Открытый урок ИЗО в 6-м классе (с использованием интерактивных технологий) "Линейная перспектива. Ин
Образовательный клуб «Искусство»
Открытый урок ИЗО в 6-м классе (с использованием интерактивных технологий)
"Линейная перспектива. Интерьер"
Аржадеева Тамара Николаевна, учитель ИЗО и черчения
МОУ «СОШ №9» г. Саранск.
________________________________________
Цели урока:
• Расширить знания учащихся о линейной перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве при помощи линий;
• Закрепить понятие «точка схода», «перспективная линия горизонта», «линии схода»;
• Применить для решения реальной задачи знания работы в компьютерной программе Paint ( позволяющей создавать, просматривать и редактировать рисунки);
• Содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся;
• Развитие познавательного интереса, творческих конструктивных способностей учащихся;
• Получение и закрепление знаний основного программного материала;
• Развитие интереса к самостоятельной конструктивной деятельности.
Задачи урока:
Воспитательная:
• развитие познавательного интереса;
• осознание учеником своей значимости в образовательном процессе;
• развитие интереса к активной творческой деятельности;
Обучающая:
• развитие интереса к решению практических задач,
• учить изображать предметы и строить интерьеры, опираясь на знание правил линейной перспективы;
• формирование навыков самостоятельной работы;
• закрепление навыков работы в графическом редакторе;
Развивающая:
• развитие логического мышления, памяти, внимательности, точности при выполнении работы;
• развитие умения работать на компьютере.
Оборудование урока:
для учителя: ПК, проектор, экран (или интерактивная доска), образцы рисунков геометрических тел, (интерьеры выполненные учащимися 4, 5, 6 классов).
для учащихся: ПК, на компьютерах должен быть установлен графический редактор Paint. Сигнальная карточка ( с одной стороны красный с другой стороны зеленый цвет).
Тип урока: комбинированный (с использованием компьютеров для самостоятельной работы учащихся) .
Объем знаний, необходимых для урока:
• уметь рисовать с помощью графического редактора и вносить изменения в готовые изображения.
• уметь выбрать инструмент в графическом редакторе, знать, какой инструмент выбран.
• знать назначение панели настройки инструментов.
• уметь выбрать цвет, используя палитру.
• уметь использовать команду "Отменить".
• уметь открывать рисунки, сохраненные на жестком диске.
План проведения урока:
Содержание этапов урока Виды и формы работы
1. Подготовительный этап. Приветствие.
2. Повторение. Фронтальный опрос. Выполнение теста на компьютере.
3. Мотивационный этап. Постановка цели урока.
4. Объяснение нового материала. Беседа с демонстрацией при помощи интерактивной доски.
5. Выполнение творческой работы Самостоятельная работа детей.
6. Подведение итогов. Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок.
7. Рефлексия. Открыть на ПК смайлик.
8. Домашнее задание. Выполнить эскиз "Комната моей мечты"
1. Организационный момент.
3. Мотивационное начало урока.
Постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте! Кто дежурный? Назовите отсутствующих.
Показываю рисунок на классной доске. Как вы думаете, при помощи, какой компьютерной программы выполнено это изображение?
Ученик: Paint 13
Учитель: А, что здесь изображено?
Ученик: здесь изображен куб.
Учитель: Легко ли изобразить куб средствами программы Paint?
Ученики: Легко.
Учитель: Скажите, какие инструменты компьютерной программы необходимо использовать, чтобы выполнить этот рисунок?
Ученики: Квадрат, линия, карандаш, заливка.
Учитель: Теперь взгляните на рисунок 2. Как вы думаете, а что изображено здесь?
Ученики: Интерьер
Учитель: Что мы называем интерьером?
Ученик: Интерьер – это внутреннее убранство помещения, внутренний мир дома.
Учитель: Легко ли выполнить интерьер средствами Paint?
Ученики: Нет, это изображение сложнее.
