Будущее образования: какие профессии могут исчезнуть в ближайшие пять лет
Prof-Life
Рассказываете детям о своей молодости и думаете, что они с легкостью примут ваш опыт и пойдут по вашим стопам? Не пойдут: мир меняется, и опыт предыдущих поколений не соответствует задачам и вызовам текущего времени.
Министерство труда отмечает, что лет через пять-семь некоторые профессии окончательно исчезнут, как это произошло, например, с упраздненной ныне работой стенографиста. Разумеется, в первую очередь изменения коснутся профессий, рабочие задачи которых легко автоматизируются техникой или программным обеспечением (лифтер, кассир), но и сфера образования не останется в стороне, а тоже будет изменяться в ответ на проникновение новых технологий. Мы вместе с Московским международным салоном образования – 2019 составили рейтинг профессий, которые скоро станут невостребованными, а Екатерина Лукша, управляющий директор благотворительного фонда «Защита детства», лидер инициативы «Голос детей» предположила, какие вакансии появятся на рынке труда в обозримом будущем.
Учетный секретарь
Отмена этой профессии существенно изменит принцип работы учителей, которые смогут делегировать часть своей работы, связанной с заполнением бумаг, не живому человеку, а машине. По мнению Екатерины Лукши, технические возможности уже сейчас позволяют самому педагогу не записывать большое количество информации и не готовить для этого отдельного человека. Расшифровка аудио- и видеоматериала в режиме реального времени бережет силы педагога и не требует установочных разговоров с секретарем, чтобы тот в потоке информации смог выявить главное, необходимое для педагога; общие календари на все образовательное учреждение позволяют не тратить время на согласование рабочей встречи или дополнительных методических мероприятий.
Методист
К чему рассчитывать часы и выстраивать расписание, если робот может сделать это гораздо быстрее и эффективнее в любое время суток? Ручные работы с заданными воспроизводимыми алгоритмами постепенно уходят в прошлое, повышая в то же время спрос на уникальных профессионалов – грамотных специалистов, способных, например, создавать новые смыслы и цели для системы образования и облекать их в новую программу для обучения.
Преподаватели, работающие только офлайн
Уже сейчас видно, что образование выходит за границы привычного офлайн-мира и использует почти все массовые онлайн-инструменты. Вебинары, дистанционные вузы, репетиторы по скайпу, обучение игре на инструментах в ютубе… Преподавателем может стать каждый. Конкуренция возникает не в зоне фундаментального знания, которое тоже уже оцифровано, а в сфере навыков. И те педагоги, кто не сможет овладеть навыком внедрения и применения онлайн-инструментов, скорее всего, проиграют тем, кто активно использует сеть.
В целом перспективы работы в сфере образования положительные. По словам Екатерины Лукши, в образовательной среде сейчас основной тренд основывается на воспитании практикоориентированных педагогов. Особенно это актуально для прикладных дисциплин, например биологии и химии. Детям важно не просто знать о применимости фундаментальных знаний на практике, а понимать, как то или иное знание встречается и пригождается им ежедневно. Подростки хотят разбираться в последних научных открытиях и видеть, как проверяются теории и гипотезы; их больше не устраивает «традиционный» подход с воспроизведением информации – они должны быть в эту информацию полностью погружены. Как пример: обучающие научно-популярные блоги и ютуб-каналы для подростков, где они получают именно эту практическую информацию, имеют очень высокие рейтинги. Кроме того, добавляет Екатерина, сейчас появился спрос на тьюторов – сопровождающих, координаторов образовательного процесса ребенка, которые помогают еще и осмыслить то, что происходит с ребенком внутри его опыта. Кроме того, они выполняют роль модернизированных наставников, которые помогут школьнику не запутаться в многообразии онлайн-платформ, выбрать нужные курсы и выстроить оптимальное расписание, необходимое для достижения результата.
Вакансии будущего
Совсем скоро на образовательном рынке труда может появиться интересная вакансия «игропедагог», отмечает Екатерина. Уже сегодня очень много образовательных проектов, обучающих и формирующих знания и навыки через игру и симуляцию реальных процессов. Игра – это почти всегда сложная командная работа, через которую как раз лучше всего развиваются в учениках известные «4 К»: креативность, коммуникация, кооперация и критическое мышление. Необходимы методисты, разработчики и модераторы игры, которые понимают, как создать и воспроизвести полноценный игровой опыт с эффективным результатом.
Большая часть профессий, по всей видимости, сохранится, но претерпит существенные изменения. В первую очередь это связано с развивающимися технологиями: как прогнозируют эксперты, образование в целом существенно развернется в сторону онлайн-коммуникаций, а это значит, что потребность в учителях и наставниках станет меньше. Тем не менее престиж профессии сохранится: пока программы еще не в силах заменить полноценного живого учителя.
