«Узорочье теремов»
Образовательный клуб «Искусство»
«Узорочье теремов»
1. Тип урока: комбинированный
Вид урока: (индивидуально-групповой), практикум с использованием нетрадиционной тех. «пластилинография»
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
Задачи:
Образовательные:
• Ознакомление с образами теремной архитектуры и вариантами украшения царских палат.
• Формирование умения изображения фрагмента интерьера дворца.
• Выработка предметных компетенций.
Развивающие:
• Развитие творческих способностей учащихся.
• Развитие коммуникативных способностей и навыков индивидуально коллективной работы.
• Развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность.
• Развитие композиционного мышления.
• Развитие умения эстетически оценивать интерьеры.
• Воспитательные:
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному
• Формирование эстетических идеалов.
• Отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.
Оборудование и материалы:
Для учителя: презентация «Узорочье теремов», образцы орнаментов, образцы изразцов.
Для учащихся: картон (10х10); пластилин.
Музыкальный ряд: музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Литературный ряд: отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки, Н. Кончаловской.
Формы и методы: фронтальные и групповые формы обучения; деятельностный метод, рассказ, беседа, практическая работа.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся повторят специфику изготовления орнамента; используют новую нетрадиционную технику «пластилинография»; приобретут знания о многообразии оформительского декора; приобретут навык создания фрагмента интерьера в импровизационной манере;
развивают умения планировать и организовывать собственную деятельность.
Примечание. Для рассказа об интерьерах царских палат Московского Кремля и изразцах используется презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку и выявление отсутствующих в классе.
2. Актуализация знаний и мотивация к познавательной деятельности.
Велика земля русская. Много в ней городов славных. И у каждого города своя судьба. Городские постройки в своем облике запечатлели путь и события жизни народа.
Город чудный, город дивный
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Давайте вспомним: Откуда произошло слово «город»? Чем огораживали города и зачем?
Назначение города как крепости со временем уходило в прошлое. Знатные и разбогатевшие горожане стали строить терема и каменные палаты. Во всем у людей усилилось значение украшений.
Тема урока сегодня «Узорочье теремов».
Конечно, все вы любите сказки. В русских народных сказках часто
говорится о царских палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.
Такой сказочный терем мы видим на иллюстрации В..Васнецова к сказке «Сивка-Бурка».
Из какого материала был построен терем царевны? Почему из дерева?
А сегодня я приглашаю вас не в сказочный, а в самый настоящий терем, который по сей день стоит и им можно любоваться.
3. Изложение нового материала
Перед вами Теремной дворец Московского кремля. Он построен в 1635-1636 гг. русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Т. Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Нижние этажи дворца — более раннего времени, и из-за многочисленных переделок утратили свой древний вид.
Блестит расписная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы.
При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой. «Зело причудливые палаты», - говорили о дворце.
Комнаты терема назывались палаты. Потолки в палатах были сводчатые, скругленные как небосвод и поддерживались крепкими витыми столбами - колоннами. Самые большие залы, где устраивались пиры, называли – гридницы. В палатах стояли столы лавки, княжеский трон. А на стенах можно увидеть портреты князей, бояр.
И на стенах, и на столбах, и на сводчатых потолках мы видим орнамент.
- А что называется орнаментом? (это рисунок, служащий для украшения предметов быта, архитектурных сооружений и т.п.)
ОРНАМЕНТ - (от лат. «украшение») - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании элементов
РИТМ – повторение элементов узора через определенное расстояние и в
определенной последовательности.
Орнамент может быть:
- геометрический состоит из кружочков, ромбиков, прямоугольников, различных линий, снежинок и других фигур;
- растительный - из цветов, трав и листьев;
- зооморфный - состоит из стилизованный птиц и зверей.
В древней Руси орнамент имел магический смысл – являясь оберегом, защищали людей по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы».
С принятием христианства на Руси изменился смыл орнамента, теперь он выражает роскошь и богатство.
В декорирование интерьера палат, какому виду орнамента отдавали предпочтение русские мастера? (растительному)
- Правильно вы ребята подметили. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов, цветут сказочные цветы с причудливыми лепестками. Но художник не ограничился только растительным орнаментом. Смотрите, среди этих прекрасных цветов примостились и сказочные львы, и райские птицы.
Н. Кончаловской
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят,
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.