Учитель: Верно, это изображение сложнее, содержит больше деталей. Но на самом деле выполнить такую работу не составит большого труда. Потому что выполняется она по тем же принципам и правилам. Как вы думаете, какие правила необходимо применить для построения данного интерьера?
Ученик: правила перспективы.
Учитель: Правильно. А что мы называем перспективой?
Ученик: Перспектива – это учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, каким мы его видим.
Учитель: Молодец. Без знания законов перспективы нельзя нарисовать даже самый простой предмет, например коробку. Назовите основной закон линейной перспективы.
Ученик: Основной закон линейной перспективы: предметы одного размера на картине будут выглядеть разными, в зависимости от удаления — чем дальше от зрителя, тем меньше, и наоборот.
Учитель: Как на этом рисунке? Открываю презентацию. 1-ю страницу.
Ученик: Да.
Слайд 1. Линейная перспектива.
2. Повторение. Индивидуальная работа. Учитель: Проверим, как вы знаете правила линейной перспективы? Попробуйте ответить на вопросы теста.
Ученики выполняет задание «Проверь себя?»
Вернувшись в главное окно, нажимаем кнопку «Проверь себя!»
Открывается окно теста, такого вида:
Чтобы ответить на задание теста, необходимо кликнуть мышкой на «правильную» область на картинке. Тест содержит 5 заданий, по итогам подсчета правильных ответов выдается окно с оценкой «отлично», «хорошо», «попробуй еще раз», если больше двух ошибок.
Через 3 мин. Проверяем правильность выполнения работ. Прошу детей поднять сигнальную карточку с красным цветом если задание выполнено на оценку «отлично». На экране компьютера у каждого ученика появляется отметка.
Проверяем правильность ответов на вопросы теста при помощи экрана. Отвечает один ученик, все проверяют, если необходимо- то исправляют ошибки.
6.Закрепление изученного материала.
Учитель: Тема урока «Линейная перспектива. Интерьер». На предыдущих уроках вы научились рисовать объемные геометрические тела, используя приемы линейной перспективы. Сегодня мы с вами создадим изображение интерьера при помощи компьютера. Какую цель вы бы перед собой поставили?
Ученик: Научиться строить интерьер по законам линейной перспективы.
Учитель: Я согласна с постановкой данной цели. Но мы с вами не случайно сегодня находимся в компьютерном классе. Значит, к цели урока уместно будет добавить еще что-то. Что именно?
Ученик: Научиться строить интерьер по законам линейной перспективы при помощи компьютера.
Учитель: Молодец. Цель нашего урока – закрепить знания перспективного построения рисунка в данном случае интерьера в программе Pain.
(Открываю тему урока, и рисунок на доске)
Вспомним, что мы знаем о линейной перспективе.
открываю на экране главное окно программы – окно с тремя кнопками: : «Что это?», «Как построить?», «Проверь себя!»
Кнопка «Что это?» открывает окно вида:
Это окно представляет собой схему построенного куба в перспективе с одной точкой схода. Кликая мышкой на подписи схемы можно переходить на окна с разъяснением и примерами этих понятий.
Кнопка в нижнем левом или правом углах «стрелка влево» возвращает нас на главное окно, кнопка «стрелка вправо» открывает следующее окно с объяснениями.
Учитель: Что мы называем «линией горизонта»?
Ученик: Линия, по которой, кажется, что небо соприкасается с линией Земли.
Учитель: Правильно. Для каждой композиции есть только одна линия горизонта, которая находится на уровне глаз наблюдателя. Линия горизонта – это воображаемая горизонтальная линия, которую принято в изобразительном искусстве называть - перспективным горизонтом. (Слайд 2)
А что мы называем «точкой схода»?
Ученик: Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии – называют точкой схода.
Учитель: Молодец! Таких точек может быть несколько. (Слайд 3)
А кто скажет, как называются линии, проведенные от углов предмета к точке схода?
Ученик: Линии схода.
Учитель: Очень хорошо. Еще их называют линиями перспективы. (Слайд 4)
(Слайд 5) Давайте вспомним правила перспективного построения.
1.Необходимо установить линию горизонта.
