Интеграция образовательных областей в игровой деятельности дошкольников
Блог:
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Что же такое интеграция? Интеграция – это состояние связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Она должна охватывать все виды деятельности. Интеграция образовательных областей – это творчество педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию материала. Рассмотрим принцип интегрированного подхода на примере художествено-эстетического развития дошкольников, а непосредственно музыки с другими областями дошкольного образования.
Сочетание определенного материала решает задачи художественно – эстетического развития и дает детям возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний, например, о том, как музыка может показать природные явления, складывается более емкое, многогранное представление об окружающем мире.
Искусство, так или иначе, входит в содержание разных видов деятельности и через другие образовательные области, такие как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая, двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. Перед ребенком появляются новые задачи мыслить и фантазировать, создавать простейшие импровизации; комбинировать, находить выразительные движения для передачи различных образов. Музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, быте и традициях.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" предполагает формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Слушая музыку, обращаем внимание детей на культуру слушания; объясняем, что музыку слушают молча, высказываются о прослушанном только по окончании звучания. Исполняя песни, дети объединяются, создаются условия для эмоционального общения, развивается умение слушать товарища. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализации микроклимата в детском коллективе. Играя, дети взаимодействуют друг с другом. Правила игры едины для всех, дети учатся действовать в коллективе сверстников. Играя на музыкальных занятиях, праздниках, досугах, ребенок тоже приобретает навыки общения.
В процессе занимательной музыкальной деятельности происходит и «Речевое развитие» детей. Например, проводится разминка - артикуляционная гимнастика, которая не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребенка. Для этого используются различные игровые упражнения, в процессе которых ребята покусывают кончик языка, могут пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д. Интонационно-фонетические упражнения помогают преодолеть дефекты речи, а так же выравнивают гласные и согласные звуки. Детям очень нравятся подражающие игры со звуками мира - голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины или только что проснувшейся вороны. В этих звуках непроизвольно формируется звукообразование. Дети учатся слушать свой голос и играть с ним. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. В процессе музыкальной деятельности создаются ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу-низкий звук, вверху-высокий, Этот прием помогает сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Характеризуя прослушанное музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, т.е. его расширяется словарный запас. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое и счастливое, радостное, игристое, хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное. Большое значение для закрепления речевых навыков имеют игры с пением и ритмодекламации, звучащие жесты, движение, которые улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппарат. Влияние музыки на физическое развитие детей активно изучается учеными. Музыка рассматривается как часть природы человека, которая медленно, но эффективно восстанавливает гармонию в жизни и способствует дальнейшему физическому развитию ребенка Ритмичная и энергичная музыка в стиле марша тонизирует многие мышцы, что крайне полезно для физического развития детей. Для некоторых детей музыка является средством фокусировки. Она делает детей целенаправленными, помогает сосредоточить мышление на определенной теме, одновременно снимает стресс и усталость. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений, гибкость, развивается равновесие, крупная и мелкая моторика обеих рук. Музыкально - ритмическая деятельность совершенствует координацию движений, улучшает осанку, повышает жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. Это время первоначального становления личности. Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Согласно ФГОС основным видом деятельности дошкольников в возрасте от 3 до 8 лет является игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
Виды игровой деятельности:
• творческие игры:
–режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);
–сюжетно-ролевые;
–игры-драматизации;
–театрализованные;
–игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п.; с природными материалами и т.п.);
–игры-фантазирования;
–импровизационные игры-этюды;
• игры с правилами:
–дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические и т. п.; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки));
–подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем и т. п.);
–развивающие;
–музыкальные;
–компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие).
Рассмотрим каждый вид более подробно. Творческие игры— это игры, развивающие творческий потенциал детей. Такие игры способны интегрировать задачи таких областей как «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно-эстетическое». При этом возможными темообразующими факторами могут быть:
• реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления, например, сильнейшая буря или общественные события, праздники, например, юбилей детского сада.);
• воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. (Например, произведение «Незнайка на Луне» подталкивают детей к сюжетно-ролевой игре «Космонавты»);
• события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. (Например, появление в группе весов для взвешивания массы тела организует сюжетно-ролевую игру «Больница»)
• события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой информации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, коллекционирование пони и т. п.)
