Отзыв на проект Концепции предметной области "Иностранные языки"
Сообщество учителей иностранного языка МОУ «Лицей» Ельниковского муниципального района Республики Мордовия изучив проект Концепции пришли к выводу, что проект Концепции предметной области “Иностранные языки” четко определяет цели, задачи и основные направления реализации стратегии развития иноязычного образования на ближайшие годы с целью обеспечить его соответствие современным потребностям государства, общества и семьи. Концепция справедливо характеризует иностранный язык как часть профессии, а владение им – допуск к современному труду. Иностранный язык назван универсальным предметом, потенциал которого позволяет в полной мере решать задачи формирования ключевых компетентностей учащихся на каждой из ступеней обучения.
Концепция определяет конкретное содержание рабочей программы по иностранному языку, что важно для учителей-практиков. Рассматриваются проблемы методического, организационного и кадрового характера, среди которых хотелось бы подчеркнуть, что часто не учитывается специфика предмета: для занятий иностранным языком классы должны делиться на подгруппы численностью не более 12 человек (это позволяет обеспечить необходимо достаточный объем устной речевой практики для каждого обучающегося). В настоящее время данная норма не регулируется на государственном уровне. Кроме того, не уделяется достаточного внимания необходимому уровню оснащения кабинетов иностранного языка. Необходима подготовка учителей к работе в различных педагогических условиях (инклюзивного образования, в разно уровневых группах), создание системы методической и организационной поддержки учителей.
Среди форм учебной деятельности представляется интересной модульно-рейтинговая форма индивидуальной траектории обучения, при которой обучающийся последовательно изучает содержания курса по модулям, но она требует умений самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, а также развитых рефлексивных умений.
Хотелось бы, чтобы все перечисленные в данной Концепции подходы (компетентностный, системнодеятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный), признанные в современном иноязычном образовании, нашли свое отражение в учебных материалах.
Концепция определяет конкретное содержание рабочей программы по иностранному языку, что важно для учителей-практиков. Рассматриваются проблемы методического, организационного и кадрового характера, среди которых хотелось бы подчеркнуть, что часто не учитывается специфика предмета: для занятий иностранным языком классы должны делиться на подгруппы численностью не более 12 человек (это позволяет обеспечить необходимо достаточный объем устной речевой практики для каждого обучающегося). В настоящее время данная норма не регулируется на государственном уровне. Кроме того, не уделяется достаточного внимания необходимому уровню оснащения кабинетов иностранного языка. Необходима подготовка учителей к работе в различных педагогических условиях (инклюзивного образования, в разно уровневых группах), создание системы методической и организационной поддержки учителей.
Среди форм учебной деятельности представляется интересной модульно-рейтинговая форма индивидуальной траектории обучения, при которой обучающийся последовательно изучает содержания курса по модулям, но она требует умений самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, а также развитых рефлексивных умений.
Хотелось бы, чтобы все перечисленные в данной Концепции подходы (компетентностный, системнодеятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный), признанные в современном иноязычном образовании, нашли свое отражение в учебных материалах.
1. Авторы Концепции рассмотрели приоритетные подходы (компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный) в преподавании предметной области «Иностранный язык», но оставили открытым вопрос по поводу подхода, который, с их точки зрения, в наибольшей степени будет способствовать достижению основной цели обучения ИЯ в школе – формированию коммуникативной компетенции.
2. В современном мире многие рассматривают иностранный язык как часть профессии, доступ к современному труду и выбирают его не в качестве своей основанной специальности (учитель иностранного языка, переводчик, туроператор), а как необходимое приложения для получения высокооплачиваемой работы. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли в рамках данной Концепции внести предложение по модернизации итоговой аттестации выпускников школ и разделить ЕГЭ по иностранному языку на базовую и профильную части?
3. В связи с введением в учебный процесс изучение второго иностранного языка рассматривается ли вопрос по поводу итоговой аттестации по данному предмету, и в какой форме она будет проходить?
геополитической обстановки представляется чрезвычайно актуальным. В настоящее время расширяется диапазон поликультурных многоязычных коммуникативных ситуаций, владение несколькими иностранными языками не только приобретает большое социальное и экономическое значение, но и позволяет удовлетворить всё возрастающие коммуникативные потребности современного человека. Несомненно, важным является наличие в Проекте Концепции четко прописанных рекомендаций по использованию действующих учебников и УМК, включая электронно-образовательные ресурсы и мультимедийные средства, также называются ключевые факторы (методические, организационные, кадровые) способствующие повышению качества преподавания иностранного языка с учетом региональной специфики.
Обозначены запросы и ситуация в современном обществе, которую обязательно необходимо учитывать при разработке стратегии обучения иностранным языкам.
Лаконично и понятно отражены современные подходы к обучению иностранным языкам: компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный .Четко выделена основная содержательная линия.
Мы согласны с тем, что концепция преподавания иностранного языка является актуальной в нашем современном мире, так как иностранный язык занимает особое место – место международного языка. Для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России необходимо улучшить систему иноязычного образования. Для развития коммуникативных умений, общекультурного, личностного и познавательного развития личности необходимо повысить квалификацию педагогических кадров, усовершенствовать нормативно-правовое, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение реализации концепции.
В документе также грамотно обозначены проблемы изучения предметной области «Иностранные языки» и открыто сказано о том, что должно проводиться комплексное решение имеющихся проблем.
Практически все проблемы реально актуальны. Нам также хотелось бы высказать свое пожелание, чтобы министерство образования уходило от множества учебников по иностранному языку. И пришла к 3 федеральным: основной, углубленный и коррекционный, с единой программой по всей стране. Это позволит любому школьнику легко адаптироваться . Тогда и федеральный мониторинг и государственная аттестация будет соответствовать федеральной программе и будут составляться на основе этой программы. Для этого в помощь учителям следует выпустить единый методический комплект с четким календарно-тематическим планированием и четкими предполагаемыми результатами на каждом этапе обучения, а также сохранение максимального количества учащихся в языковой подгруппе на уровне не более 12-15 человек.
Хотелось бы , чтобы все перечисленные в данной Концепции подходы нашли отражение в учебных материалах.