2.Наметить точку схода.
3. Направить линии схода от предметов к точке схода.
А теперь рассмотрим, как выполнить творческое задание урока.
4.Объяснение нового материала:
(Беседа с демонстрацией при помощи интерактивной доски).
Учитель: Итак, давайте приступим. У каждого из вас на экране компьютера открыта программа Paint . Рассмотрим окно режима рисования. Верхнее меню: создать новый рисунок, открыть сохраненный рисунок, сохранить нарисованный рисунок, загрузить слайды с заданиями, вернуться в главное окно, стрелки «шаг назад» «шаг вперед», палитра.
Левое боковое меню: карандаш, ластик, пипетка, заливка, линия, прямоугольник, овал, многоугольник, бегунок для выбора толщины линии, далее идут кнопки выбора режима прозрачности фигур и кнопки выбора режима вспомогательных линий, которые очень удобны для построения предметов по законам перспективы, т.к. с помощью них рисуются вспомогательные линии, а потом, по окончанию рисунка они одномоментно стираются.
Для начала откройте папку "Загрузить задание…",расположенную в верхней части программы, кликнув по одноименному значку мышкой. В этой папке собраны задания для изучения данной темы. Выберете задание под №4 и кликнете по нему мышкой.
(Далее учитель работает у интерактивной доски, демонстрируя последовательность работы)
Учитель: Теперь давайте обратим внимание на нижнюю часть открытого окна программы Paint, где дано задание показывающее последовательность выполнения рисунка интерьера. Кликнув по «иконке» рисунка вы сможете рассмотреть рисунок подробнее. Итак, задания одно за другим, будут подсказывать вам правила поэтапного построения рисунка интерьера по законам линейной перспективы, что поможет практически закрепить пройденный материал и правильно выполнить работу. Выполнив первое задание, для открытия следующего кликните по надписи «вперед» и перед вами следующий шаг необходимый при выполнении работы. И так шаг за шагом, пока работа не будет закончена.
5. Выполнение творческой работы
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на компьютере в графическом редакторе PAINT. (Работы учащихся )
Учитель: Наш интерьер готов. Осталось сохранить изображение. Я напоминаю, что сохранять готовую картинку можно следующим образом. Прежде чем закрыть окно программы Paint кликните по иконке «Сохранить». Откроется папка для сохранения----- «Save works» в переводе с английского языка - «сохранить работу». Затем, внизу окна пишем имя файла (свое имя) и нажмем "сохранить".
7. Подведение итогов.
Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок. Рисунки выводятся на экран
8. Рефлексия.
А теперь найдите, пожалуйста, на рабочем столе папку "Смайлы" и откройте в режиме просмотра изображение, которое соответствует вашему впечатлению от работы на сегодняшнем уроке. Оставьте его на экране монитора.
9. Домашнее задание. Выполнить эскиз на тему "Моя комната", «Мой класс» по выбору. На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо за работу!
Источники:
Материал по выбранной теме был взят из учебного пособия "Практическая перспектива", автор М.Н. Макарова, рекомендованного Министерством Образования РФ для студентов художественных вузов, учащихся художественных училищ и общеобразовательных школ; учебника «Основы учебного академического рисунка», Ли Н.Г. ; образовательных сайтов: http://tehnika-risunka.ru/ (сайт с уроками рисования); http://paintmaster.ru/linejnaja-perspektiva.php (сайт с уроками рисования «Как научиться рисовать») и другие сетевые источники.
Создаваемое ЭСУН «Перспектива»также содержит авторский материал, основывающийся на существующих печатных, электронных пособиях (учебниках).
ЭСУН «Перспектива» представляет собой программу, написанную стандартными компонентами и средствами системы программирования BorlandDelphi 7.0. Также при создании ЭСУН использовалась программа PhotoshopCS4, Paint.
Авторы:
Разработка программы (идея, подбор материалов, дизайн и др.) – Брюханова Наталия Александровна
Техническое исполнение на BorlandDelphi 7.0. – Карпов Алексей.
