Урок ИЗОпо программе Б. М. Неменского в 5 –м классе «Ты – мастер. Живопись на стекле. Витраж»
Образовательный клуб «Искусство»
Урок ИЗОпо программе Б. М. Неменского
в 5 –м классе
«Ты – мастер. Живопись на стекле. Витраж»
Цели:
1. Образовательные:
- сформировать первичные представления о витраже, познакомить с тематикой, типами витража;
- способствовать формированию представления об истории развития витража, о роли витража в интерьере;
- способствовать выполнению эскиза витража.
2. Развивающие:
- развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного ДПИ, в частности – витража;
- развивать навыки самообразования, интереса к ДПИ;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности;
- способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, гуашь, стекло и бумага, кисти).
3. Воспитательные:
- прививать познавательную любовь к истории, к народной культуре;
- воспитывать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного ДПИ.
Тип урока Комбинированный.
Планируемые результаты (предметные ПР) - Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы и стили витражей, знать тематику витража.
- Находить отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.
- Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
УУД Метапредметные (МПР) Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;
- учиться выполнять различные роли в паре и группе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе;
- уметь организовать рабочее место.
Основное содержание темы, понятия, термины. Витраж как вид современного ДПИ, типы витражей, история витража, роль витража в интерьере.
Образовательные ресурсы. Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2012 г.
Презентация «Витраж».
Иллюстрации с изображениями витражей, трафареты для витража.
1-я группа (ряд): акварель, кисти, свечка, бумага.
2-я группа (ряд): нетбуки
3-я группа (ряд): картон, цветная бумага, ножницы, клей
Ход урока.
Этап урока
(учебная ситуация) Результат этапа Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога Действия обучающихся
1.Самоопределение к деятельности.
Орг. момент.
2. Эмоциональный настрой. Готовность к уроку.
(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки.
Настрой на урок.
3. Актуализация знаний. Осознание необходимости получения новых знаний. Определение границ знания и незнания. 1) Беседа о современном ДПИ
-Ребята, для того, чтобы перейти к новой теме урока нам необходимо вспомнить пройденный материал. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы
- Что такое – ДПИ?
- В чём состоит отличие произведений
ДПИ от изделий массового производства?
- Где в основном используется современное декоративное искусство?
– Что означает слово “ интерьер “?
– Люди какой профессии занимаются интерьерами?
- Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера?
- Что было бы, если бы ДПИ перестало существовать?
2) Работа по вопросам презентации в паре.
- Перед тем, как мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить правила работы в паре. (на доску)
Приложение № 1.
Маршрутный лист.
Дайте определение монументальной живописи?
- Перечислите виды монументальной живописи.
Презентация:
1-й слайд
- Вспомните пять видов ИЗО
2-й слайд
- Как называется украшение оконного проема цветным стеклом?
(Проверка)
-Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе. Участвуют в беседе.
- ДПИ- вид искусства связанный с украшением повседневной жизни людей.
- В отличие от массового, произведение изделия ДПИ исполняется мастерами с начала и до конца от руки. В массовом производстве изделия обычно не требуют индивидуального умения, процесс производства автоматизирован.
- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.
- Внутреннее убранство здания, помещения.
- Художники и дизайнеры.
- В отличие от народного мастера, работающего в традициях и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое.
-Жизнь людей была бы серой, скучной… .
.
Вспоминают правила работы в паре(К друг к другу прислушиваемся, выбираем правильный ответ вместе, разделяем сферу деятельности, решаем кто будет отвечать. Если готовы, поднимаем руки взявшись за руки)
Работа в паре.
- Живопись больших размеров.
- Мозаика, фреска, витраж
- Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ.
- Витраж
Самопроверка (с доски).
Самооценивание в оценочном листе.
4.Проблематизация.
Определение темы урока.
5. Мотивация учебной деятельности.
Прогнозирование задач урока. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. Определение проблемной ситуации.
- Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день.
- Посмотрите, пожалуйста, на слайды и постарайтесь определить тему урока.
(Слайды витражей 3-5), (тему – на доску).
6-й слайд
- К какому виду искусств витраж ближе всего?
7-й слайд
-Можно ли сказать, что витраж это живопись на стекле?
Определите тему урока.
Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
1. Работа в паре
Попробуем доказать утверждение, что витраж – это живопись на стекле.
Попробуем проверить это утверждение.
Возьмите стекло и нарисуйте на нем какой-нибудь яркий рисунок красками или фломастерами. Например, цветок или листок. А теперь поверните свое стеклышко к окну и посмотрите сквозь него на свет.
