ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ КВЕСТ «НАВСТРЕЧУ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»
Prof-Life
Одной из главных воспитательных задач, выдвигаемых обществом, является нравственно-трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Целью является привитие детям уважения не только к людям труда, но и к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия и сознательного отношения к будущему обучению.
Дошкольный возраст характеризуется малодифференцированными представлениями детей о мире профессий, известных лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей и т.д.).
Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений [5, с. 118]. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
Одним из важнейших компонентов знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности.
По мнению В. И. Логиновой, знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада [2, с. 147].
Н. С. Пряжников утверждает, что ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию [3, с. 96].
Н. Н. Захаров выделяет следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности [1, с. 54].
Изучив вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что данное направление работы мало изучено, но при этом является актуальным в связи с современными тенденциями развития профориентационного направления деятельности.
Мордовским республиканским институтом образования ведется активная работа по развитию ранней профориентации на территории Республики Мордовия. В рамках этой работы институтом разработан профориентационный квест «Навстречу будущей профессии». Автором идеи и руководителем проекта является ректор института Антонова Марина Владимировна. Данный квест направлен на ознакомление детей с предприятиями города и представленными на них профессиями. Цель проекта ‒ сформировать у детей эмоционально положительное отношение к профессиональному миру и предоставить им возможность использовать свои силы в доступных видах профессиональной деятельности. Квест «Навстречу будущей профессии» состоит из 6 станций: Куйгорож, больница, школа, стадион, театр, стадион.
Центральным персонажем квеста является Куйгорож. Это мифический персонаж, домашний покровитель, дух обогащения, наживы и удачи, приносящий в дом богатство. По представлениям мокшан, он выглядит как сова со змеиным хвостом (в мокшанском языке: «куй» – змея, «корож» – сова). Куйгорожа можно вывести из совиного яйца, найденного в глубине леса; для этого хозяин дома должен выносить его, положив яйцо подмышку. Вылупившись, Куйгорож исполняет любые пожелания и, теоретически, может принести много пользы своим хозяевам, выполняя полученные от хозяев поручения (вспахать поле, построить дом, осушить болото и т.п.); кроме того, он может принести в дом непосредственно деньги и другие сокровища. Определенная трудность обращения с Куйгорожем состоит в том, что он постоянно требует работы, и всё, что ему было поручено вечером, выполняет за одну ночь; если же ему не поручать работу, то он порушит все, что сделал, и при этом может погубить хозяина. Освободиться от Куйгорожа можно, поручив ему невыполнимое задание (в упомянутой сказке – свить верёвку из воска).
Квест как формат проведения представляет собой интерактивную историю с главным героем, которым в нашем проекте является Куйгорож. Важнейшими элементами игры в жанре квеста в рамках профориентационной работы являются решение поставленных вопросов и исследование окружающего мира профессий. Каждую станцию в данном формате проведения представляет один герой, который и проведет с детьми игру, посвященную профессиям этой станции. Квест позволяет проявить свои таланты и получить много положительных впечатлений не только детям, но и взрослым участникам и организаторам мероприятия.
Разрабатывая профориентационный квест нами были выделены принципы, которых стоит придерживаться при разработке и проведении подобных квестов:
• построение общего сюжета (задания квеста должны быть логически связаны друг с другом);
• соответствие заданий заявленному возрасту (необходимо учитывать интеллектуальные и физические возможности детей);
• эмоциональная насыщенность игр (методические задачи должны быть «спрятаны» за игровыми формами и приёмами);
• установление временных границ (необходимо учитывать возраст детей при определении продолжительности квеста);
• использование разных видов деятельности.
Профориентационный квест «Навстречу будущей профессии» успешно апробирован в рамках открытой студии «Августовская встреча педагогов республики с временно исполняющим обязанности Главы Республики Мордовия и зарекомендовал себя как современный и актуальный проект. В квесте приняли участие воспитанники МАОУ «Прогимназия № 119». Положительные отзывы родителей и участников пилотного проекта свидетельствуют о его своевременности и востребованности.
Литература
1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. ‒ М.: Просвещение, 2012. ‒ 272 с.
2. Логинова, В. И., Мишарина, Л. А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. ‒ 1978. ‒ №10. ‒ С. 142 – 153.
3. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. ‒ М.; Воронеж, 2015. ‒ 405 с.
4. Тютюнник, В. И. Основы психолого-педагогического исследования творческого труда дошкольников ‒ М.: Просвещение, 2016. ‒ 252 с.
5. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. – Издание 2-е, стереотипное. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.