"Линейная перспектива. Интерьер"
Аржадеева Тамара Николаевна, учитель ИЗО и черчения
МОУ «СОШ №9» г. Саранск.
________________________________________
Цели урока:
• Расширить знания учащихся о линейной перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве при помощи линий;
• Закрепить понятие «точка схода», «перспективная линия горизонта», «линии схода»;
• Применить для решения реальной задачи знания работы в компьютерной программе Paint ( позволяющей создавать, просматривать и редактировать рисунки);
• Содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся;
• Развитие познавательного интереса, творческих конструктивных способностей учащихся;
• Получение и закрепление знаний основного программного материала;
• Развитие интереса к самостоятельной конструктивной деятельности.
Задачи урока:
Воспитательная:
• развитие познавательного интереса;
• осознание учеником своей значимости в образовательном процессе;
• развитие интереса к активной творческой деятельности;
Обучающая:
• развитие интереса к решению практических задач,
• учить изображать предметы и строить интерьеры, опираясь на знание правил линейной перспективы;
• формирование навыков самостоятельной работы;
• закрепление навыков работы в графическом редакторе;
Развивающая:
• развитие логического мышления, памяти, внимательности, точности при выполнении работы;
• развитие умения работать на компьютере.
Оборудование урока:
для учителя: ПК, проектор, экран (или интерактивная доска), образцы рисунков геометрических тел, (интерьеры выполненные учащимися 4, 5, 6 классов).
для учащихся: ПК, на компьютерах должен быть установлен графический редактор Paint. Сигнальная карточка ( с одной стороны красный с другой стороны зеленый цвет).
Тип урока: комбинированный (с использованием компьютеров для самостоятельной работы учащихся) .
Объем знаний, необходимых для урока:
• уметь рисовать с помощью графического редактора и вносить изменения в готовые изображения.
• уметь выбрать инструмент в графическом редакторе, знать, какой инструмент выбран.
• знать назначение панели настройки инструментов.
• уметь выбрать цвет, используя палитру.
• уметь использовать команду "Отменить".
• уметь открывать рисунки, сохраненные на жестком диске.
План проведения урока:
Содержание этапов урока Виды и формы работы
1. Подготовительный этап. Приветствие.
2. Повторение. Фронтальный опрос. Выполнение теста на компьютере.
3. Мотивационный этап. Постановка цели урока.
4. Объяснение нового материала. Беседа с демонстрацией при помощи интерактивной доски.
5. Выполнение творческой работы Самостоятельная работа детей.
6. Подведение итогов. Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок.
7. Рефлексия. Открыть на ПК смайлик.
8. Домашнее задание. Выполнить эскиз "Комната моей мечты"
1. Организационный момент.
3. Мотивационное начало урока.
Постановка цели урока.
Учитель: Здравствуйте! Кто дежурный? Назовите отсутствующих.
Показываю рисунок на классной доске. Как вы думаете, при помощи, какой компьютерной программы выполнено это изображение?
Ученик: Paint 13
Учитель: А, что здесь изображено?
Ученик: здесь изображен куб.
Учитель: Легко ли изобразить куб средствами программы Paint?
Ученики: Легко.
Учитель: Скажите, какие инструменты компьютерной программы необходимо использовать, чтобы выполнить этот рисунок?
Ученики: Квадрат, линия, карандаш, заливка.
Учитель: Теперь взгляните на рисунок 2. Как вы думаете, а что изображено здесь?
Ученики: Интерьер
Учитель: Что мы называем интерьером?
Ученик: Интерьер – это внутреннее убранство помещения, внутренний мир дома.
Учитель: Легко ли выполнить интерьер средствами Paint?
Ученики: Нет, это изображение сложнее.
Учитель: Верно, это изображение сложнее, содержит больше деталей. Но на самом деле выполнить такую работу не составит большого труда. Потому что выполняется она по тем же принципам и правилам. Как вы думаете, какие правила необходимо применить для построения данного интерьера?
Ученик: правила перспективы.