Видите, какое чудо получилось? Свет прошел сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.
Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Мы его и сделали. Ведь витраж это и есть – живопись на стекле.
– На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
- Какие же цели мы определим на этот урок? (цели – на доску)
- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?
- Смотрят слайды и определяют тему урока.
«Живопись на стекле. Витраж»
- Пара, которая закончила работу, взявшись за руки, поднимает руки вверх.
Работа в паре. Выполняют одно изображение на стекле.
Самооценка.
Отделяют знание от незнания.
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
1. Узнаем, что такое витраж.
2. Познакомимся с историей развития витража
3. Выполним эскиз витража
- Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.
6. Решение учебной задачи.
(первичное ознакомление)
Работа в группе.
Диалог (фронтальная работа). Новое знание: что такое витраж, какую роль играет витраж в интерьере. Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. 1. Работа в паре по маршрутному листу.
- Чтобы систематизировать и пополнить наши знания о витраже, предлагаю вам маршрутные листы, по которым вы будете работать в паре.
(на доску)
- Ребята, а как мы узнаем, что вы закончили работу?
- Ознакомьтесь, пожалуйста, с маршрутным листом, всё ли понятно?
- Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут.
- Время вышло.
- А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы озвучит предложения, которые получились.
Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе.
2. Презентация.
2. Диалог. Рассказ – дополнения учителя.
Что понимаем под словом «Витраж»?
Познакомимся с историей витража . Фильм
2).Слайд
vitrum – стекло (лат.)
Витраж –произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла,
рассчитанное на сквозное освещение .(«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).
С точки зрения изобразительного искусства.
Слайд 10
Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла скрепленных свинцовыми узкими полосками
Слайд 11
- Тематика витража: флора, фауна, пейзаж, сюжет, портретный сюжет, орнамент.
- Итак, вернёмся к целям нашего урока. (зачитать 1, 2 цель)
- Мы достигли этой цели?
Знакомятся с маршрутным листом.
Работают в паре: читают текст и рассматривают иллюстрации на с. 175-179 учебника, письменно продолжают предложения в маршрутном листе. Анализируют новые сведения о витраже. Рассуждают о роли витража в жизни людей в средневековье и в настоящее время.
- Определяют, кто будет представлять итоги работы в группе. Выступления.
Самооценивание.
Воспринимают презентацию.
Участвуют в диалоге.
Смотрят фильм.
(Запись в тетрадь.)
(Запись в тетрадь.)
(Запись в тетрадь.)
Анализируют достижения своих результатов.
7. Физминутка. Мы немного отдохнём,
Встанем глубоко вздохнём.
- Предлагаю вам поиграть. Если я назову народные художественные промыслы – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте!
- Дымковская игрушка, керамика, мозаика, жостовский поднос, гжель, панно, хохлома, батик, городецкая роспись, витраж.
Отдохнули и тогда,
За работу нам пора! Отдыхают.
Участвуют в физкультминутке.
8. Самостоятельная творческая работа учащихся. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. - Переходим к следующему этапу.
(Обсудить критерии оценивания.)
(на доску)
1. Подготовка к практической работе.
- Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия.
Но мы можем сделать эскиз витража, используя , акварель или гуашь; компьютер или нетбук;
Картон и цветную бумагу.
Я приготовила для вас трафареты контурного рисунка, если они необходимы.
- А теперь представьте, что вы художники, и я надеюсь, что у вас получится выполнить эскизы витража, которые могли бы украсить интерьер нашей школы.
1-й этап самостоятельной работы. Выполняем контурный рисунок витража без раскрашивания цветом.
.
Слайд 13
2. Практическая работа.
Обсуждают критерии оценивания творческих работ.
Выполняют эскиз витража, используя приготовленные материалы и принадлежности.
9. Самооценка. Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. Самооценивание работ учащихся
(по критериям).
-Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием).
Оцените свою творческую работу в листе самооценки и оцените свою работу в течение всего урока, т.е. поставьте итоговую оценку. Просмотр и обсуждение выполненных работ (самооценивание с комментированием)
Самооценивание в листе достижений.
10. Итог. Рефлексия деятельности. Умение соотносить результаты собственной деятельности. Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Беседа по вопросам:
– Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие витражи?
– Как изменилось бы помещение?
- Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, зачем нужен витраж?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?
(Для оформления интерьеров здания.)
- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось? Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
8. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор).
Использование нового знания в выполнении творческого задания. Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов Определяет дифференцированное домашнее задание.
1. Подумать над цветовым решением витража. Принести необходимый материал для завершения работы.
- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок. Запись д/з в дневник.
Приложение № 1.
Маршрутный лист.
Посоветуйтесь и дайте правильный ответ (Работа с презентацией).
- Дайте определение монументальной живописи?________________________________________________________________
- Перечислите виды монументальной живописи.________________________________________________________________
- Вспомните пять видов ИЗО ____________________________________________________________________________________
- Как называется украшение оконного проема цветным стеклом?_______________________________________________________
Приложение № 2.
Маршрутный лист.
1) - Прочитайте текст на с. 175 учебника.
2) - Рассмотрите иллюстрации с изображением витражей на стр. 175-179 в учебнике.
3) - Продолжите предложения:
1. Витраж выглядит как ________________________________________________________.
2. Куски стёкол крепятся в __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3. Именно в витраже удивительным образом соединились __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Цветные окна были украшением средневековых _____________________________________________________________________________.
5. В настоящее время витраж обрёл новую жизнь: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4) –Проверьте правильность выполнения задания.
Приложение № 3.
Лист самооценки.
Фамилия и имя ______________________________________________________
№ Этапы урока 1.У меня всё
Получилось ( 5 б). 2. Были небольшие трудности
(4 б). 3. Хотел просить помощь (3 б).
1. Работа с заданием по презентации (в паре).
2 Живопись на стекле. Эксперемент.
3 Смысловое чтение.
Продолжи предложение
(работа в группе).
4 Творческая работа.
Разработка эскиза и разбивка его на несколько фрагментов.
Общая (итоговая) оценка.
«5» - от 20 б. до 17 б.
«4» - от 16 б. до 13 б.
«3» - от 12 б.
Описание материала:
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе. Урок составлен в соответствии ФГОС и программе Б.М. Неменского.
Планируемые результаты (предметные ПР):
Учащиеся должны понимать, что такое витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы , знать тематику витража.
Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.
Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки.
Настрой на урок.
в 5 –м классе
«Ты – мастер. Живопись на стекле. Витраж»
Цели:
1. Образовательные:
- сформировать первичные представления о витраже, познакомить с тематикой, типами витража;
- способствовать формированию представления об истории развития витража, о роли витража в интерьере;
- способствовать выполнению эскиза витража.
2. Развивающие:
- развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного ДПИ, в частности – витража;
- развивать навыки самообразования, интереса к ДПИ;
- способствовать развитию творческой и познавательной активности;
- способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, гуашь, стекло и бумага, кисти).
3. Воспитательные:
- прививать познавательную любовь к истории, к народной культуре;
- воспитывать умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
- формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного ДПИ.
Тип урока Комбинированный.
Планируемые результаты (предметные ПР) - Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы и стили витражей, знать тематику витража.
- Находить отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.
- Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Личностные (ЛР)
- Уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
УУД Метапредметные (МПР) Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других;
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий;
- учиться выполнять различные роли в паре и группе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе;
- уметь организовать рабочее место.
Основное содержание темы, понятия, термины. Витраж как вид современного ДПИ, типы витражей, история витража, роль витража в интерьере.
Образовательные ресурсы. Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2012 г.
Презентация «Витраж».
Иллюстрации с изображениями витражей, трафареты для витража.
1-я группа (ряд): акварель, кисти, свечка, бумага.
2-я группа (ряд): нетбуки
3-я группа (ряд): картон, цветная бумага, ножницы, клей
Ход урока.
Этап урока
(учебная ситуация) Результат этапа Цель этапа Взаимодействие в образовательном процессе
Действия педагога Действия обучающихся
1.Самоопределение к деятельности.
Орг. момент.
2. Эмоциональный настрой. Готовность к уроку.
(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки.
Настрой на урок.
3. Актуализация знаний. Осознание необходимости получения новых знаний. Определение границ знания и незнания. 1) Беседа о современном ДПИ
-Ребята, для того, чтобы перейти к новой теме урока нам необходимо вспомнить пройденный материал. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы
- Что такое – ДПИ?
- В чём состоит отличие произведений
ДПИ от изделий массового производства?
- Где в основном используется современное декоративное искусство?
– Что означает слово “ интерьер “?
– Люди какой профессии занимаются интерьерами?
- Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера?
- Что было бы, если бы ДПИ перестало существовать?
2) Работа по вопросам презентации в паре.
- Перед тем, как мы приступим к работе, нам необходимо вспомнить правила работы в паре. (на доску)
Приложение № 1.
Маршрутный лист.
Дайте определение монументальной живописи?
- Перечислите виды монументальной живописи.
