Поликультурное воспитание дошкольников через культурно- смысловые контексты
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРНО-СМЫСЛОВЫЕ КОНТЕКСТЫ
Поликультурное образование — это способ приобщения детей к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего в дальнейшем тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов, и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство.
В своей работе в рамках поликультурного образования дошкольников я делаю акцент на использование культурно-смысловых контекстов, которые служат своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей.
Знаете ли вы что такое КСК?
КСК – это основа методики Коротковой Надежды Александровны, описанная в книге «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам, позволяющим им занять поисково-исследовательскую позицию. С некоторыми педагоги практики уже знакомы:
опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
коллекционирование (классификационная работа);
путешествие по карте;
путешествие «по реке времени».
Первые два типа исследования уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника.
В сущности, в рамки этих культурно-смысловых контекстов можно ввести любые содержания, традиционно входящие в курс ознакомления дошкольниковс окружающим миром, то есть любую тематику. Поликультурное образование очень органично вплетается в смысловые контексты.
Давайте рассмотрим, как поликультурное воспитание дошкольников будет происходить посредством культурно-смыслового контекста «Путешествие по карте».
Начнем с развивающей среды. Основными компонентами, атрибутами для путешествий является большая карта мира, глобус, контурные карты, метки. Поли – много, много культур, а, чтобы познакомится с культурой народа, с местностью, где проживает, нужно отправится в путешествие. Для мотивации и отправной точки можно использовать художественную литературу, видео письмо, вещь, привезенную из какой-то страны. Возникает вопрос: Где она находится? Как туда добраться? Для решения этого вопроса нам нужна карта мира.В нашей группе в свободном доступе для детей висит физическая карта мира, она разрисована маршрутами после обсуждения детьми. Мы договорились, что каждый вид транспорта, обозначаем каким - то цветом. Высказываем предположениякого мы можем встретить? Какой климат? Какое может быть жилище, одежда, посуда? Путешествие продолжается и здесь нам может помочь интернет, фото, видео материалы, которые подтвердят или опровергнут наши предположения, познакомят детей с жизнью, культурой коренных жителей. Для путешествий по карте понадобится иллюстративный материал (фотоиллюстрации) многоразового использования:
1) карточки с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света, жизненной среды и типичных занятий населения(размером примерно в стандартный лист бумаги, формат А4);
2) карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (размером примерно в половину стандартного листа бумаги). Также нужны мелкие одноразовые карточки«метки» для наклеивания на карту по маршрутам путешествий (размером примерно 2х2 или 2 х3 см). Таким образом, карта оживает и дает возможность еще раз вернуться к наработанному материалу в непринужденной обстановки и пополнять этот материал самостоятельно по своей инициативе и желанию. В группе практикуется работа в контурных картах. Ребенок может по своей ассоциации разукрасить материк, по которому мы путешествуем или в соответствии с картой. Откуда начать свое путешествие решается на детском совете или с мотивированной подачи педагога, но путешествие по Евразии и России автор методике рекомендует оставить на последок, для того чтобы дети могли сравнить климат, природные условия, ископаемые и конечно и национальный колорит разных народов
Таким образом поликультурное воспитание в широком смысле этого слова, наполняя культурно смысловой контекст «Путешествие по карте» помогает ребенку целостно воспринимать картину мира.
Мы продолжаем наше путешествие и возникает вопрос кто и когда обнаружил этот материк? Мы познакомились с местным населением с условиями жизни, жилищем, предметами обихода и оказалось, что они резко отличаются. Кто- то живет в современных условиях, а кто- то, как когда то давно. А когда давно? Временные понятия всегда трудны для понимания.
А следующей смысловой контекст «Путешествие по реке времени» предлагает интересный подход к ознакомлению детей с временными понятиями. Для путешествий во времени нужна своего рода карта панно опредмечивающая метафору «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Это длинный бумажный лист (например, обои или склеенные листы ватмана, размером 50х 160 см или 60х180 см), на котором полосой синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени». Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» — «старина» — «наше время» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир)
Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации
«метки» соответствующие каждой остановки во времени. Такими символами«метками» могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города крепости, обитатели современного города).
