Как не начать ненавидеть профессию учителя в первый год работы?
Сообщество молодых педагогов
Этой историей поделился с нами учитель, который часто участвует в наших конкурсах и олимпиадах. Его советы станут находкой для молодых учителей, а кому-то из опытных педагогов помогут переосмыслить отношение к профессии.
Я получил диплом летом 2006 года, и уже осенью устроился работать учителем физики и информатики в одну из лучших школ нашего города. Тогда я был уверен, что справлюсь со всеми испытаниями, которые готовит мне работа в школе. Мне казалось, что красный диплом, победы в студенческих олимпиадах и выступления на конференциях как нельзя лучше говорят о том, что я знаю все о работе учителя. К тому же, на практике я всегда легко находил контакт с учениками, а опытные учителя хорошо отзывались обо мне.
Реальность же оказалась не такой радужной. Первый год работы оказался очень трудным. Это был период разочарований, профессиональных и душевных исканий, проб и ошибок. Справедливости ради, отмечу, что также это был период побед, в том числе — над самим собой. Период, который определил мое будущее.
Я часто анализирую собственные ошибки, и однажды даже составил список советов, которые, как мне кажется, помогли бы мне 22-летнему тогда, в недалеком 2006. Предлагаю этот список вам, уважаемые коллеги. Быть может кому-то он покажется полезным, кто-то сочтет его наивным. Больше всего я хочу, чтобы нашлись те, кому помогут мои советы, а также те, кто захочет расширить этот список.
[cut=Читать далее......]
1. Не стремитесь быть душой компании.
Когда я оказался в новом коллективе, мне казалось, что я должен всем и сразу доказать, какой я веселый, талантливый и замечательный.
Я не понимал, что за пять лет университета, я забыл, чем живет школа. Я общался со сверстниками и преподавателями, а это немножко другой мир, живущий по другим законам. Когда я осознал это, я изменил тактику общения и стал больше прислушиваться, старался понять и услышать своих коллег, вместо того, чтобы вставить свои пять копеек при любом удобном случае.
2. Будьте готовы к критике.
Участие в педсоветах и собраниях, общение с коллегами и руководством школы поначалу заставило меня сомневаться в профессионализме отдельных учителей нашей школы. Мне казалось, что они некомпетентны, не понимают своих учеников, редко пользуются компьютерами, а значит — застряли в каменном веке. Представьте, как я чувствовал себя, когда эти учителя критиковали меня.
Сегодня я понимаю, что в большинстве случаев их критика была уместной. Я пытался браться за несколько дел одновременно, мне не хватало системности и дисциплины. Самое страшное, что я понимал это, но не видел в этом угрозы моему профессиональному развитию и душевному спокойствию.
Я рад, что начал прислушиваться к советам коллег, но при этом всегда делаю свою работу так, чтобы я сам остался доволен результатом.
3. Избавьтесь от комплекса мессии.
Первый год работы в школе изменил мои представления о роли учителя. Я был убежден, что учитель обязан буквально спасти своих учеников. Спасти от незнания, невежества, жестокости и несправедливости. Мой энтузиазм поугас, когда я понял, что мои представления об идеальном мире — это МОИ представления о МОЕМ идеальном мире.
Сегодня я не пытаюсь перевоспитывать и поучать. Мне кажется, что я достигаю большего результата, когда учу и объясняю. Объясню на примере: я не ставлю ультиматумов в духе «Сделай это, потому что ты должен!», «Поступай именно так, потому что так правильно!». Вместо этого я стараюсь показать, что наш мир вариативен, всегда можно пойти по другому пути, сделать что-то по-своему. Мне кажется, что некоторые мои ученики благодаря этому освободились от влияния не самых примерных одноклассников, научились думать своей головой, принимать решения и нести за них ответственность.
4. Признавайте свои ошибки.
Мне пришлось пережить немало сложных ситуаций на работе, но самыми трудными были ситуации, когда мне не хватало сил признать свою ошибку. Я думаю, виной всему служила моя самоуверенность. Я был убежден, что раз я делаю все так, как меня учили в университете, значит делаю все правильно.