Дошкольный возраст характеризуется малодифференцированными представлениями детей о мире профессий, известных лишь по названиям и некоторым внешним признакам (по форме одежды, манере поведения, оценкам окружающих людей и т.д.).
Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений [5, с. 118]. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром.
Одним из важнейших компонентов знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности.
По мнению В. И. Логиновой, знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада [2, с. 147].
Н. С. Пряжников утверждает, что ранняя (детская) профориентация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при работе на даче, занятия в кружке и т. п.). В такой профконсультации вполне возможно использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию [3, с. 96].
Н. Н. Захаров выделяет следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности [1, с. 54].
Изучив вопрос о ранней профориентации детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что данное направление работы мало изучено, но при этом является актуальным в связи с современными тенденциями развития профориентационного направления деятельности.
Мордовским республиканским институтом образования ведется активная работа по развитию ранней профориентации на территории Республики Мордовия. В рамках этой работы институтом разработан профориентационный квест «Навстречу будущей профессии». Автором идеи и руководителем проекта является ректор института Антонова Марина Владимировна. Данный квест направлен на ознакомление детей с предприятиями города и представленными на них профессиями. Цель проекта ‒ сформировать у детей эмоционально положительное отношение к профессиональному миру и предоставить им возможность использовать свои силы в доступных видах профессиональной деятельности. Квест «Навстречу будущей профессии» состоит из 6 станций: Куйгорож, больница, школа, стадион, театр, стадион.
Центральным персонажем квеста является Куйгорож. Это мифический персонаж, домашний покровитель, дух обогащения, наживы и удачи, приносящий в дом богатство. По представлениям мокшан, он выглядит как сова со змеиным хвостом (в мокшанском языке: «куй» – змея, «корож» – сова). Куйгорожа можно вывести из совиного яйца, найденного в глубине леса; для этого хозяин дома должен выносить его, положив яйцо подмышку. Вылупившись, Куйгорож исполняет любые пожелания и, теоретически, может принести много пользы своим хозяевам, выполняя полученные от хозяев поручения (вспахать поле, построить дом, осушить болото и т.п.); кроме того, он может принести в дом непосредственно деньги и другие сокровища. Определенная трудность обращения с Куйгорожем состоит в том, что он постоянно требует работы, и всё, что ему было поручено вечером, выполняет за одну ночь; если же ему не поручать работу, то он порушит все, что сделал, и при этом может погубить хозяина. Освободиться от Куйгорожа можно, поручив ему невыполнимое задание (в упомянутой сказке – свить верёвку из воска).
Квест как формат проведения представляет собой интерактивную историю с главным героем, которым в нашем проекте является Куйгорож. Важнейшими элементами игры в жанре квеста в рамках профориентационной работы являются решение поставленных вопросов и исследование окружающего мира профессий. Каждую станцию в данном формате проведения представляет один герой, который и проведет с детьми игру, посвященную профессиям этой станции. Квест позволяет проявить свои таланты и получить много положительных впечатлений не только детям, но и взрослым участникам и организаторам мероприятия.
Разрабатывая профориентационный квест нами были выделены принципы, которых стоит придерживаться при разработке и проведении подобных квестов:
• построение общего сюжета (задания квеста должны быть логически связаны друг с другом);
• соответствие заданий заявленному возрасту (необходимо учитывать интеллектуальные и физические возможности детей);
• эмоциональная насыщенность игр (методические задачи должны быть «спрятаны» за игровыми формами и приёмами);
• установление временных границ (необходимо учитывать возраст детей при определении продолжительности квеста);
• использование разных видов деятельности.
Профориентационный квест «Навстречу будущей профессии» успешно апробирован в рамках открытой студии «Августовская встреча педагогов республики с временно исполняющим обязанности Главы Республики Мордовия и зарекомендовал себя как современный и актуальный проект. В квесте приняли участие воспитанники МАОУ «Прогимназия № 119». Положительные отзывы родителей и участников пилотного проекта свидетельствуют о его своевременности и востребованности.
Литература
1. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. ‒ М.: Просвещение, 2012. ‒ 272 с.
2. Логинова, В. И., Мишарина, Л. А. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание. ‒ 1978. ‒ №10. ‒ С. 142 – 153.
3. Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. ‒ М.; Воронеж, 2015. ‒ 405 с.
4. Тютюнник, В. И. Основы психолого-педагогического исследования творческого труда дошкольников ‒ М.: Просвещение, 2016. ‒ 252 с.
5. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. – Издание 2-е, стереотипное. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 416 с.