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей, т. к. игра является универсальным видом детской деятельности. Она может самостоятельно интегрироваться с другими детскими видами деятельностями, так, например, реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры (наблюдение, занятийная деятельность, двигательная деятельность — все это может проходить в игровой форме). Пример интеграции образовательных областей — сюжетно-ролевая игра «Магазин». Для организации данной игры проводится предварительная работа-экскурсия в магазин (к примеру, продуктовый). Здесь мы с детьми рассматриваем оформление витрин, прилавков, наблюдаем за работой продавца, кассира, можем даже выполнить поручение повара (например, приобрести соль и др.) — реализуется образовательная область «Познание». Затем уже в группе мы беседуем о назначении различных магазинов, об их значение в жизни человека, об организации работы внутри магазина — реализуется образовательная область «Речевое», «Социально-коммуникативное». Читаем произведения Тувима «Овощи», Михалкова «Моя улица». Затем мы начинаем готовить атрибуты: лепим из глины пряники, конфеты, печенье и раскрашиваем их, изготавливаем чеки, деньги — реализация образовательной области «Художественно-эстетическе развитие». Таким образом, только в одной творческой игре мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей. Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр — правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. Типичными примерами игр с правилами служат хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки, настольно-печатные игры, словесные и другие. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Они характерны в основном для старших дошкольников. Игры этого вида успешно интегрируют содержание и задачи таких областей как: «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально-коммуникативное». Пример: подвижная игра «Лохматый пес». Дети выбирают ведущего на роль «Лохматого пса»- реализуется образовательная область «Социализация». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, раннее разученные для этой игры — это уже реализация образовательной области «Речевое развитие». Затем реализуется такая область как «Физическое развитие». Дети подходят к ведущему и хлопают в ладоши. Он «просыпается» и бежит за детьми. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание. И, конечно же, вся игра проводится с музыкальным сопровождением, а это реализация образовательной области «Художественно-эстетическое».
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Музыкальная игра- одна из разновидностей детских игр. Эти игры интересны детям тем, что они проводятся под музыку. С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкальным играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются танцевальные движения. Игры под музыку улучшают настроение детей, способствуют проявлению положительных эмоций. Музыкальные игры бывают сюжетные и несюжетные. Сюжетные игры - это вид деятельности, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача - передать игровой образ персонажа. Несюжетные - игры, правила которых связаны с музыкой, и решается задача - двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения. Построение игр зависит от их содержания. В целом можно отметить, что музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
Нередко для развития чувства ритма, выразительности движения, фантазии, воображения используют музыкальные игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, мелодизированный текст, который в определенной степени заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства подобных игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования).
Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе.
Текст любой игры можно использовать для развития у ребенка чувства ритма. Важно еще и то, что текст необязательно заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмическое произнесение текста. Выделенные особенности игровой деятельности определяют ее значимость для решения задач всех образовательных областей. Следует подчеркнуть, что реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры. Например, двигательная деятельность – подвижная игра; познавательно-исследовательская деятельность – дидактическая игра и т. д. Это позволяет осуществить интеграцию игровой деятельности с любым другим видом детской деятельности.
Игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими. У него начинает вырабатываться личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Таким образом, игра — это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей
Что же такое интеграция? Интеграция – это состояние связанности и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Она должна охватывать все виды деятельности. Интеграция образовательных областей – это творчество педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию материала. Рассмотрим принцип интегрированного подхода на примере художествено-эстетического развития дошкольников, а непосредственно музыки с другими областями дошкольного образования.
Сочетание определенного материала решает задачи художественно – эстетического развития и дает детям возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний, например, о том, как музыка может показать природные явления, складывается более емкое, многогранное представление об окружающем мире.
Искусство, так или иначе, входит в содержание разных видов деятельности и через другие образовательные области, такие как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности. В музыкально-ритмической деятельности дети с удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая, двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима побуждают детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово, характер мелодии. Перед ребенком появляются новые задачи мыслить и фантазировать, создавать простейшие импровизации; комбинировать, находить выразительные движения для передачи различных образов. Музыка развивает ребёнка умственно. Она отражает жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, быте и традициях.
Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие" предполагает формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Слушая музыку, обращаем внимание детей на культуру слушания; объясняем, что музыку слушают молча, высказываются о прослушанном только по окончании звучания. Исполняя песни, дети объединяются, создаются условия для эмоционального общения, развивается умение слушать товарища. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализации микроклимата в детском коллективе. Играя, дети взаимодействуют друг с другом. Правила игры едины для всех, дети учатся действовать в коллективе сверстников. Играя на музыкальных занятиях, праздниках, досугах, ребенок тоже приобретает навыки общения.
В процессе занимательной музыкальной деятельности происходит и «Речевое развитие» детей. Например, проводится разминка - артикуляционная гимнастика, которая не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребенка. Для этого используются различные игровые упражнения, в процессе которых ребята покусывают кончик языка, могут пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д. Интонационно-фонетические упражнения помогают преодолеть дефекты речи, а так же выравнивают гласные и согласные звуки. Детям очень нравятся подражающие игры со звуками мира - голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины или только что проснувшейся вороны. В этих звуках непроизвольно формируется звукообразование. Дети учатся слушать свой голос и играть с ним. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов. В процессе музыкальной деятельности создаются ситуации, когда ребенок обязательно начинает работать руками. Руки внизу-низкий звук, вверху-высокий, Этот прием помогает сознательно управлять процессом звукоизвлечения. Характеризуя прослушанное музыкальное произведение, ребенок использует большое количество качественных прилагательных, т.е. его расширяется словарный запас. Произведение в интерпретации ребенка становится не только «веселое и грустное», но и печальное, тоскливое, одинокое, жалостливое и счастливое, радостное, игристое, хорошее, улыбчивое, смешное, светлое, солнечное. Большое значение для закрепления речевых навыков имеют игры с пением и ритмодекламации, звучащие жесты, движение, которые улучшают дикцию, увеличивают силу голоса, укрепляют голосовой и дыхательный аппарат. Влияние музыки на физическое развитие детей активно изучается учеными. Музыка рассматривается как часть природы человека, которая медленно, но эффективно восстанавливает гармонию в жизни и способствует дальнейшему физическому развитию ребенка Ритмичная и энергичная музыка в стиле марша тонизирует многие мышцы, что крайне полезно для физического развития детей. Для некоторых детей музыка является средством фокусировки. Она делает детей целенаправленными, помогает сосредоточить мышление на определенной теме, одновременно снимает стресс и усталость. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений, гибкость, развивается равновесие, крупная и мелкая моторика обеих рук. Музыкально - ритмическая деятельность совершенствует координацию движений, улучшает осанку, повышает жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. Это время первоначального становления личности. Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Согласно ФГОС основным видом деятельности дошкольников в возрасте от 3 до 8 лет является игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
Виды игровой деятельности:
• творческие игры:
–режиссерские (на основе готового содержания, предложенного взрослым; по мотивам литературных произведений; с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми);
–сюжетно-ролевые;
–игры-драматизации;
–театрализованные;
–игры со строительным материалом (со специально созданным материалом: напольным и настольным строительным материалом, строительными наборами, конструкторами и т.п.; с природными материалами и т.п.);
–игры-фантазирования;
–импровизационные игры-этюды;
• игры с правилами:
–дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические и т. п.; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные (игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки));
–подвижные (по степени подвижности: малой, средней и большой подвижности; по преобладающим движениям: игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем и т. п.);
–развивающие;
–музыкальные;
–компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие).
Рассмотрим каждый вид более подробно. Творческие игры— это игры, развивающие творческий потенциал детей. Такие игры способны интегрировать задачи таких областей как «Речевое развитие», «Познавательное», «Художественно-эстетическое». При этом возможными темообразующими факторами могут быть:
• реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес детей (яркие природные явления, например, сильнейшая буря или общественные события, праздники, например, юбилей детского сада.);
• воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. (Например, произведение «Незнайка на Луне» подталкивают детей к сюжетно-ролевой игре «Космонавты»);
• события, специально «смоделированные» воспитателем (исходя из развивающих задач). Это внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность. (Например, появление в группе весов для взвешивания массы тела организует сюжетно-ролевую игру «Больница»)
• события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое-то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой информации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, коллекционирование пони и т. п.)