Учитель: Правильно. А что мы называем перспективой?
Ученик: Перспектива – это учение о том, как передать на плоском листе бумаги ощущение глубины пространства, то есть передать окружающий мир таким, каким мы его видим.
Учитель: Молодец. Без знания законов перспективы нельзя нарисовать даже самый простой предмет, например коробку. Назовите основной закон линейной перспективы.
Ученик: Основной закон линейной перспективы: предметы одного размера на картине будут выглядеть разными, в зависимости от удаления — чем дальше от зрителя, тем меньше, и наоборот.
Учитель: Как на этом рисунке? Открываю презентацию. 1-ю страницу.
Ученик: Да.
Слайд 1. Линейная перспектива.
2. Повторение. Индивидуальная работа. Учитель: Проверим, как вы знаете правила линейной перспективы? Попробуйте ответить на вопросы теста.
Ученики выполняет задание «Проверь себя?»
Вернувшись в главное окно, нажимаем кнопку «Проверь себя!»
Открывается окно теста, такого вида:
Чтобы ответить на задание теста, необходимо кликнуть мышкой на «правильную» область на картинке. Тест содержит 5 заданий, по итогам подсчета правильных ответов выдается окно с оценкой «отлично», «хорошо», «попробуй еще раз», если больше двух ошибок.
Через 3 мин. Проверяем правильность выполнения работ. Прошу детей поднять сигнальную карточку с красным цветом если задание выполнено на оценку «отлично». На экране компьютера у каждого ученика появляется отметка.
Проверяем правильность ответов на вопросы теста при помощи экрана. Отвечает один ученик, все проверяют, если необходимо- то исправляют ошибки.
6.Закрепление изученного материала.
Учитель: Тема урока «Линейная перспектива. Интерьер». На предыдущих уроках вы научились рисовать объемные геометрические тела, используя приемы линейной перспективы. Сегодня мы с вами создадим изображение интерьера при помощи компьютера. Какую цель вы бы перед собой поставили?
Ученик: Научиться строить интерьер по законам линейной перспективы.
Учитель: Я согласна с постановкой данной цели. Но мы с вами не случайно сегодня находимся в компьютерном классе. Значит, к цели урока уместно будет добавить еще что-то. Что именно?
Ученик: Научиться строить интерьер по законам линейной перспективы при помощи компьютера.
Учитель: Молодец. Цель нашего урока – закрепить знания перспективного построения рисунка в данном случае интерьера в программе Pain.
(Открываю тему урока, и рисунок на доске)
Вспомним, что мы знаем о линейной перспективе.
открываю на экране главное окно программы – окно с тремя кнопками: : «Что это?», «Как построить?», «Проверь себя!»
Кнопка «Что это?» открывает окно вида:
Это окно представляет собой схему построенного куба в перспективе с одной точкой схода. Кликая мышкой на подписи схемы можно переходить на окна с разъяснением и примерами этих понятий.
Кнопка в нижнем левом или правом углах «стрелка влево» возвращает нас на главное окно, кнопка «стрелка вправо» открывает следующее окно с объяснениями.
Учитель: Что мы называем «линией горизонта»?
Ученик: Линия, по которой, кажется, что небо соприкасается с линией Земли.
Учитель: Правильно. Для каждой композиции есть только одна линия горизонта, которая находится на уровне глаз наблюдателя. Линия горизонта – это воображаемая горизонтальная линия, которую принято в изобразительном искусстве называть - перспективным горизонтом. (Слайд 2)
А что мы называем «точкой схода»?
Ученик: Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии – называют точкой схода.
Учитель: Молодец! Таких точек может быть несколько. (Слайд 3)
А кто скажет, как называются линии, проведенные от углов предмета к точке схода?
Ученик: Линии схода.
Учитель: Очень хорошо. Еще их называют линиями перспективы. (Слайд 4)
(Слайд 5) Давайте вспомним правила перспективного построения.
1.Необходимо установить линию горизонта.
2.Наметить точку схода.
3. Направить линии схода от предметов к точке схода.
