Как составить программу по профориентации?
Prof-Life
Выбор профессии в жизни каждого человека играют особую и важную роль, так как от этого выбора зависит успешность профессиональной самореализации личности в будущем. В современном бурно развивающемся мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых технологий, а, следовательно, и новых профессий и специальностей, по своим темпам значительно опережает возможности их освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня человеком во все более раннем возрасте – в противном случае время может оказаться упущенным, и человек окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.
На сегодняшний день выявлены основные требования к общеобразовательной школе в рамках профриентационной работы. Это расширение дифференцированного обучения в соответствии со способностями и склонностями учащихся и обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Для успешной реализации профориентационной работы в общеобразовательных организациях в первую очередь необходимо разработать профориентационную программу, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Структура программы должна выглядеть следующим образом:
1. Пояснительная записка, которая должна включать в себя: направленность (профиль) программы; актуальность программы; адресат программы; формы обучения; методы обучения; срок освоения программы.
2. Цель и задачи программы.
3. Содержание программы состоит из: учебного плана; содержания учебного плана; перечня разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические занятия.
4. Планируемые результаты.
При разработке программы по профориентации следует опираться на следующие рекомендации.
Постановка цели и задач программы
Перед началом разработки необходимо определить цель программы по профориентации. Цель должна опираться на запросы современного общества и возрастные особенности учащихся.
Среди целей профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:
‒ оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
‒ выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
К основным задачам профориентационной работы относятся:
‒ постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
‒ формирование положительного отношения к труду как к ценности в жизни;
‒ развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
‒ оказание морально-этической поддержки учащихся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);
‒ формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
‒ диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
‒ разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.
Определение приоритетных направлений работы
Выбор приоритетного направления профориентационной работы должен исходить в первую очередь из цели программы. Использование всех направлений профориентационной работы поможет раскрыть многогранность программы и охватить многие аспекты профориентации, но одно из направлений должно стать центральным звеном.
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1.Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.
Профессиональное просвещение ‒ пропаганда профессий различными формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, лекции и др.
Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к определенным видам труда и в частности – разъяснение престижности рабочих профессий.
2. Профессиональная консультация.
Профессиональное консультирование – метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а так же в преодолении трудностей профессиональной жизни.
3. Профессиональный отбор (подбор).
Профессиональный отбор и подбор ‒ две формы профориентации, сущность которых заключается в рекомендации человеку конкретной профессии в соответствии и его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.
4. Социально-профессиональная адаптация.
Профессиональная адаптация ‒ процесс приспособления молодого работника к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу, и достижение ими в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых специалистов на предприятии.
С целью отслеживания результативности профориентационной программы могут быть использованы следующие методы:
‒ наблюдение;
‒ психолого-педагогическая диагностика;
‒ анализ портфолио учащихся и их дневников достижений;
‒ устные и письменные опросы;
‒ участие обучающихся в мероприятиях (концерты, конкурсы, выставки и т.д.);
‒ выполнение учащимися творческих заданий.
Личностными результатами освоения детьми программы могут быть:
‒ адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
‒ формирование ценностных ориентаций;
‒ развитие жизненных и социальных компетенций;
‒ формирование представлений о специфике сфер профессиональной деятельности людей;
‒ формирование адекватного представления о собственных особенностях и способностях.
Формой подведения итогов программы могут быть: зачет, социальные акции, выставка, презентация с использованием интернет-ресурсов и т.д.
Выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным и предъявляет больше требований к будущим специалистам. Если учащийся не сможет определиться с будущей сферой своей профессиональной деятельности, то профессиональная неосуществимость отразится на возможности дальнейшего профессионального и карьерного роста, а также на становлении его личности в целом. Поэтому очень важно помочь учащимся определиться с тем, чем они могли бы заниматься после окончания школы.
На сегодняшний день выявлены основные требования к общеобразовательной школе в рамках профриентационной работы. Это расширение дифференцированного обучения в соответствии со способностями и склонностями учащихся и обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.