В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во времени и введения метафоры «река времени» можно использовать события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик Так» (предварительно прочитав ее детям). Начать следует с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные«метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, одежды, национального костюма транспорта, профессий, письменности и т. д. Дошкольникам мало понятно значения дат. А используя условно временные обозначения, ребенок понимает, когда происходили те или иные события. Ребенок сам решает, что ему интересно и может отметить меткой распечатанной, нарисованной на этом панно. Важные исторические, географические события, рождения известных талантливых людей.
Важным и первостепенным моментом для успешной реализации задач в образовательной области «Познание» и в частности поликультурном воспитании Короткова считает партнерские отношения детей и педагога. Наша задача дать возможность проявить инициативу ребенку. По началу у меня возникли трудности. Самая большая трудность – это его непредсказуемость и стихийность.
Мы привыкли планировать педагогический процесс, но тогда инициатором выступает педагог. А мы говорим о партнерских отношениях и проявлении детской инициативы, как же ей проявиться, когда мы вгоняем его в рамки плана. Когда я начала работать, используя метод Н.А, Коротковой, мне необходимо было полностью перестроить свою работу и отойти от привычной схемы. Поначалу я могла направить детский интерес в планируемое русло, но чем шире становился кругозор и мотивированный детский интерес процесс приобретал стихийный характер. Выходом было составление более гибкого расписания образовательной деятельности, в которой темы, образовательные задачи имеют варианты взаимозаменяемости.
Вторая трудность заключается в нехватки нужного демонстрационного материала в нужное время, поэтому очень необходимая вещь в детском саду это- цветной принтер.
И еще один момент, педагог должен владеть достоверной информацией о исторических, географических фактах, событиях, открытиях и т.д. постоянно пополнять багаж своих знаний и не стесняться учится вместе с детьми. Иногда, даже полезно признаться в том, что ты чего-то не знаешь. Это тоже мотивация для проявления детской инициативы и развития познавательно-экспериментальной деятельности.
Поликультурное образование — это способ приобщения детей к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего в дальнейшем тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов, и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство.
В своей работе в рамках поликультурного образования дошкольников я делаю акцент на использование культурно-смысловых контекстов, которые служат своеобразными посредниками между «педагогическими интересами» и интересами детей.
Знаете ли вы что такое КСК?
КСК – это основа методики Коротковой Надежды Александровны, описанная в книге «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
Такими культурно-смысловыми контекстами могут выступать, условно говоря, «типы исследования», доступные и интересные дошкольникам, позволяющим им занять поисково-исследовательскую позицию. С некоторыми педагоги практики уже знакомы:
опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
коллекционирование (классификационная работа);
путешествие по карте;
путешествие «по реке времени».
Первые два типа исследования уже присутствуют в свободной самостоятельной деятельности старшего дошкольника.
В сущности, в рамки этих культурно-смысловых контекстов можно ввести любые содержания, традиционно входящие в курс ознакомления дошкольниковс окружающим миром, то есть любую тематику. Поликультурное образование очень органично вплетается в смысловые контексты.
Давайте рассмотрим, как поликультурное воспитание дошкольников будет происходить посредством культурно-смыслового контекста «Путешествие по карте».
