Сюжетно-ролевая игра "Экскурсия по городу Саранск-посещение памятных мест города"
Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по городу Саранску – посещение памятных мест города».
Подготовительная группа.
Автор: воспитатель подготовительной группы: Латышова Ольга Викторовна
Цель: позитивная социализация дошкольников:
организовать совместную игру детей, объединив отдельно играющие группы общим сюжетом, учитывая индивидуальные особенности детей.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать активность, включая в игру застенчивых детей, дружеские взаимоотношения между детьми.
Развивающие:
- развивать умение общаться по поводу игры: соблюдать очередность, проявлять уважительное отношение к партнеру,
развивать творческое воображение, формировать умение планировать и обсуждать действия всех играющих.
-способствовать поло- ролевой социализации детей.
Образовательные:
Познакомить детей с подвигом героя - земляка М.П. Девятаева ,
- расширять представления детей о достопримечательностях города, памятниках погибшим воинам
- углублять знания детей о труде экскурсовода, основных трудовых действиях; а также обязанностях шофера (старательно ухаживать за автобусом, уметь перевозить детей - пассажиров).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций,
посещение с родителями музеев города. Памятников на площадях города в выходные дни,
работа с альбомом «Этих дней не смолкнет слава» экскурсия на проезжую часть, рисование военных и военной техники
игры «Что лишнее», «Путаница», «Кому что нужно», «Что надо для поездки».
Оборудование:
Автобус, бензоколонка, набор инструментов, набор медицинских инструментов для врача, халат, шапочка, микрофон, фотокамера, фотоаппарат, атрибуты для приготовления пищи, чайный набор
фотоаппарат, мольберт, телевизор и видео материал
Ход игры:
В группу, входят дети - гости столицы
Гость столицы: Здравствуйте, ребята! Мы приехали к вам из другого города.
В руках карта, на которой обозначено место, где бы нам хотелось побывать. А ещё карточки, на которых изображены профессии тех, кто нам поможет это сделать.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Что это за место, где хотят побывать гости?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно – это Площадь Победы.
Ребята, а хотите вместе с гостями побывать на ней? Как мы можем туда попасть?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы можем отправиться на экскурсию
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на карточки - схемы! Они необычные. На них нет изображения людей тех профессий, которые нм помогут, а только предметы, которые им нужны.
Воспитатель: Нужно наклеить содержимое конверта на карту. Давайте посмотрим и подумаем.
Рассматривают первую карту – схему.
Воспитатель Вот руль, гаечный ключ, колесо аптечка. Кому они нужны? Выберите картинку с профессией
Дети выбирают картинку шофёра
Воспитатель :Как вы думаете, кому может понадобиться для работы фонедоскоп, градусник, шпатель, белый халат и шапочка?
Дети: доктору
Воспитатель предлагает выбрать изображение доктора и поместить на карту.
Воспитатель: кому нужны доска разделочная, чепчик, скалка, кастрюля, тёрка и т.д.(показ картинки)
Ответы детей.
Выбирают картинку повара
Воспитатель и дети называют профессии заправщика, парикмахера, регулировщика, которые будут участвовать в игре.
Воспитатель: Вот карта стала не только содержательной, но и «говорящей».
Она так и приглашает нас: «Дети, давайте отправимся на экскурсию».
Но как же нам добраться до площади?
Дети: На автобусе!
Воспитатель: Но мы торопимся, может быть, полетим на самолете или поедем на поезде?
Дети объясняют, почему нельзя пользоваться данными видами транспорта.
Воспитатель: Хорошо, поедем на автобусе. Кто хочет быть водителем?
Также выбирают на роль доктора, официанта, повара, заправщика, парикмахера, регулировщика.
Воспитатель: Кто проводит экскурсии? (экскурсовод)
Каким он должен быть?
Ответы детей.
Воспитатель: кто будет сегодня экскурсоводом?
Дети выбирают ребёнка и обоснуют свой выбор: экскурсовод должен быть умным, эрудированным, сдержанным, культурным, воспитанным, хорошо выглядеть.
Воспитатель: Остальные будут экскурсантами: дети и их родители, бабушки или дедушки.
Приступаем к подготовке: водитель проверяет исправность автобуса, идёт к врачу – проверяет здоровье. Повара готовятся встретить гостей в «Кафе». Экскурсовод и некоторые «родители» делают причёски.
Воспитатель: Гости столицы готовы к экскурсии, все в сборе и мы отправляемся в путь! Пассажиры, занимайте места в автобусе, пристёгивайтесь. Поедем на автобусе по городу на Площадь Победы .
(исполняется песенка друзей )
Регулировщик контролирует поездку, регулирует движение.