Когда в школе не хватало учебного оборудования для проведения лабораторных работ, я не пытался адаптироваться к текущему положению вещей. Мне нужно было искать выход из положения, а я пытался найти виновных.
5. Научитесь отдавать, не прося ничего взамен.
Давайте будем честными. О том, насколько важна профессия учителя и какую роль он играет в жизни общества, говорят либо сами учителя, либо те, кто поздравляет их с днем учителя. Я верю, что эта ситуация изменится, но сегодня ожидать благодарности и бескрайнего уважения не приходится.
Немногие школьники понимают, насколько важно то, что мы делаем для них. Я бы советовал всем молодым учителям смириться с этим, но ни в коем случае не отчаиваться, не превращать свою работу в формальное выполнение обязанностей.
Ваше старание и трудолюбие обязательно принесет свои плоды. Спустя 10 лет работы в школе, я могу утверждать это с полной уверенностью. Как приятно мне было слышать от бывшего ученика, что он благодарен мне за уроки физики. По его признанию, только теперь он понял, как я помог ему. В университете он справляется с заданиями лучше своих одногруппников и считает, что это моя заслуга.
6. Верьте в лучшее.
Первый год работы точно будет самым сложным. Но все обязательно переменится в лучшую сторону, если вы не позволите внешним обстоятельствам пошатнуть вашу веру в правильность пути, по которому вы идете.
Сегодня я понимаю, что за 5 лет обучения в университете вы не станете хорошим учителем. Даже за 5 лет работы в школе вы не станете первоклассным преподавателем педагогом. Но если вы будете твердо уверены, что делаете то, что вам нравится, вы будете становиться лучше и профессиональнее каждый день.
Не опускайте руки, даже когда вам кажется, что вы в одиночку пытаетесь одолеть дракона ;)
Вам слово:
С какими трудностями пришлось столкнуться лично вам в первый год работы в школе? Что мотивирует остаться, а не бросить педагогику?
https://mega-talant.com/blog/kak-ne-nachat-nenavidet-professiyu-uchitelya-v-pervyy-god-raboty?source=smm&utm_source=smm&utm_medium=vk&utm_campaign=blog&utm_content=kak-ne-nachat-nenavidet-professiyu-uchitelya-v-pervyy-god-raboty&pid=5
Я получил диплом летом 2006 года, и уже осенью устроился работать учителем физики и информатики в одну из лучших школ нашего города. Тогда я был уверен, что справлюсь со всеми испытаниями, которые готовит мне работа в школе. Мне казалось, что красный диплом, победы в студенческих олимпиадах и выступления на конференциях как нельзя лучше говорят о том, что я знаю все о работе учителя. К тому же, на практике я всегда легко находил контакт с учениками, а опытные учителя хорошо отзывались обо мне.
Реальность же оказалась не такой радужной. Первый год работы оказался очень трудным. Это был период разочарований, профессиональных и душевных исканий, проб и ошибок. Справедливости ради, отмечу, что также это был период побед, в том числе — над самим собой. Период, который определил мое будущее.
Я часто анализирую собственные ошибки, и однажды даже составил список советов, которые, как мне кажется, помогли бы мне 22-летнему тогда, в недалеком 2006. Предлагаю этот список вам, уважаемые коллеги. Быть может кому-то он покажется полезным, кто-то сочтет его наивным. Больше всего я хочу, чтобы нашлись те, кому помогут мои советы, а также те, кто захочет расширить этот список.
[cut=Читать далее......]
1. Не стремитесь быть душой компании.
Когда я оказался в новом коллективе, мне казалось, что я должен всем и сразу доказать, какой я веселый, талантливый и замечательный.
Я не понимал, что за пять лет университета, я забыл, чем живет школа. Я общался со сверстниками и преподавателями, а это немножко другой мир, живущий по другим законам. Когда я осознал это, я изменил тактику общения и стал больше прислушиваться, старался понять и услышать своих коллег, вместо того, чтобы вставить свои пять копеек при любом удобном случае.
2. Будьте готовы к критике.
