зачем тебе учиться, иди к дяде Феде на ферму, он тебя и так возьмет!»
«Сейчас и без высшего образования можно прожить!»
«Художник, режиссер, музыкант — это не профессии!»
«Тебя никто не возьмет…»
«Кому ты нужен, кроме нас...»
«Хочешь выбрать сам, выбирай, но мы тебе помогать не будем...»
«Выбирай профессию, где платят деньги!»
«Работа должна быть стабильной / востребованной /модной!»
Такие фразы сильно ограничивают ребенка в выборе и выбивают у него почву из-под ног, из-за чего он начинает ощущать, что больше нет безопасности и нет принятия, есть агрессия со стороны взрослых, от которых он все еще зависит, его не сопровождают, не на кого положиться.
Испытав даже некоторые из описанных симптомов страха и разочарования, подросток может отказаться от собственного выбора, так как взрослый передает ему непосильный объем ответственности и вину за свое желание жить, принимая собственные решения.
Подросток не чувствует конкретного интереса, а время выбрать вуз наступило
Не стоит в таком случае выбирать что-то узкоспециализированное. Стоит обратить внимание на фундаментальное образование, ориентируясь на внутренние интенции подростка и его способности. Правильным решением будет дать время определиться и, может быть, даже пропустить один год, не поступая в вуз, если подросток настаивает на этом.
Но если выбор сделан, хотя он и не был продиктован истинным желанием, всегда можно перейти на другой факультет, дополнить первое образование специализацией или непрофильной магистратурой. Не стоит бояться менять свое решение, если становится очевидно, что профессия выбрана ошибочно. Возможностей много, главное позволить себе и своему ребенку действовать без страха, в свободе личного выбора.
Сейчас доступны консультирующие психологи, специалисты по профессиональной ориентации и можно получить дополнительную помощь. Однако именно желание родителя быть рядом со своим ребенком и откликаться на его потребности и эмоции является одной из важнейших целительных опор для подростка.
Итог
Выбор профессии − очень важный шаг. Но в свои 16-17 лет юноши и девушки не всегда способны определиться раз и навсегда. Во-первых, потому что будущее — это процесс, а не устоявшаяся константа, а во-вторых, − на протяжении жизни у человека часто появляются новые интересы, он вправе включать их в свою профессиональную деятельность. Как вы думаете, откуда берутся такие уникальные профессии, как эколог-юрист, писатель-антрополог, блогер-путешественник, физик-астронавт?
Каким бы ни было решение подростка, если он выбирал сердцем, у него всегда будет возможность проявлять себя творчески. Важно, чтобы он чувствовал себя «там, где и должен быть» и имел возможность реализовывать в выбранной сфере свой уникальный, заложенный природой потенциал.
Больше не нужно выбирать «одну и на всю жизнь»
Иметь несколько профессий и образований становится нормой. Человек, который хочет идти в ногу со временем, постоянно пополняет багаж знаний, комбинирует их в единое целое, старается овладеть новыми компетенциями. Тем самым он увеличивает свои шансы быть востребованным на рынке труда.
Именно поэтому родителям стоит пересмотреть свое отношение к выбору их детьми профессии. Необходимо осознавать, что это больше не «самый важный шаг в жизни», а всего лишь первый кирпичик в фундаменте их будущего.
Важность доверительных отношений
Подростку важно понимать, что родители чувствуют его и принимают тот факт, что он становится взрослым. Уверенность в том, что его уважают и любят, не ограничивают собственное пространство и предоставляют свободу выбора, дает ребенку возможность исследовать свои способности и потребности в самораскрытии, не боясь осуждения со стороны взрослых. Чем выше уровень доверия в семье, тем устойчивее фундамент для самопредъявления подростком обществу творческого потенциала, а значит, шансов, что профессия, которую он выберет, послужит его самореализации, будет значительно больше.