Водитель: Остановка «Площадь Победы».
Дети разворачивают сюжетно-ролевую игру
Включается телевизор и показывается Площадь Победы
Звучит тихая музыка
Ребёнок – экскурсовод: Уважаемые жители и гости столицы! Я рада приветствовать вас. Мы живём в одном и з красивейших и благоустроенных городов республики Мордовия. Площадь Победы - святое место для всех жителей города. Здесь установлен мемориальный комплекс погибшим воинам в Великой Отечественной войне. На стоящем возле памятника 18-метровом гранитном пилоне надпись: «Вечная слава воинам, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Вы ушли из жизни, чтобы спасти жизнь. Подвиг ваш, имена ваши навеки в сердцах благодарного народа» В центре монумент «Мать - Мордовия». Женщина - мать вручает меч солдату для защиты своей Родины.
Здесь же в обрамлении звезды горит и Вечный огонь. Он никогда не угасает - такой же неугасимой должна быть и память народа о войне, о тех, кто не вернулся с неё. Здесь же установлена мемориальная стена с именами воинов — уроженцев Саранска, погибших в годы Великой Отечественной войны.На площади располагается музей военного и трудового подвига 1941–1945 гг., памятник воинам-интернационалистам, часовня Александра Невского, памятник героям Первой мировой войны, ( каждый памятник показывается отдельно)
Ежегодно 9 мая на площади проходят праздничные торжества, посвященные Дню Великой Победы.
На площади есть обелиск «Побег из ада» - памятный знак в честь участников побега из фашистского плена. Его автором является Михаил Сердюков – племянник одного из участников того знаменитого побега – Трофима Сердюкова. На обелиске находится изображение бомбардировщика, на котором улетели из концлагеря заключенные, и имена всех участников побега, организованного нашим земляком Михаилом Петровичем Девятаевым.
Воспитатель: если вы внимательно слушали экскурсовода, то должны правильно расположить на макете мемориала все памятники.
Игра «Часть – целое»
Показ сюжетной картинки на экране телевизора.
(Можно использовать видеофильм «Догнать и уничтожить»)
Воспитатель -экскурсовод:А я продолжу рассказ об этом подвиге. В о время очередного полёта, самолет летчика Михаила Девятаева был сбит немецким истребителем По приказу командира он выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Там была военная секретная база, где испытывали немецкие ракеты.
Обычно военнопленным поручалась засыпка воронок на аэродроме и восстановление взлетных полос; и советские военнопленные задумали побег на вражеском самолёте.
Однажды, когда все покинули взлетное поле на обеденный перерыв, советские военнопленные убивают охранника, заводят самолет и поднимаются в воздух. Понимая, что будет погоня, Девятаев ведет свой самолет на север в сторону моря, и только потом поворачивает на восток.
На базе возникла паника. В погоню были брошены истребители. Они искали угнанный самолет вдоль берега и… не нашли.
Перелетев благополучно линию фронта, угнанный самолет попал под огонь нашей зенитной артиллерии. В это время Девятаев понял, что он должен срочно садиться. Однако кругом были только раскисшие весенние поля. Девятаев решил садиться на «брюхо» и успешно выполнил этот маневр.
Легко понять изумление подошедших к «упавшему» самолету советских солдат, когда вместо ожидаемого немецкого экипажа они обнаружили в самолете десять «живых трупов» в арестантской одежде, которые едва могли передвигаться без посторонней помощи.
Попав к своим. Девятаев сообщил командованию точные координаты и принципы маскировки базы, которую в последствии разбомбили
За этот подвиг Михаилу Девятаеву было присвоено званием Героя Советского Союза, но уже в мирное время. Он жил и работал после войны в Казани и был его почётным гражданином.
Воспитатель: На этом наша экскурсия заканчивается. Мы отправляемся в кафе, чтобы гости Саранска попробовали наши фирменные блюда национальной кухни. Назовите их
Дети: блины, окрошка, «медвежья лапа», каша, поза, селянка, медовый кисель, эрзянский суп и т.д.
Дети возвращаются в детский сад
Воспитатель: ( обращаясь к детям) Дорогие гости, вам понравилась наша экскурсия? Приезжайте к нам ещё, будем вам рады!
Литература:
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М:
Просвещение, 1981.
Воспитание детей в игре. /Под ред. Менджерицкой/ - М:
Просвещение, 1978.
Всё о Мордовии. Энциклопедический справочник./ Саранск.Морд.книж.изд., 1997- 720с.
Игра дошкольника. /Под ред. C.JI. Новоселовой/ - М:
Просвещение, 1989.
Каменченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. -
М., 2004.
Эльконин Д.Б. Психологические игры. М.,1978.