А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписанными веселыми изразцами, они напоминают книги с картинками. Изразцовые печи составляли необходимый атрибут покоев в XVII веке. Для их облицовки использовались многоцветные глазурованные плитки различной формы.
Как вы думаете, что такое ИЗРАЗЕЦ? Откройте книгу на странице 72 и ответьте на вопрос)
(ИЗРАЗЕЦ – глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для
облицовки стен и печей.
А теперь немножко разомнёмся. Физкультминутка.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание: выполнить, используя орнамент художественную роспись изразца)
У нас в классе тоже есть небольшая печь, давайте вместе украсим её. Для этого каждый выполнит свой изразец и приклеит на печь.
У вас на столе находится заготовка (размером 10х10) и цветной пластилин.
Нужно раскатать тонкие жгутики маленькие шарики и с их помощью выполнить орнамент на изразце. Такая техника называется «Пластилинография»
Учитель объясняет требования к работе:
1) композиционное решение;
2) выполнение в цвете;
3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;
4) аккуратность;
5) общая выразительность работы.
При выполнении практической работы учитель напоминает последовательность выполнения работы.
По необходимости дает индивидуальные рекомендации.
По окончании работы ученики приводят в порядок рабочие места.
Законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность
рисунка, общий вид печи.
Итог урока.
В конце урока проводится коллективное обсуждение учениче¬ских работ.
Что сегодня изготовили? Где используется изразец? Какой орнамент бывает? Какой орнамент можно использовать при декорирование изразца? Какую технику мы использовали?
Источники информации
• Л.А.Неменская учебник по Изобразительному искусству «Каждый народ - художник», Москва, «Просвещение», 2009
• М.А. Давыдова. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство, 4 класс», Москва, 2013
• Н.В. Лободина. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство, 4 класс», Волгоград, 2006
• Ресурсы интернет
http://art.mirtesen.ru/blog/43739089327/Moskovskiy-Kreml.CHast-9.-Bolshoy-kremlevskiy-dvorets.-Teremnoy
1. Тип урока: комбинированный
Вид урока: (индивидуально-групповой), практикум с использованием нетрадиционной тех. «пластилинография»
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
Задачи:
Образовательные:
• Ознакомление с образами теремной архитектуры и вариантами украшения царских палат.
• Формирование умения изображения фрагмента интерьера дворца.
• Выработка предметных компетенций.
Развивающие:
• Развитие творческих способностей учащихся.
• Развитие коммуникативных способностей и навыков индивидуально коллективной работы.
• Развитие умения планировать и организовывать собственную деятельность.
• Развитие композиционного мышления.
• Развитие умения эстетически оценивать интерьеры.
• Воспитательные:
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному
• Формирование эстетических идеалов.
• Отождествление себя с российским народом как носителем великой культуры.
Оборудование и материалы:
Для учителя: презентация «Узорочье теремов», образцы орнаментов, образцы изразцов.
Для учащихся: картон (10х10); пластилин.
Музыкальный ряд: музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Литературный ряд: отрывок из стихотворения Ф. Н. Глинки, Н. Кончаловской.
Формы и методы: фронтальные и групповые формы обучения; деятельностный метод, рассказ, беседа, практическая работа.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся повторят специфику изготовления орнамента; используют новую нетрадиционную технику «пластилинография»; приобретут знания о многообразии оформительского декора; приобретут навык создания фрагмента интерьера в импровизационной манере;
развивают умения планировать и организовывать собственную деятельность.
Примечание. Для рассказа об интерьерах царских палат Московского Кремля и изразцах используется презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку и выявление отсутствующих в классе.
2. Актуализация знаний и мотивация к познавательной деятельности.
Велика земля русская. Много в ней городов славных. И у каждого города своя судьба. Городские постройки в своем облике запечатлели путь и события жизни народа.
Город чудный, город дивный
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Давайте вспомним: Откуда произошло слово «город»? Чем огораживали города и зачем?
Назначение города как крепости со временем уходило в прошлое. Знатные и разбогатевшие горожане стали строить терема и каменные палаты. Во всем у людей усилилось значение украшений.
Тема урока сегодня «Узорочье теремов».
Конечно, все вы любите сказки. В русских народных сказках часто
говорится о царских палатах в высоких теремах, где у окна царевна сидит.
