Особенности структуры урока изобразительного искусства

Образовательный клуб «Искусство»

Особенности структуры урока изобразительного искусства

В традиционной системе обучения урок был и остается основной формой обучения. Урок - это система организационной и учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью ученика, направленная на достижение целей общего образования. Дидакты и методисты уделяют большое внимание научному обоснованию структуры урока, однако в настоящее время отсутствует единый подход к решению этого вопроса. Поэтому существуют разные подходы к построению урока.
Для выявления структурных элементов урока изобразительного искусства проанализируем высказывание Н. Н. Ростовцева в котором говорится, что: структура уроков изобразительного искусства в средней школе мало чем отличается от структуры уроков по другим предметам. Здесь также имеются: организационный момент, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся, закрепление пройденного и подведение итогов. Все эти элементы урока имеют место во всех классах, но в различные годы обучения, да и в течение одного и того же года, количество времени, отведенное на тот или другой элемент урока, может меняться.
Приведем другое мнение Б. М. Неменского по этому же вопросу, где урок сравнивается с театральным действием в котором всегда есть завязка, кульминация, эпилог. Два педагога - два разных театра, хотя тема пьесы - урока, тема четверти и года едины для всех.
Перед нами два подхода к структуре урока искусства: один - за единообразную логику в определенной строгой последовательности ее элементов (этапов урока); другой - за свободный творческий процесс, близкий самой природе искусства. Каждый педагог - режиссер, а класс его труппа. Для введения в состояние сопереживания учащиеся, актеры этого маленького театра, должны войти в роль. А учитель - режиссер - тонко, незаметно ввести их в нее, тактично вовлечь в сопереживание. Только логически, без такого эмоционального введения в сопереживание восприятия не произойдет.
Соотнесем эти два подхода с современными общедидактическими требованиями к логике (структуре) развивающего урока, разработанной отечественными дидактами М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, М. А. Даниловым и психологами В. В. Давыдовым, П. Я. Гальпериным, чтобы на этой основе конкретизировать особенности структуры урока искусства как формы организации художественно-творческой и эмоционально-эстетической деятельности учащихся.
Понимание этапов процесса обучения и структурных элементов урока, используемых для их реализации, зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т.д. В каждом типе обучения по-разному соотносятся деятельность преподавания, осуществляемая учителем, и деятельность учения, принадлежащая учащемуся.
Исходя из такого понимания, обобщенная дидактическая структура развивающего урока представляется следующим образом:
а) постановка цели перед учащимися и тем самым организация готовности к деятельности или непосредственному включению в деятельность;
б) организация восприятия, осознания учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, то есть усвоение исходных данных;
в) организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе изученной информации путем ее воспроизведения и упражнения в ее применении;
г) организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого творчески применяются приобретенные знания и умения и, вместе с тем, самостоятельно добываются новые;
д) целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала и реализация на его основе всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечения их эмоций, интереса, увлечения, радости самоутверждения и самовыражения;
е) обобщение усвоенного и введение его в систему ранее изученного;
ж) контроль за результатами деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Последовательность элементов структуры в первую очередь зависит от цели урока (блока уроков), содержания учебного материала, от выбранных методов взаимодействия учителя и учащихся по его передаче и усвоению. Поэтому структура урока может быть динамичной и подвижной.
Например, урок может начинаться не с постановки цели, а с решения поисковой задачи, в результате которой и будет сформулирована основная цель. Тогда формула структуры урока будет следующей: д+г+а+б. Если урок начинается с обобщения ранее усвоенного и введения его в систему ранее усвоенного, на основе чего организуется усвоение способов практической деятельности путем упражнений, то урок будет выстроен по формуле д+е+в.
Количество элементов структуры урока, включенных в процесс обучения, имеет вариативный характер. Однако воспитательная функция (элемент д) пронизывает все элементы структуры урока, но степень воздействия зависит от целей и задач урока.
Анализ возможности применения данной дидактической структуры процесса обучения при реализации основных концепций художественного образования выявляет ее универсальность, то есть возможность гибкого применения на любых учебных предметах. Однако при традиционном обучении изобразительному искусству она теряет важные элементы (г и д), поскольку такое обучение строится репродуктивным путем или на основе простого восприятия, запоминания и применения усвоенного материала в практической работе по заданному учителем образцу. Как видим, в структуре традиционного урока главным образом предусмотрена деятельность учителя, в то время как в каждом элементе развивающего урока предполагается активное взаимодействие деятельности учителя и учащихся.
Применение предложенной структуры на уроке, отражающей концепцию «Приобщение к мировой художественной культуре как части духовной культуры», вполне приемлемо при некоторой реконструкции с учетом специфики художественно-эстетической деятельности (в отличие от интеллектуально-логической): элемент структуры д, сопровождающий все остальные элементы, должен быть поставлен не рядом с другими, а над ними, подчинять себе все остальные. Тогда духовные, нравственные качества личности (эмоционально-ценностные отношения) будут формироваться не на основе знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, а наоборот, знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности будут формироваться на основе эмоционально-ценностных отношений, что как раз и отражает специфику искусства в отличие от науки.
11:21
RSS
Отлично!