Подготовительная группа.
Автор: воспитатель подготовительной группы: Латышова Ольга Викторовна
Цель: позитивная социализация дошкольников:
организовать совместную игру детей, объединив отдельно играющие группы общим сюжетом, учитывая индивидуальные особенности детей.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать активность, включая в игру застенчивых детей, дружеские взаимоотношения между детьми.
Развивающие:
- развивать умение общаться по поводу игры: соблюдать очередность, проявлять уважительное отношение к партнеру,
развивать творческое воображение, формировать умение планировать и обсуждать действия всех играющих.
-способствовать поло- ролевой социализации детей.
Образовательные:
Познакомить детей с подвигом героя - земляка М.П. Девятаева ,
- расширять представления детей о достопримечательностях города, памятниках погибшим воинам
- углублять знания детей о труде экскурсовода, основных трудовых действиях; а также обязанностях шофера (старательно ухаживать за автобусом, уметь перевозить детей - пассажиров).
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций,
посещение с родителями музеев города. Памятников на площадях города в выходные дни,
работа с альбомом «Этих дней не смолкнет слава» экскурсия на проезжую часть, рисование военных и военной техники
игры «Что лишнее», «Путаница», «Кому что нужно», «Что надо для поездки».
Оборудование:
Автобус, бензоколонка, набор инструментов, набор медицинских инструментов для врача, халат, шапочка, микрофон, фотокамера, фотоаппарат, атрибуты для приготовления пищи, чайный набор
фотоаппарат, мольберт, телевизор и видео материал
Ход игры:
В группу, входят дети - гости столицы
Гость столицы: Здравствуйте, ребята! Мы приехали к вам из другого города.
В руках карта, на которой обозначено место, где бы нам хотелось побывать. А ещё карточки, на которых изображены профессии тех, кто нам поможет это сделать.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту. Что это за место, где хотят побывать гости?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно – это Площадь Победы.
Ребята, а хотите вместе с гостями побывать на ней? Как мы можем туда попасть?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы можем отправиться на экскурсию
Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на карточки - схемы! Они необычные. На них нет изображения людей тех профессий, которые нм помогут, а только предметы, которые им нужны.
Воспитатель: Нужно наклеить содержимое конверта на карту. Давайте посмотрим и подумаем.
Рассматривают первую карту – схему.
Воспитатель Вот руль, гаечный ключ, колесо аптечка. Кому они нужны? Выберите картинку с профессией
Дети выбирают картинку шофёра
Воспитатель :Как вы думаете, кому может понадобиться для работы фонедоскоп, градусник, шпатель, белый халат и шапочка?
Дети: доктору
Воспитатель предлагает выбрать изображение доктора и поместить на карту.
Воспитатель: кому нужны доска разделочная, чепчик, скалка, кастрюля, тёрка и т.д.(показ картинки)
Ответы детей.
Выбирают картинку повара
Воспитатель и дети называют профессии заправщика, парикмахера, регулировщика, которые будут участвовать в игре.
Воспитатель: Вот карта стала не только содержательной, но и «говорящей».
Она так и приглашает нас: «Дети, давайте отправимся на экскурсию».
Но как же нам добраться до площади?
Дети: На автобусе!
Воспитатель: Но мы торопимся, может быть, полетим на самолете или поедем на поезде?
Дети объясняют, почему нельзя пользоваться данными видами транспорта.
Воспитатель: Хорошо, поедем на автобусе. Кто хочет быть водителем?
Также выбирают на роль доктора, официанта, повара, заправщика, парикмахера, регулировщика.
Воспитатель: Кто проводит экскурсии? (экскурсовод)
Каким он должен быть?
Ответы детей.
Воспитатель: кто будет сегодня экскурсоводом?
Дети выбирают ребёнка и обоснуют свой выбор: экскурсовод должен быть умным, эрудированным, сдержанным, культурным, воспитанным, хорошо выглядеть.
Воспитатель: Остальные будут экскурсантами: дети и их родители, бабушки или дедушки.
Приступаем к подготовке: водитель проверяет исправность автобуса, идёт к врачу – проверяет здоровье. Повара готовятся встретить гостей в «Кафе». Экскурсовод и некоторые «родители» делают причёски.
Воспитатель: Гости столицы готовы к экскурсии, все в сборе и мы отправляемся в путь! Пассажиры, занимайте места в автобусе, пристёгивайтесь. Поедем на автобусе по городу на Площадь Победы .
(исполняется песенка друзей )
Регулировщик контролирует поездку, регулирует движение.
Водитель: Остановка «Площадь Победы».