Презентация:
1-й слайд
- Вспомните пять видов ИЗО
2-й слайд
- Как называется украшение оконного проема цветным стеклом?
(Проверка)
-Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе. Участвуют в беседе.
- ДПИ- вид искусства связанный с украшением повседневной жизни людей.
- В отличие от массового, произведение изделия ДПИ исполняется мастерами с начала и до конца от руки. В массовом производстве изделия обычно не требуют индивидуального умения, процесс производства автоматизирован.
- Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий.
- Внутреннее убранство здания, помещения.
- Художники и дизайнеры.
- В отличие от народного мастера, работающего в традициях и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое.
-Жизнь людей была бы серой, скучной… .
.
Вспоминают правила работы в паре(К друг к другу прислушиваемся, выбираем правильный ответ вместе, разделяем сферу деятельности, решаем кто будет отвечать. Если готовы, поднимаем руки взявшись за руки)
Работа в паре.
- Живопись больших размеров.
- Мозаика, фреска, витраж
- Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ.
- Витраж
Самопроверка (с доски).
Самооценивание в оценочном листе.
4.Проблематизация.
Определение темы урока.
5. Мотивация учебной деятельности.
Прогнозирование задач урока. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. Определение проблемной ситуации.
- Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день.
- Посмотрите, пожалуйста, на слайды и постарайтесь определить тему урока.
(Слайды витражей 3-5), (тему – на доску).
6-й слайд
- К какому виду искусств витраж ближе всего?
7-й слайд
-Можно ли сказать, что витраж это живопись на стекле?
Определите тему урока.
Запишите тему урока в рабочую тетрадь.
1. Работа в паре
Попробуем доказать утверждение, что витраж – это живопись на стекле.
Попробуем проверить это утверждение.
Возьмите стекло и нарисуйте на нем какой-нибудь яркий рисунок красками или фломастерами. Например, цветок или листок. А теперь поверните свое стеклышко к окну и посмотрите сквозь него на свет.
Видите, какое чудо получилось? Свет прошел сквозь краски, и они заиграли, загорелись, засветились так сильно, так многоцветно! Весело, хорошо, нарядно! Сразу настроение стало улучшаться.
Такое счастливое, светлое настроение всегда приносит людям яркий, сияющий на свету витраж. Мы его и сделали. Ведь витраж это и есть – живопись на стекле.
– На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы?
- Какие же цели мы определим на этот урок? (цели – на доску)
- Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы?
- Смотрят слайды и определяют тему урока.
«Живопись на стекле. Витраж»
- Пара, которая закончила работу, взявшись за руки, поднимает руки вверх.
Работа в паре. Выполняют одно изображение на стекле.
Самооценка.
Отделяют знание от незнания.
Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.
1. Узнаем, что такое витраж.
2. Познакомимся с историей развития витража
3. Выполним эскиз витража
- Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор.
6. Решение учебной задачи.
(первичное ознакомление)
Работа в группе.
Диалог (фронтальная работа). Новое знание: что такое витраж, какую роль играет витраж в интерьере. Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. 1. Работа в паре по маршрутному листу.
- Чтобы систематизировать и пополнить наши знания о витраже, предлагаю вам маршрутные листы, по которым вы будете работать в паре.
(на доску)
- Ребята, а как мы узнаем, что вы закончили работу?
- Ознакомьтесь, пожалуйста, с маршрутным листом, всё ли понятно?
- Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут.
- Время вышло.
- А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы озвучит предложения, которые получились.
Оцените правильность выполнения задания в оценочном листе.
2. Презентация.
2. Диалог. Рассказ – дополнения учителя.
Что понимаем под словом «Витраж»?
Познакомимся с историей витража . Фильм
2).Слайд
vitrum – стекло (лат.)
Витраж –произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла,
рассчитанное на сквозное освещение .(«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).
С точки зрения изобразительного искусства.
Слайд 10
Витраж - это картина, выполненная из кусочков стекла скрепленных свинцовыми узкими полосками
Слайд 11
- Тематика витража: флора, фауна, пейзаж, сюжет, портретный сюжет, орнамент.
- Итак, вернёмся к целям нашего урока. (зачитать 1, 2 цель)
- Мы достигли этой цели?
Знакомятся с маршрутным листом.
Работают в паре: читают текст и рассматривают иллюстрации на с. 175-179 учебника, письменно продолжают предложения в маршрутном листе. Анализируют новые сведения о витраже. Рассуждают о роли витража в жизни людей в средневековье и в настоящее время.