А теперь рассмотрим, как выполнить творческое задание урока.
4.Объяснение нового материала:
(Беседа с демонстрацией при помощи интерактивной доски).
Учитель: Итак, давайте приступим. У каждого из вас на экране компьютера открыта программа Paint . Рассмотрим окно режима рисования. Верхнее меню: создать новый рисунок, открыть сохраненный рисунок, сохранить нарисованный рисунок, загрузить слайды с заданиями, вернуться в главное окно, стрелки «шаг назад» «шаг вперед», палитра.
Левое боковое меню: карандаш, ластик, пипетка, заливка, линия, прямоугольник, овал, многоугольник, бегунок для выбора толщины линии, далее идут кнопки выбора режима прозрачности фигур и кнопки выбора режима вспомогательных линий, которые очень удобны для построения предметов по законам перспективы, т.к. с помощью них рисуются вспомогательные линии, а потом, по окончанию рисунка они одномоментно стираются.
Для начала откройте папку "Загрузить задание…",расположенную в верхней части программы, кликнув по одноименному значку мышкой. В этой папке собраны задания для изучения данной темы. Выберете задание под №4 и кликнете по нему мышкой.
(Далее учитель работает у интерактивной доски, демонстрируя последовательность работы)
Учитель: Теперь давайте обратим внимание на нижнюю часть открытого окна программы Paint, где дано задание показывающее последовательность выполнения рисунка интерьера. Кликнув по «иконке» рисунка вы сможете рассмотреть рисунок подробнее. Итак, задания одно за другим, будут подсказывать вам правила поэтапного построения рисунка интерьера по законам линейной перспективы, что поможет практически закрепить пройденный материал и правильно выполнить работу. Выполнив первое задание, для открытия следующего кликните по надписи «вперед» и перед вами следующий шаг необходимый при выполнении работы. И так шаг за шагом, пока работа не будет закончена.
5. Выполнение творческой работы
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на компьютере в графическом редакторе PAINT. (Работы учащихся )
Учитель: Наш интерьер готов. Осталось сохранить изображение. Я напоминаю, что сохранять готовую картинку можно следующим образом. Прежде чем закрыть окно программы Paint кликните по иконке «Сохранить». Откроется папка для сохранения----- «Save works» в переводе с английского языка - «сохранить работу». Затем, внизу окна пишем имя файла (свое имя) и нажмем "сохранить".
7. Подведение итогов.
Просмотр готовых работ, обсуждение общих ошибок, выставление оценок. Рисунки выводятся на экран
8. Рефлексия.
А теперь найдите, пожалуйста, на рабочем столе папку "Смайлы" и откройте в режиме просмотра изображение, которое соответствует вашему впечатлению от работы на сегодняшнем уроке. Оставьте его на экране монитора.
9. Домашнее задание. Выполнить эскиз на тему "Моя комната", «Мой класс» по выбору. На этом наш урок окончен. Всем большое спасибо за работу!
Источники:
Материал по выбранной теме был взят из учебного пособия "Практическая перспектива", автор М.Н. Макарова, рекомендованного Министерством Образования РФ для студентов художественных вузов, учащихся художественных училищ и общеобразовательных школ; учебника «Основы учебного академического рисунка», Ли Н.Г. ; образовательных сайтов: http://tehnika-risunka.ru/ (сайт с уроками рисования); http://paintmaster.ru/linejnaja-perspektiva.php (сайт с уроками рисования «Как научиться рисовать») и другие сетевые источники.
Создаваемое ЭСУН «Перспектива»также содержит авторский материал, основывающийся на существующих печатных, электронных пособиях (учебниках).
ЭСУН «Перспектива» представляет собой программу, написанную стандартными компонентами и средствами системы программирования BorlandDelphi 7.0. Также при создании ЭСУН использовалась программа PhotoshopCS4, Paint.
Авторы:
Разработка программы (идея, подбор материалов, дизайн и др.) – Брюханова Наталия Александровна
Техническое исполнение на BorlandDelphi 7.0. – Карпов Алексей.