Для успешной реализации профориентационной работы в общеобразовательных организациях в первую очередь необходимо разработать профориентационную программу, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Структура программы должна выглядеть следующим образом:
1. Пояснительная записка, которая должна включать в себя: направленность (профиль) программы; актуальность программы; адресат программы; формы обучения; методы обучения; срок освоения программы.
2. Цель и задачи программы.
3. Содержание программы состоит из: учебного плана; содержания учебного плана; перечня разделов, тем; количество часов по каждой теме с разбивкой их на теоретические и практические занятия.
4. Планируемые результаты.
При разработке программы по профориентации следует опираться на следующие рекомендации.
Постановка цели и задач программы
Перед началом разработки необходимо определить цель программы по профориентации. Цель должна опираться на запросы современного общества и возрастные особенности учащихся.
Среди целей профориентационной работы Л.А. Иовайша выделяет:
‒ оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
‒ выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
К основным задачам профориентационной работы относятся:
‒ постепенное формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития;
‒ формирование положительного отношения к труду как к ценности в жизни;
‒ развитие познавательного интереса к разнообразным сферам трудовой деятельности;
‒ оказание морально-этической поддержки учащихся (формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему);
‒ формирование целеустремленности, предприимчивости, деловитости;
‒ диагностика ценностных ориентации, установок в выборе профессии, профессиональной предрасположенности;
‒ разработка программы реализации профессионального выбора учащегося.
Определение приоритетных направлений работы
Выбор приоритетного направления профориентационной работы должен исходить в первую очередь из цели программы. Использование всех направлений профориентационной работы поможет раскрыть многогранность программы и охватить многие аспекты профориентации, но одно из направлений должно стать центральным звеном.
Система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
1.Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.
Профессиональное просвещение ‒ пропаганда профессий различными формами и средствами: кино, радио, телевидение, книги, лекции и др.
Профпропаганда – формирование у молодежи интереса к определенным видам труда и в частности – разъяснение престижности рабочих профессий.
2. Профессиональная консультация.
Профессиональное консультирование – метод психологической помощи людям в профессиональном самоопределении, планировании профессиональной карьеры, а так же в преодолении трудностей профессиональной жизни.
3. Профессиональный отбор (подбор).
Профессиональный отбор и подбор ‒ две формы профориентации, сущность которых заключается в рекомендации человеку конкретной профессии в соответствии и его возможностями и интересами, с одной стороны, и требованиями деятельности – с другой стороны.
4. Социально-профессиональная адаптация.
Профессиональная адаптация ‒ процесс приспособления молодого работника к профессиональной деятельности, условиям труда, новому коллективу, и достижение ими в оптимально короткое время нормальной производительности труда. Профессиональная адаптация позволяет обеспечить устойчивое положительное отношение к профессиональной деятельности и способствует закреплению молодых специалистов на предприятии.
С целью отслеживания результативности профориентационной программы могут быть использованы следующие методы:
‒ наблюдение;
‒ психолого-педагогическая диагностика;
‒ анализ портфолио учащихся и их дневников достижений;
‒ устные и письменные опросы;
‒ участие обучающихся в мероприятиях (концерты, конкурсы, выставки и т.д.);
‒ выполнение учащимися творческих заданий.
Личностными результатами освоения детьми программы могут быть:
‒ адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
‒ формирование ценностных ориентаций;
‒ развитие жизненных и социальных компетенций;
‒ формирование представлений о специфике сфер профессиональной деятельности людей;
‒ формирование адекватного представления о собственных особенностях и способностях.
Формой подведения итогов программы могут быть: зачет, социальные акции, выставка, презентация с использованием интернет-ресурсов и т.д.
Выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным и предъявляет больше требований к будущим специалистам. Если учащийся не сможет определиться с будущей сферой своей профессиональной деятельности, то профессиональная неосуществимость отразится на возможности дальнейшего профессионального и карьерного роста, а также на становлении его личности в целом. Поэтому очень важно помочь учащимся определиться с тем, чем они могли бы заниматься после окончания школы.