- Определяют, кто будет представлять итоги работы в группе. Выступления.
Самооценивание.
Воспринимают презентацию.
Участвуют в диалоге.
Смотрят фильм.
(Запись в тетрадь.)
(Запись в тетрадь.)
(Запись в тетрадь.)
Анализируют достижения своих результатов.
7. Физминутка. Мы немного отдохнём,
Встанем глубоко вздохнём.
- Предлагаю вам поиграть. Если я назову народные художественные промыслы – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте!
- Дымковская игрушка, керамика, мозаика, жостовский поднос, гжель, панно, хохлома, батик, городецкая роспись, витраж.
Отдохнули и тогда,
За работу нам пора! Отдыхают.
Участвуют в физкультминутке.
8. Самостоятельная творческая работа учащихся. Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. - Переходим к следующему этапу.
(Обсудить критерии оценивания.)
(на доску)
1. Подготовка к практической работе.
- Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия.
Но мы можем сделать эскиз витража, используя , акварель или гуашь; компьютер или нетбук;
Картон и цветную бумагу.
Я приготовила для вас трафареты контурного рисунка, если они необходимы.
- А теперь представьте, что вы художники, и я надеюсь, что у вас получится выполнить эскизы витража, которые могли бы украсить интерьер нашей школы.
1-й этап самостоятельной работы. Выполняем контурный рисунок витража без раскрашивания цветом.
.
Слайд 13
2. Практическая работа.
Обсуждают критерии оценивания творческих работ.
Выполняют эскиз витража, используя приготовленные материалы и принадлежности.
9. Самооценка. Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. Самооценивание работ учащихся
(по критериям).
-Оцените результаты своей работы, способы их достижения (с комментированием).
Оцените свою творческую работу в листе самооценки и оцените свою работу в течение всего урока, т.е. поставьте итоговую оценку. Просмотр и обсуждение выполненных работ (самооценивание с комментированием)
Самооценивание в листе достижений.
10. Итог. Рефлексия деятельности. Умение соотносить результаты собственной деятельности. Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Беседа по вопросам:
– Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие витражи?
– Как изменилось бы помещение?
- Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока?
- Как вы думаете, зачем нужен витраж?
- Для чего служат изделия современного декоративного искусства?
(Для оформления интерьеров здания.)
- Кто может похвалить себя? За что?
- Кто недоволен собой? Что не получилось? Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
8. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор).
Использование нового знания в выполнении творческого задания. Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов Определяет дифференцированное домашнее задание.
1. Подумать над цветовым решением витража. Принести необходимый материал для завершения работы.
- Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Всем спасибо за урок. Запись д/з в дневник.
Приложение № 1.
Маршрутный лист.
Посоветуйтесь и дайте правильный ответ (Работа с презентацией).
- Дайте определение монументальной живописи?________________________________________________________________
- Перечислите виды монументальной живописи.________________________________________________________________
- Вспомните пять видов ИЗО ____________________________________________________________________________________
- Как называется украшение оконного проема цветным стеклом?_______________________________________________________
Приложение № 2.
Маршрутный лист.
1) - Прочитайте текст на с. 175 учебника.
2) - Рассмотрите иллюстрации с изображением витражей на стр. 175-179 в учебнике.
3) - Продолжите предложения:
1. Витраж выглядит как ________________________________________________________.
2. Куски стёкол крепятся в __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3. Именно в витраже удивительным образом соединились __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4. Цветные окна были украшением средневековых _____________________________________________________________________________.
5. В настоящее время витраж обрёл новую жизнь: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
4) –Проверьте правильность выполнения задания.
Приложение № 3.
Лист самооценки.
Фамилия и имя ______________________________________________________
№ Этапы урока 1.У меня всё
Получилось ( 5 б). 2. Были небольшие трудности
(4 б). 3. Хотел просить помощь (3 б).
1. Работа с заданием по презентации (в паре).
2 Живопись на стекле. Эксперемент.
3 Смысловое чтение.
Продолжи предложение
(работа в группе).
4 Творческая работа.
Разработка эскиза и разбивка его на несколько фрагментов.
Общая (итоговая) оценка.
«5» - от 20 б. до 17 б.
«4» - от 16 б. до 13 б.
«3» - от 12 б.
Описание материала:
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе. Урок составлен в соответствии ФГОС и программе Б.М. Неменского.
Планируемые результаты (предметные ПР):
Учащиеся должны понимать, что такое витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы , знать тематику витража.
Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства.
Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям:
-правильность выбора учебных принадлежностей,
-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,
-самостоятельность подготовки.
Настрой на урок.