Дети разворачивают сюжетно-ролевую игру
Включается телевизор и показывается Площадь Победы
Звучит тихая музыка
Ребёнок – экскурсовод: Уважаемые жители и гости столицы! Я рада приветствовать вас. Мы живём в одном и з красивейших и благоустроенных городов республики Мордовия. Площадь Победы - святое место для всех жителей города. Здесь установлен мемориальный комплекс погибшим воинам в Великой Отечественной войне. На стоящем возле памятника 18-метровом гранитном пилоне надпись: «Вечная слава воинам, павшим в боях за свободу и независимость Советской Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Вы ушли из жизни, чтобы спасти жизнь. Подвиг ваш, имена ваши навеки в сердцах благодарного народа» В центре монумент «Мать - Мордовия». Женщина - мать вручает меч солдату для защиты своей Родины.
Здесь же в обрамлении звезды горит и Вечный огонь. Он никогда не угасает - такой же неугасимой должна быть и память народа о войне, о тех, кто не вернулся с неё. Здесь же установлена мемориальная стена с именами воинов — уроженцев Саранска, погибших в годы Великой Отечественной войны.На площади располагается музей военного и трудового подвига 1941–1945 гг., памятник воинам-интернационалистам, часовня Александра Невского, памятник героям Первой мировой войны, ( каждый памятник показывается отдельно)
Ежегодно 9 мая на площади проходят праздничные торжества, посвященные Дню Великой Победы.
На площади есть обелиск «Побег из ада» - памятный знак в честь участников побега из фашистского плена. Его автором является Михаил Сердюков – племянник одного из участников того знаменитого побега – Трофима Сердюкова. На обелиске находится изображение бомбардировщика, на котором улетели из концлагеря заключенные, и имена всех участников побега, организованного нашим земляком Михаилом Петровичем Девятаевым.
Воспитатель: если вы внимательно слушали экскурсовода, то должны правильно расположить на макете мемориала все памятники.
Игра «Часть – целое»
Показ сюжетной картинки на экране телевизора.
(Можно использовать видеофильм «Догнать и уничтожить»)
Воспитатель -экскурсовод:А я продолжу рассказ об этом подвиге. В о время очередного полёта, самолет летчика Михаила Девятаева был сбит немецким истребителем По приказу командира он выпрыгнул с парашютом и попал в плен. Там была военная секретная база, где испытывали немецкие ракеты.
Обычно военнопленным поручалась засыпка воронок на аэродроме и восстановление взлетных полос; и советские военнопленные задумали побег на вражеском самолёте.
Однажды, когда все покинули взлетное поле на обеденный перерыв, советские военнопленные убивают охранника, заводят самолет и поднимаются в воздух. Понимая, что будет погоня, Девятаев ведет свой самолет на север в сторону моря, и только потом поворачивает на восток.
На базе возникла паника. В погоню были брошены истребители. Они искали угнанный самолет вдоль берега и… не нашли.
Перелетев благополучно линию фронта, угнанный самолет попал под огонь нашей зенитной артиллерии. В это время Девятаев понял, что он должен срочно садиться. Однако кругом были только раскисшие весенние поля. Девятаев решил садиться на «брюхо» и успешно выполнил этот маневр.
Легко понять изумление подошедших к «упавшему» самолету советских солдат, когда вместо ожидаемого немецкого экипажа они обнаружили в самолете десять «живых трупов» в арестантской одежде, которые едва могли передвигаться без посторонней помощи.
Попав к своим. Девятаев сообщил командованию точные координаты и принципы маскировки базы, которую в последствии разбомбили
За этот подвиг Михаилу Девятаеву было присвоено званием Героя Советского Союза, но уже в мирное время. Он жил и работал после войны в Казани и был его почётным гражданином.
Воспитатель: На этом наша экскурсия заканчивается. Мы отправляемся в кафе, чтобы гости Саранска попробовали наши фирменные блюда национальной кухни. Назовите их
Дети: блины, окрошка, «медвежья лапа», каша, поза, селянка, медовый кисель, эрзянский суп и т.д.
Дети возвращаются в детский сад
Воспитатель: ( обращаясь к детям) Дорогие гости, вам понравилась наша экскурсия? Приезжайте к нам ещё, будем вам рады!
Литература:
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М:
Просвещение, 1981.
Воспитание детей в игре. /Под ред. Менджерицкой/ - М:
Просвещение, 1978.
Всё о Мордовии. Энциклопедический справочник./ Саранск.Морд.книж.изд., 1997- 720с.
Игра дошкольника. /Под ред. C.JI. Новоселовой/ - М:
Просвещение, 1989.
Каменченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. -
М., 2004.
Эльконин Д.Б. Психологические игры. М.,1978.