Ознакомиться с проектом программы Московского международного салона образования – 2019, который пройдет с 10 по 13 апреля в 75-м павильоне ВДНХ, выбрать интересующие темы и построить собственный индивидуальный маршрут посещения Салона можно на сайте www.mmco-expo.ru.
Министерство труда отмечает, что лет через пять-семь некоторые профессии окончательно исчезнут, как это произошло, например, с упраздненной ныне работой стенографиста. Разумеется, в первую очередь изменения коснутся профессий, рабочие задачи которых легко автоматизируются техникой или программным обеспечением (лифтер, кассир), но и сфера образования не останется в стороне, а тоже будет изменяться в ответ на проникновение новых технологий. Мы вместе с Московским международным салоном образования – 2019 составили рейтинг профессий, которые скоро станут невостребованными, а Екатерина Лукша, управляющий директор благотворительного фонда «Защита детства», лидер инициативы «Голос детей» предположила, какие вакансии появятся на рынке труда в обозримом будущем.
Учетный секретарь
Отмена этой профессии существенно изменит принцип работы учителей, которые смогут делегировать часть своей работы, связанной с заполнением бумаг, не живому человеку, а машине. По мнению Екатерины Лукши, технические возможности уже сейчас позволяют самому педагогу не записывать большое количество информации и не готовить для этого отдельного человека. Расшифровка аудио- и видеоматериала в режиме реального времени бережет силы педагога и не требует установочных разговоров с секретарем, чтобы тот в потоке информации смог выявить главное, необходимое для педагога; общие календари на все образовательное учреждение позволяют не тратить время на согласование рабочей встречи или дополнительных методических мероприятий.
Методист
К чему рассчитывать часы и выстраивать расписание, если робот может сделать это гораздо быстрее и эффективнее в любое время суток? Ручные работы с заданными воспроизводимыми алгоритмами постепенно уходят в прошлое, повышая в то же время спрос на уникальных профессионалов – грамотных специалистов, способных, например, создавать новые смыслы и цели для системы образования и облекать их в новую программу для обучения.
Преподаватели, работающие только офлайн
Уже сейчас видно, что образование выходит за границы привычного офлайн-мира и использует почти все массовые онлайн-инструменты. Вебинары, дистанционные вузы, репетиторы по скайпу, обучение игре на инструментах в ютубе… Преподавателем может стать каждый. Конкуренция возникает не в зоне фундаментального знания, которое тоже уже оцифровано, а в сфере навыков. И те педагоги, кто не сможет овладеть навыком внедрения и применения онлайн-инструментов, скорее всего, проиграют тем, кто активно использует сеть.
В целом перспективы работы в сфере образования положительные. По словам Екатерины Лукши, в образовательной среде сейчас основной тренд основывается на воспитании практикоориентированных педагогов. Особенно это актуально для прикладных дисциплин, например биологии и химии. Детям важно не просто знать о применимости фундаментальных знаний на практике, а понимать, как то или иное знание встречается и пригождается им ежедневно. Подростки хотят разбираться в последних научных открытиях и видеть, как проверяются теории и гипотезы; их больше не устраивает «традиционный» подход с воспроизведением информации – они должны быть в эту информацию полностью погружены. Как пример: обучающие научно-популярные блоги и ютуб-каналы для подростков, где они получают именно эту практическую информацию, имеют очень высокие рейтинги. Кроме того, добавляет Екатерина, сейчас появился спрос на тьюторов – сопровождающих, координаторов образовательного процесса ребенка, которые помогают еще и осмыслить то, что происходит с ребенком внутри его опыта. Кроме того, они выполняют роль модернизированных наставников, которые помогут школьнику не запутаться в многообразии онлайн-платформ, выбрать нужные курсы и выстроить оптимальное расписание, необходимое для достижения результата.
Вакансии будущего
Совсем скоро на образовательном рынке труда может появиться интересная вакансия «игропедагог», отмечает Екатерина. Уже сегодня очень много образовательных проектов, обучающих и формирующих знания и навыки через игру и симуляцию реальных процессов. Игра – это почти всегда сложная командная работа, через которую как раз лучше всего развиваются в учениках известные «4 К»: креативность, коммуникация, кооперация и критическое мышление. Необходимы методисты, разработчики и модераторы игры, которые понимают, как создать и воспроизвести полноценный игровой опыт с эффективным результатом.
Большая часть профессий, по всей видимости, сохранится, но претерпит существенные изменения. В первую очередь это связано с развивающимися технологиями: как прогнозируют эксперты, образование в целом существенно развернется в сторону онлайн-коммуникаций, а это значит, что потребность в учителях и наставниках станет меньше. Тем не менее престиж профессии сохранится: пока программы еще не в силах заменить полноценного живого учителя.
Ознакомиться с проектом программы Московского международного салона образования – 2019, который пройдет с 10 по 13 апреля в 75-м павильоне ВДНХ, выбрать интересующие темы и построить собственный индивидуальный маршрут посещения Салона можно на сайте www.mmco-expo.ru.