Участие в педсоветах и собраниях, общение с коллегами и руководством школы поначалу заставило меня сомневаться в профессионализме отдельных учителей нашей школы. Мне казалось, что они некомпетентны, не понимают своих учеников, редко пользуются компьютерами, а значит — застряли в каменном веке. Представьте, как я чувствовал себя, когда эти учителя критиковали меня.
Сегодня я понимаю, что в большинстве случаев их критика была уместной. Я пытался браться за несколько дел одновременно, мне не хватало системности и дисциплины. Самое страшное, что я понимал это, но не видел в этом угрозы моему профессиональному развитию и душевному спокойствию.
Я рад, что начал прислушиваться к советам коллег, но при этом всегда делаю свою работу так, чтобы я сам остался доволен результатом.
3. Избавьтесь от комплекса мессии.
Первый год работы в школе изменил мои представления о роли учителя. Я был убежден, что учитель обязан буквально спасти своих учеников. Спасти от незнания, невежества, жестокости и несправедливости. Мой энтузиазм поугас, когда я понял, что мои представления об идеальном мире — это МОИ представления о МОЕМ идеальном мире.
Сегодня я не пытаюсь перевоспитывать и поучать. Мне кажется, что я достигаю большего результата, когда учу и объясняю. Объясню на примере: я не ставлю ультиматумов в духе «Сделай это, потому что ты должен!», «Поступай именно так, потому что так правильно!». Вместо этого я стараюсь показать, что наш мир вариативен, всегда можно пойти по другому пути, сделать что-то по-своему. Мне кажется, что некоторые мои ученики благодаря этому освободились от влияния не самых примерных одноклассников, научились думать своей головой, принимать решения и нести за них ответственность.
4. Признавайте свои ошибки.
Мне пришлось пережить немало сложных ситуаций на работе, но самыми трудными были ситуации, когда мне не хватало сил признать свою ошибку. Я думаю, виной всему служила моя самоуверенность. Я был убежден, что раз я делаю все так, как меня учили в университете, значит делаю все правильно.
Когда в школе не хватало учебного оборудования для проведения лабораторных работ, я не пытался адаптироваться к текущему положению вещей. Мне нужно было искать выход из положения, а я пытался найти виновных.
5. Научитесь отдавать, не прося ничего взамен.
Давайте будем честными. О том, насколько важна профессия учителя и какую роль он играет в жизни общества, говорят либо сами учителя, либо те, кто поздравляет их с днем учителя. Я верю, что эта ситуация изменится, но сегодня ожидать благодарности и бескрайнего уважения не приходится.
Немногие школьники понимают, насколько важно то, что мы делаем для них. Я бы советовал всем молодым учителям смириться с этим, но ни в коем случае не отчаиваться, не превращать свою работу в формальное выполнение обязанностей.
Ваше старание и трудолюбие обязательно принесет свои плоды. Спустя 10 лет работы в школе, я могу утверждать это с полной уверенностью. Как приятно мне было слышать от бывшего ученика, что он благодарен мне за уроки физики. По его признанию, только теперь он понял, как я помог ему. В университете он справляется с заданиями лучше своих одногруппников и считает, что это моя заслуга.
6. Верьте в лучшее.
Первый год работы точно будет самым сложным. Но все обязательно переменится в лучшую сторону, если вы не позволите внешним обстоятельствам пошатнуть вашу веру в правильность пути, по которому вы идете.
Сегодня я понимаю, что за 5 лет обучения в университете вы не станете хорошим учителем. Даже за 5 лет работы в школе вы не станете первоклассным преподавателем педагогом. Но если вы будете твердо уверены, что делаете то, что вам нравится, вы будете становиться лучше и профессиональнее каждый день.
Не опускайте руки, даже когда вам кажется, что вы в одиночку пытаетесь одолеть дракона ;)
Вам слово:
С какими трудностями пришлось столкнуться лично вам в первый год работы в школе? Что мотивирует остаться, а не бросить педагогику?
https://mega-talant.com/blog/kak-ne-nachat-nenavidet-professiyu-uchitelya-v-pervyy-god-raboty?source=smm&utm_source=smm&utm_medium=vk&utm_campaign=blog&utm_content=kak-ne-nachat-nenavidet-professiyu-uchitelya-v-pervyy-god-raboty&pid=5