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей, т. к. игра является универсальным видом детской деятельности. Она может самостоятельно интегрироваться с другими детскими видами деятельностями, так, например, реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры (наблюдение, занятийная деятельность, двигательная деятельность — все это может проходить в игровой форме). Пример интеграции образовательных областей — сюжетно-ролевая игра «Магазин». Для организации данной игры проводится предварительная работа-экскурсия в магазин (к примеру, продуктовый). Здесь мы с детьми рассматриваем оформление витрин, прилавков, наблюдаем за работой продавца, кассира, можем даже выполнить поручение повара (например, приобрести соль и др.) — реализуется образовательная область «Познание». Затем уже в группе мы беседуем о назначении различных магазинов, об их значение в жизни человека, об организации работы внутри магазина — реализуется образовательная область «Речевое», «Социально-коммуникативное». Читаем произведения Тувима «Овощи», Михалкова «Моя улица». Затем мы начинаем готовить атрибуты: лепим из глины пряники, конфеты, печенье и раскрашиваем их, изготавливаем чеки, деньги — реализация образовательной области «Художественно-эстетическе развитие». Таким образом, только в одной творческой игре мы выделили интеграцию нескольких образовательных областей. Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр — правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. Типичными примерами игр с правилами служат хорошо всем известные прятки, салочки, классики, скакалки, настольно-печатные игры, словесные и другие. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Они характерны в основном для старших дошкольников. Игры этого вида успешно интегрируют содержание и задачи таких областей как: «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально-коммуникативное». Пример: подвижная игра «Лохматый пес». Дети выбирают ведущего на роль «Лохматого пса»- реализуется образовательная область «Социализация». Затем все занимают свои позиции. Дети произносят слова, раннее разученные для этой игры — это уже реализация образовательной области «Речевое развитие». Затем реализуется такая область как «Физическое развитие». Дети подходят к ведущему и хлопают в ладоши. Он «просыпается» и бежит за детьми. В этой игре развивается ловкость, реакция, внимание. И, конечно же, вся игра проводится с музыкальным сопровождением, а это реализация образовательной области «Художественно-эстетическое».
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Музыкальная игра- одна из разновидностей детских игр. Эти игры интересны детям тем, что они проводятся под музыку. С помощью игры дети легче осваивают новый материал и закрепляют пройденный. Благодаря музыкальным играм у детей развивается воображение, чувство ритма, внимание, координация, закрепляются танцевальные движения. Игры под музыку улучшают настроение детей, способствуют проявлению положительных эмоций. Музыкальные игры бывают сюжетные и несюжетные. Сюжетные игры - это вид деятельности, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача - передать игровой образ персонажа. Несюжетные - игры, правила которых связаны с музыкой, и решается задача - двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения. Построение игр зависит от их содержания. В целом можно отметить, что музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.
Нередко для развития чувства ритма, выразительности движения, фантазии, воображения используют музыкальные игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить и без музыкального сопровождения, мелодизированный текст, который в определенной степени заменяет собой мелодичный напев.
В основе большинства подобных игр - народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования).
Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе.
Текст любой игры можно использовать для развития у ребенка чувства ритма. Важно еще и то, что текст необязательно заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие - это выразительное, как бы нараспев, ритмическое произнесение текста. Выделенные особенности игровой деятельности определяют ее значимость для решения задач всех образовательных областей. Следует подчеркнуть, что реализация любой деятельности может иметь игровой характер или протекать как определенный вид игры. Например, двигательная деятельность – подвижная игра; познавательно-исследовательская деятельность – дидактическая игра и т. д. Это позволяет осуществить интеграцию игровой деятельности с любым другим видом детской деятельности.
Игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. В дошкольном возрасте ребенок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающими. У него начинает вырабатываться личностный стиль поведения и появляется представление о самом себе. Таким образом, игра — это деятельность, через которую реализуются разные аспекты интеграции, в том числе и интеграция содержания и задач образовательных областей