Начнем с развивающей среды. Основными компонентами, атрибутами для путешествий является большая карта мира, глобус, контурные карты, метки. Поли – много, много культур, а, чтобы познакомится с культурой народа, с местностью, где проживает, нужно отправится в путешествие. Для мотивации и отправной точки можно использовать художественную литературу, видео письмо, вещь, привезенную из какой-то страны. Возникает вопрос: Где она находится? Как туда добраться? Для решения этого вопроса нам нужна карта мира.В нашей группе в свободном доступе для детей висит физическая карта мира, она разрисована маршрутами после обсуждения детьми. Мы договорились, что каждый вид транспорта, обозначаем каким - то цветом. Высказываем предположениякого мы можем встретить? Какой климат? Какое может быть жилище, одежда, посуда? Путешествие продолжается и здесь нам может помочь интернет, фото, видео материалы, которые подтвердят или опровергнут наши предположения, познакомят детей с жизнью, культурой коренных жителей. Для путешествий по карте понадобится иллюстративный материал (фотоиллюстрации) многоразового использования:
1) карточки с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света, жизненной среды и типичных занятий населения(размером примерно в стандартный лист бумаги, формат А4);
2) карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (размером примерно в половину стандартного листа бумаги). Также нужны мелкие одноразовые карточки«метки» для наклеивания на карту по маршрутам путешествий (размером примерно 2х2 или 2 х3 см). Таким образом, карта оживает и дает возможность еще раз вернуться к наработанному материалу в непринужденной обстановки и пополнять этот материал самостоятельно по своей инициативе и желанию. В группе практикуется работа в контурных картах. Ребенок может по своей ассоциации разукрасить материк, по которому мы путешествуем или в соответствии с картой. Откуда начать свое путешествие решается на детском совете или с мотивированной подачи педагога, но путешествие по Евразии и России автор методике рекомендует оставить на последок, для того чтобы дети могли сравнить климат, природные условия, ископаемые и конечно и национальный колорит разных народов
Таким образом поликультурное воспитание в широком смысле этого слова, наполняя культурно смысловой контекст «Путешествие по карте» помогает ребенку целостно воспринимать картину мира.
Мы продолжаем наше путешествие и возникает вопрос кто и когда обнаружил этот материк? Мы познакомились с местным населением с условиями жизни, жилищем, предметами обихода и оказалось, что они резко отличаются. Кто- то живет в современных условиях, а кто- то, как когда то давно. А когда давно? Временные понятия всегда трудны для понимания.
А следующей смысловой контекст «Путешествие по реке времени» предлагает интересный подход к ознакомлению детей с временными понятиями. Для путешествий во времени нужна своего рода карта панно опредмечивающая метафору «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Это длинный бумажный лист (например, обои или склеенные листы ватмана, размером 50х 160 см или 60х180 см), на котором полосой синего цвета (во всю длину) обозначена «река времени». Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность» — «старина» — «наше время» (в соответствии с условными этапами человеческой истории: древний мир первобытных людей, мир средневековья, современный мир)
Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации
«метки» соответствующие каждой остановки во времени. Такими символами«метками» могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города крепости, обитатели современного города).
В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во времени и введения метафоры «река времени» можно использовать события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик Так» (предварительно прочитав ее детям). Начать следует с самого доступного для дошкольника — обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в — «старину», и еще раньше — в «древности». Из множества небольших иллюстраций вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные«метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, одежды, национального костюма транспорта, профессий, письменности и т. д. Дошкольникам мало понятно значения дат. А используя условно временные обозначения, ребенок понимает, когда происходили те или иные события. Ребенок сам решает, что ему интересно и может отметить меткой распечатанной, нарисованной на этом панно. Важные исторические, географические события, рождения известных талантливых людей.
Важным и первостепенным моментом для успешной реализации задач в образовательной области «Познание» и в частности поликультурном воспитании Короткова считает партнерские отношения детей и педагога. Наша задача дать возможность проявить инициативу ребенку. По началу у меня возникли трудности. Самая большая трудность – это его непредсказуемость и стихийность.
Мы привыкли планировать педагогический процесс, но тогда инициатором выступает педагог. А мы говорим о партнерских отношениях и проявлении детской инициативы, как же ей проявиться, когда мы вгоняем его в рамки плана. Когда я начала работать, используя метод Н.А, Коротковой, мне необходимо было полностью перестроить свою работу и отойти от привычной схемы. Поначалу я могла направить детский интерес в планируемое русло, но чем шире становился кругозор и мотивированный детский интерес процесс приобретал стихийный характер. Выходом было составление более гибкого расписания образовательной деятельности, в которой темы, образовательные задачи имеют варианты взаимозаменяемости.
Вторая трудность заключается в нехватки нужного демонстрационного материала в нужное время, поэтому очень необходимая вещь в детском саду это- цветной принтер.
И еще один момент, педагог должен владеть достоверной информацией о исторических, географических фактах, событиях, открытиях и т.д. постоянно пополнять багаж своих знаний и не стесняться учится вместе с детьми. Иногда, даже полезно признаться в том, что ты чего-то не знаешь. Это тоже мотивация для проявления детской инициативы и развития познавательно-экспериментальной деятельности.