Такой сказочный терем мы видим на иллюстрации В..Васнецова к сказке «Сивка-Бурка».
Из какого материала был построен терем царевны? Почему из дерева?
А сегодня я приглашаю вас не в сказочный, а в самый настоящий терем, который по сей день стоит и им можно любоваться.
3. Изложение нового материала
Перед вами Теремной дворец Московского кремля. Он построен в 1635-1636 гг. русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Т. Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Нижние этажи дворца — более раннего времени, и из-за многочисленных переделок утратили свой древний вид.
Блестит расписная в «шахмат» кровля дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь. В старину здание из камня возводились редко, и Теремной дворец вызвал восторг всей Москвы.
При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой. «Зело причудливые палаты», - говорили о дворце.
Комнаты терема назывались палаты. Потолки в палатах были сводчатые, скругленные как небосвод и поддерживались крепкими витыми столбами - колоннами. Самые большие залы, где устраивались пиры, называли – гридницы. В палатах стояли столы лавки, княжеский трон. А на стенах можно увидеть портреты князей, бояр.
И на стенах, и на столбах, и на сводчатых потолках мы видим орнамент.
- А что называется орнаментом? (это рисунок, служащий для украшения предметов быта, архитектурных сооружений и т.п.)
ОРНАМЕНТ - (от лат. «украшение») - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании элементов
РИТМ – повторение элементов узора через определенное расстояние и в
определенной последовательности.
Орнамент может быть:
- геометрический состоит из кружочков, ромбиков, прямоугольников, различных линий, снежинок и других фигур;
- растительный - из цветов, трав и листьев;
- зооморфный - состоит из стилизованный птиц и зверей.
В древней Руси орнамент имел магический смысл – являясь оберегом, защищали людей по их представлению от «дурного глаза» и «нечистой силы».
С принятием христианства на Руси изменился смыл орнамента, теперь он выражает роскошь и богатство.
В декорирование интерьера палат, какому виду орнамента отдавали предпочтение русские мастера? (растительному)
- Правильно вы ребята подметили. Всюду изгибаются стебли зеленных побегов, цветут сказочные цветы с причудливыми лепестками. Но художник не ограничился только растительным орнаментом. Смотрите, среди этих прекрасных цветов примостились и сказочные львы, и райские птицы.
Н. Кончаловской
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят,
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.
А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписанными веселыми изразцами, они напоминают книги с картинками. Изразцовые печи составляли необходимый атрибут покоев в XVII веке. Для их облицовки использовались многоцветные глазурованные плитки различной формы.
Как вы думаете, что такое ИЗРАЗЕЦ? Откройте книгу на странице 72 и ответьте на вопрос)
(ИЗРАЗЕЦ – глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для
облицовки стен и печей.
А теперь немножко разомнёмся. Физкультминутка.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание: выполнить, используя орнамент художественную роспись изразца)
У нас в классе тоже есть небольшая печь, давайте вместе украсим её. Для этого каждый выполнит свой изразец и приклеит на печь.
У вас на столе находится заготовка (размером 10х10) и цветной пластилин.
Нужно раскатать тонкие жгутики маленькие шарики и с их помощью выполнить орнамент на изразце. Такая техника называется «Пластилинография»
Учитель объясняет требования к работе:
1) композиционное решение;
2) выполнение в цвете;
3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;
4) аккуратность;
5) общая выразительность работы.
При выполнении практической работы учитель напоминает последовательность выполнения работы.
По необходимости дает индивидуальные рекомендации.
По окончании работы ученики приводят в порядок рабочие места.
Законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и соразмерность
рисунка, общий вид печи.
Итог урока.
В конце урока проводится коллективное обсуждение учениче¬ских работ.
Что сегодня изготовили? Где используется изразец? Какой орнамент бывает? Какой орнамент можно использовать при декорирование изразца? Какую технику мы использовали?
Источники информации
• Л.А.Неменская учебник по Изобразительному искусству «Каждый народ - художник», Москва, «Просвещение», 2009
• М.А. Давыдова. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство, 4 класс», Москва, 2013
• Н.В. Лободина. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство, 4 класс», Волгоград, 2006
• Ресурсы интернет
http://art.mirtesen.ru/blog/43739089327/Moskovskiy-Kreml.CHast-9.-Bolshoy-kremlevskiy-dvorets.-Teremnoy