«Квест-игра» как современное средство в патриотическом воспитании.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.
«Патриотизм» - это сложное чувство, которое возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру (любовь к родным, к своему двору, улице, поселку, городу, к Родине).
Основа формирования будущего гражданина - это патриотическое воспитание.
Цель патриотического воспитания обусловлена социальным заказом современности.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта работа должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к семье, к родному городу, к своей стране.
Говоря об инновационных технологиях в патриотическом воспитании хотелось бы выделить следующие формы работы: проектные технологии, выставки, развлечения, консультации, беседы, тематические акции, информационно-компьютерные технологии, квест-игры. На этой игровой форме хотелось бы остановиться поподробнее.
Всем хорошо известна игра "Зарница", особенно старшему поколению, выросшему в Советском союзе. Массовую популярность игра получила благодаря сочетанию интересных подвижных игр и военно-патриотического воспитания. "Зарница" - игра многих поколений и разных масштабов.
Эта игра не была забыта и не потеряла свою популярность. С течением времени в нее были внесены современные изменения. Одной из таких форм игры являются квесты.
Квест (квест – в переводе с англ. «поиск») - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. В процессе поиска дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели.
Идея игры проста – участники (дошкольники), перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но суть такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. В работе с дошкольниками можно применять квест-игры по нравственно-патриотическому воспитанию, такие как «Путешествие по родному городу», при закреплении темы «Мой город»; интерактивный квест «Знатоки природы»; «По дороге к славе», посвященный Дню Победы и изучению данной темы.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность.
Квест-игра для дошкольников в ДОУ должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи:
- образовательные (участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся);
- развивающие (в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей);
- воспитательные (формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие).
Содержание и задания должны соответствовать выбранной теме и отвечать уровню знаний и умений дошкольников. Для этого воспитателю следует проявить корректность в отборе познавательного материала, учитывая возрастные особенности восприятия и социальную подготовленность ребёнка, четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.
Разберем на примере квест - игры «По дороге к славе» хорошо организовать с привлечением родителей и включить в себя следующие задания:
1. чтение художественной литературы В. Осеева «Адрейка», С. Алексеев «Злая фамилия»;
2. оформление уголка в группе ДОУ «Моя Родина»;
3. тематические выставки «Война глазами ребенка», «Помним и гордимся», «Дети-герои Великой Отечественной Войны;
родительские собрания на темы «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Воспитание маленького гражданина».
Квест-игра должна включать в себя следующие этапы:
1. подготовительный – это непосредственно образовательная деятельность (занятия), выставка рисунков, встреча с ветеранами, беседы о нашей Родине.
2. Разработка квеста.
3. Проведение квеста: мероприятия проходит на территории ДОУ. Участники делятся на две команды, выбирают командира, придумывают название команды («Танкисты», «Летчики») командир получает карту маршрута, в которой изображен план движения, с заданиями (карта местности, делается по плану территории детского сада).
«Военное построение» участники выстраиваются на уличной площадке.
Задание 1 «Мозговая атака» учасник выкидывается кубик с числами от 1 до 6. В ответ называется картинка под номером и говорится, что на ней изображено: Президент В.В.Путин, Красная площадь, Москва-Кремль, Герб России, Флаг России, Флаг Республики Мордовия.
Задание 2 «Ах, картошка, картошка» каждому игроку команды нужно принести в ложке картошку, в своё ведерко.
Задание 3 «На привале» Участникам задаются вопросы, связанные с ВОВ. Средство передвижения на гусеницах. (Танк.) Какой головной убор бойцы надевают во время боя, чтобы защитить голову от ранения? (Каску.) Какой называется головной убор танкиста? (Шлем.) Какое животное иногда тоже служит? (Собака.) Куда идут служить все ребята, когда вырастут? (В армию.)
Больница для раненных солдат. (Госпиталь.)
Задание 4 «Окажи помочь раненому» Участвуют по три ребёнка от каждой команды. Дети перевязывают обозначенное раненное мести бинтами.
Задание 5 «Разведчик» Участники замирают в позах «военных», «разведчик» - (ведущий) запоминает образы и отворачивается; участники делают несколько изменений, которые «разведчик» должен обнаружить.
Задание 6 «Сосчитай предметы». Ребенок получает бланк с картинками, возле которых есть цифры. Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру. Родители помогают считать детям.
В подведение итога должно быть награждение участников (призы).
Каждый ребенок - это личность, неповторимый уникальный мир который обладает своей точкой зрения своими уникальными способностями.
Поэтому именно с детства необходимо заложить фундамент гражданственности, необходимо учить молодое поколение относиться друг к другу, к своему городу, краю, стране с уважением и любовью, гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого, должен уметь воспитатель. Этот базис необходимо закладывать постепенно, начиная с детского сада.
Включая в образовательный процесс квест-технологию, мы способствуем развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делаем образовательный процесс дошкольного учреждения открытым. Игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать квест-игру и патриотическое воспитание, так как патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.
23:21
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!