Любящие мама и папа начинают приглядываться к способностям и склонностям своего ребенка не в последние годы обучения в школе, а значительно раньше. Направляя и поддерживая его таланты, они облегчают выбор будущей профессии. Особенно важны их участие, способность слышать ребенка и готовность поддерживать на финальном этапе профориентации, когда приходит момент определиться, что будет после школы: учеба в вузе, работа, не требующая получения образования, или практика, когда окончательное самоопределение происходит в процессе стажировки или волонтерской деятельности.
К этому периоду родителям нужно научиться избегать излишнего напряжения и не рассматривать выбор подростка, как правильный или неправильный, и уж тем более не относиться к нему, как к возможной фатальной ошибке.
О чем нужно помнить, когда порыв наставничества зашкаливает
Когда семья давит на подростка, заставляя его принять решение, он лишается права стать взрослым, родители забывают, что перед ними самостоятельная личность. Ребенку предстоит проживать свою взрослую жизнь, а значит он имеет право выбрать профессию по душе, даже если этот выбор не устраивает близких. Находясь в подавляемой позиции, сыну или дочери сложно предъявлять свои потребности из-за боязни критики и отвержения.
Пример из практики
В семье, где папа и мама успешные хирурги, все члены семьи говорят на двух языках и это не считается чем-то особенным – лингвистику даже не берут в расчет при выборе профессии. Старший сын внушает тревогу. Родители обращаются за консультацией, описывая проблему так: мальчик закончил десятый класс и не может определиться, кем хочет стать в будущем. Отец настаивает на поступлении в медицинский и продолжении династии, но мальчик отказывается.
Что происходит на самом деле? Родители из лучших побуждений оказывают давление на ребенка, а тот, боясь расстроить близких и стать причиной конфликта, не раскрывает им своих желаний.
Только после консультации психолога в ходе доверительного разговора с сыном мама узнает, что он пишет стихи и рассказы, его мечта − не быть привязанным к конкретному месту работы. Сын хочет иметь возможность путешествовать и писать. Родителям, пропустившим момент самоопределения ребенка, случившийся задолго до окончания десятого класса, было очень сложно принять его выбор и позволить поступление в литературный институт.
Порой родители руководствуются личными мотивами, за которыми стоят истории их собственной жизни. Интересы подростка и забота о его будущем не имеют к этому никакого отношения.
Желание «причинить добро»
Нравится ли родителям профессия, которую выбирает их ребенок – не на этот критерий следует опираться. Им стоит задумываться лишь о том, хорошо ли будет их сыну или дочери, счастлив ли он от своего выбора, интересно ли ему, совпадает ли выбранная профессия с его мечтами и желаниями о самореализации.
Взрослым необходимо ответить себе, что стоит за их решением настоять на своем. Возможно, в процессе самоанализа им предстоит встретиться с такими своими эмоциями, как страх, неуверенность, желание из «лучших побуждений» «причинить добро» или собственными потребностями, которые по сей день так и не реализованы.
Если ответить на нижеприведенные вопросы честно, то есть вероятность, что страхи и сомнения уйдут, так как станут понятны причины их возникновения, и родители станут способны на принятие желаний или сформированного выбора ребенка.
Настаиваете ли вы на готовом решении для своего ребенка и допускаете ли свободу выбора?
Похоже ли ваше решение на чуткое и бережное, уважительное отношение к ребенку?
Признаете ли вы право на личное пространство?
Нравится ли вам ваша работа?
Что вы получаете или не получаете в своей профессии?
Кем вы хотели стать и кем стали?
Чем вы можете поделиться с ребенком из собственного опыта?
Что вы получите от того, что ребенок откажется от собственного выбора в пользу вашего?
Важно ли вам, чтобы ребенок был самостоятельным?
Как вы транслируете поддержку?
Проявляете ли вы заботу?
Знаете ли вы, чем живет ваш сын (дочь)?
Хотите ли вы знать, чем он интересуется и в чем хочет проявлять себя?
Какие сильные стороны вы замечаете в своем ребенке, часто ли говорите ему о них?
