Рабочая программа кружка дополнительного образования по физическому и художественно-эстетическому ра

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ТОПОТУШКИ»

Возраст детей: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Чаткина М. П.

г. Саранск

Содержание

Ожидаемые конечные результаты программы Дети будут знать:

• Физические возможности человеческого тела;

• Простые музыкальные понятия: быстро, медленно;

• Понимать термины: «пластика», «гибкость».

Будут уметь:

• Выразительно исполнять простые ритмические движения под музыку;

• Импровизировать под музыку;

• Выполнять простые акробатические этюды (без предметов) ;

• Двигаться под музыку, согласовывая движения рук и ног.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность образовательной программы. Физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие детей. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование двигательных навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы заключается в том, что движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма. Немаловажным является также и лечебный эффект занятий, в результате которых создаётся мышечный корсет, исправляются недостатки осанки, уменьшается плоскостопие, что позволяет также решать задачи общего укрепления и физического развития ребёнка.

Какой родитель не хочет видеть своего ребенка здоровым и гармонично развитым? А залогом этих качеств, как известно, является всестороннее физическое развитие. Что такое хореография, знает, пожалуй, каждый. А вот ритмика не вызывает таких четких ассоциаций. Что же это такое? Ритмика – это разнообразные движения под музыкальное сопровождение. Ритмика развивает в малыше, в первую очередь, чувство ритма и хорошее владение собственным телом, а также способствует выработке правильной осанки, придает грацию движениям. Это, если говорить, о чисто технической стороне. Если же взглянуть немного глубже, то станет очевидно, что занятия по ритмике учат ребенка, в том числе и выражать свои эмоции под музыку, то есть ритмика развивает в малыше способность к самовыражению.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Обучать ритмике необходимо всех детей, развивая в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в движениях.

Формирование осанки, культуры движений, мимики, развитие музыкального вкуса повышают уверенность ребёнка в себе. Совершенствование координации движений способствует повышению коммуникативной активности ребёнка.

Высокая выразительность и эмоциональность занятий оказывают положительное влияние на психическое самочувствие дошкольников.

«Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия ритмикой помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувство ритма, укреплять скелет, мускулатуру, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка. Высокий интерес детей к танцевальной деятельности, возможность раскрытия творческого потенциала каждого ребенка в процессе дополнительных занятий танцами, а так же запрос родителей.

Педагогическая целесообразность. Занятия ритмикой, танцами развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т. д.). Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения. Танец развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание занятий по ритмике, хореографии создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала.

Цель программы: приобщение детей 5-6 лет к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса и физического совершенствования.

Задачи программы:

Образовательные:

• Учить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении, согласовывая движения с характером музыки; определять музыкальные жанры (марш, песня, танец).

Развивающие:

• Развивать двигательную активность и координацию движений.

• Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма).

• Развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ и «свой» танец.

• Формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре и танце.

Воспитательные:

• Поощрять исполнительское творчество: участие в праздниках, спектаклях, концертах.

Отличительные особенности. Музыкально-ритмическая деятельность строится на интеграции музыки, драматизации, пластики и танца в единое художественное целое. Движение, музыка, игра как раз то, в чём нуждается ребёнок в дошкольный период. Занятия ритмикой строятся на включении музыкальных игр, в которых воспитанники осваивают двигательно-ритмические, коммуникативные навыки, обеспечивающие их психомоторное развитие. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным для детей.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа «Топотушки» предназначена для обучения детей 5 – 6 лет и рассчитана на один учебный год. Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики.

Срок реализации дополнительной образовательной программы - 1 год.

Формы и режим занятий.

Все занятия делятся на несколько видов:

• Обучающие занятия. На общих занятиях детально разбираются движения. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений в медленном темпе. Объясняется приём его исполнения. На занятии может быть введено не более 2 – 3 комбинаций.

• Закрепляющие занятия. Предполагает повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. При повторах выбирается кто-то из ребят, выполняющих правильно, лучше других или идет соревнование – игра между второй и первой линиями. И в этом и в другом случае дети играют роль солиста или как бы помощника педагога.

• Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации.

• Импровизационная работа. На этих уроках дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие занятия развивают фантазию. Ребёнок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать своё видение образа.

Танцевальный кружок «Топотушки» проводится два раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность – 25 минут.

Количество детей – 14 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Дети будут знать:

• физические возможности человеческого тела;

• простые музыкальные понятия: быстро, медленно;

• понимать термины: «пластика», «гибкость».

Будут уметь:

• выразительно исполнять простые ритмические движения под музыку;

• импровизировать под музыку;

• выполнять простые акробатические этюды (без предметов);

• двигаться под музыку, согласовывая движения рук и ног.

Контроль над усвоением программы проводится в конце учебного года в виде диагностики по следующим показателям:

эмоциональная выразительность;

пластичность (гибкость);

ритмичность (четкость исполнения);

творчество (импровизация);

знание терминологии.

Формы подведения итогов реализации программы

В течение года дети принимают участие в утренниках (показывают танцы, выученные в кружке, спортивных мероприятиях, конкурсах.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

НАИМЕНОВАНИЕ

РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Количество занятий

Теория Практика Всего

1. Ее величество – музыка 2 6 8

2. Играя, танцуем 3 9 12

3. Игровой стретчинг 2 10 12

4. Азбука танца 3 13 16

5. Рисунок танца 2 10 12

6. Танцевальная мозаика 2 10 12

Итого: 14 58 72



Техническое оснащение занятий:

Используемый в танцевально-ритмической гимнастике инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию.

-Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.

-Обручи легкие пластмассовые.

-Мячи среднего размера по числу детей в группе.

-Гимнастические палки

Магнитофон

CD диски

Форма одежды:

Чешки

Футболка

Шорты

Список использованных источников:

1. Джаллалова И. А. Ритмопластика и хореография для детей от 5 до 10 лет. «Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитательном процессе». – М., 2001 г.

2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – Спб. : Просвещение, 1996.

3. Белкина С. И. и др. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М. : Просвещение, 1984.

4. Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.

5. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л. : Просвещение, 1980.

6. Захаров В. М. Радуга русского танца. – М. : Вита, 1986.

7. Константинова А. И. Игровой стретчинг. – СПб. : Вита, 1993.

8. Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.

9. Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом. – СПб. : Искусство, 1993.

10. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие – М. : Владос, 2003.

11. Уральская В. И. Рождение танца. – М. : Варгус, 1982.
03:20
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!