Что может произойти, если он выберет профессию по душе?
Поддержите ли вы своего ребенка, если на втором курсе университета он вдруг поймет, что поступил не на тот факультет?
Как поделиться собственным опытом
Если мама и папа ходят на работу с радостью, получают удовольствие от своей профессиональной деятельности, они лучше, чем кто-либо другой, могут понять, как важно выбрать работу по душе. Если же работа им не в радость, то опять же именно они могут объяснить сыну или дочери, почему так важно сделать выбор, исходя их собственных интересов.
Нет универсального совета и инструкций, как передать свой опыт. Родителям стоит прислушаться к себе, быть откровенными с самими собой и открыться ребенку.
Ранящие фразы
Есть фразы, которые могут воспроизводить родители в порыве собственной тревоги и даже отчаяния по поводу выбора ребенка. Важно помнить, что эти слова ранят подростка:
«Мы с отцом решили, что для тебя будет лучше...»
«Ты не получишь от нас ни копейки, если не выберешь...»
«В Москву на учебу мы тебя не отпустим!»
«Тебя не возьмут / ты не сможешь...»
«Деньги мы тебе дадим только на учебу на факультете...»
«Зачем тебе учиться, иди к дяде Феде на ферму, он тебя и так возьмет!»
«Сейчас и без высшего образования можно прожить!»
«Художник, режиссер, музыкант — это не профессии!»
«Тебя никто не возьмет…»
«Кому ты нужен, кроме нас...»
«Хочешь выбрать сам, выбирай, но мы тебе помогать не будем...»
«Выбирай профессию, где платят деньги!»
«Работа должна быть стабильной / востребованной /модной!»
Такие фразы сильно ограничивают ребенка в выборе и выбивают у него почву из-под ног, из-за чего он начинает ощущать, что больше нет безопасности и нет принятия, есть агрессия со стороны взрослых, от которых он все еще зависит, его не сопровождают, не на кого положиться.
Испытав даже некоторые из описанных симптомов страха и разочарования, подросток может отказаться от собственного выбора, так как взрослый передает ему непосильный объем ответственности и вину за свое желание жить, принимая собственные решения.
Подросток не чувствует конкретного интереса, а время выбрать вуз наступило
Не стоит в таком случае выбирать что-то узкоспециализированное. Стоит обратить внимание на фундаментальное образование, ориентируясь на внутренние интенции подростка и его способности. Правильным решением будет дать время определиться и, может быть, даже пропустить один год, не поступая в вуз, если подросток настаивает на этом.
Но если выбор сделан, хотя он и не был продиктован истинным желанием, всегда можно перейти на другой факультет, дополнить первое образование специализацией или непрофильной магистратурой. Не стоит бояться менять свое решение, если становится очевидно, что профессия выбрана ошибочно. Возможностей много, главное позволить себе и своему ребенку действовать без страха, в свободе личного выбора.
Сейчас доступны консультирующие психологи, специалисты по профессиональной ориентации и можно получить дополнительную помощь. Однако именно желание родителя быть рядом со своим ребенком и откликаться на его потребности и эмоции является одной из важнейших целительных опор для подростка.
Итог
Выбор профессии − очень важный шаг. Но в свои 16-17 лет юноши и девушки не всегда способны определиться раз и навсегда. Во-первых, потому что будущее — это процесс, а не устоявшаяся константа, а во-вторых, − на протяжении жизни у человека часто появляются новые интересы, он вправе включать их в свою профессиональную деятельность. Как вы думаете, откуда берутся такие уникальные профессии, как эколог-юрист, писатель-антрополог, блогер-путешественник, физик-астронавт?
Каким бы ни было решение подростка, если он выбирал сердцем, у него всегда будет возможность проявлять себя творчески. Важно, чтобы он чувствовал себя «там, где и должен быть» и имел возможность реализовывать в выбранной сфере свой уникальный, заложенный природой потенциал.