Познавательная активность как средство формирования связной речи детей дошкольного возраста в процес
Блог:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».
В. А. Сухомлинский
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни.
Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.
Игра несомненно оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.
Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать именно в процессе игры идет развитие речи детей.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.
В настоящее время проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
В работе с детьми, образовательный процесс необходимо строить так, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Организуя взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
• вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
• использование различных игр;
• применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Большой вклад в изучение познавательных процессов внесли такие ученые, как: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л. и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:
• личная вовлеченность детей в различные виды деятельности;
• применение различных дидактических заданий и игр;
• использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, а внимание присутствует в каждом из них. От того, как мы научим детей внимательно смотреть и видеть, запоминать и помнить, мыслить, фантазировать, воспринимать окружающий мир во всех его красках, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями. Заинтересованность и активность ребёнка, его вовлечённость в процесс обучения во многом зависит от того, насколько он сам творит это обучение.
Дети дошкольники очень активны в познании окружающего мира. Их интересует буквально всё. Большую часть времени ребёнок познаёт мир сам: он наблюдает, экспериментирует, действует, получая таким образом новую информацию. Но многое для него остаётся непонятным, загадочным. Заинтересовать ребёнка непонятным, подвести к разгадке загадочного – это наша прямая задача.
В нашем детском саду созданы все необходимые условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал.
В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности.
В группе выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.
Я считаю, что эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
В работе использую дидактические игры по ФЭМП: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же», «В какой руке сколько?», «Считай – не ошибись», « Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Тик – так», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и т.д.
Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».
Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы), «Природа и человек», «Воздух, земля, вода», «Назови три предмета», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». «Назови одним словом».
Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные и познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.
Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес. Сюжетно ролевые игры такие как: «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица», «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т.д.
Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни.
Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.
Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности мы стараемся уделять должное значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с правилами этикета, обрядами, традициями.
Родители принимают активное участие в жизни группы. В работе с родителями по познавательному развитию нами используются традиционные и нетрадиционные формы работы, такие как: беседа, родительские собрания, консультации, выставки, фотовыставки, выставки детских работ, участие в конкурсах разного уровня.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, речевого развития, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки.
Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…».
Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».
В. А. Сухомлинский
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. Именно познавательная активность является одним из основных средств формирования связной речи дошкольника.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни.
Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, индивидуальный.
Игра несомненно оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, машины, голосам зверей и т. д.
Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать именно в процессе игры идет развитие речи детей.
Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.
В настоящее время проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
В работе с детьми, образовательный процесс необходимо строить так, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Организуя взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
• вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
• использование различных игр;
• применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Большой вклад в изучение познавательных процессов внесли такие ученые, как: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л. и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:
• личная вовлеченность детей в различные виды деятельности;
• применение различных дидактических заданий и игр;
• использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, а внимание присутствует в каждом из них. От того, как мы научим детей внимательно смотреть и видеть, запоминать и помнить, мыслить, фантазировать, воспринимать окружающий мир во всех его красках, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями. Заинтересованность и активность ребёнка, его вовлечённость в процесс обучения во многом зависит от того, насколько он сам творит это обучение.
Дети дошкольники очень активны в познании окружающего мира. Их интересует буквально всё. Большую часть времени ребёнок познаёт мир сам: он наблюдает, экспериментирует, действует, получая таким образом новую информацию. Но многое для него остаётся непонятным, загадочным. Заинтересовать ребёнка непонятным, подвести к разгадке загадочного – это наша прямая задача.
В нашем детском саду созданы все необходимые условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал.
В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности.
В группе выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.
Я считаю, что эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
В работе использую дидактические игры по ФЭМП: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же», «В какой руке сколько?», «Считай – не ошибись», « Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Тик – так», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и т.д.
Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».
Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы), «Природа и человек», «Воздух, земля, вода», «Назови три предмета», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». «Назови одним словом».
Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные и познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.
Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес. Сюжетно ролевые игры такие как: «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица», «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т.д.
Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни.
Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.
Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности мы стараемся уделять должное значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с правилами этикета, обрядами, традициями.
Родители принимают активное участие в жизни группы. В работе с родителями по познавательному развитию нами используются традиционные и нетрадиционные формы работы, такие как: беседа, родительские собрания, консультации, выставки, фотовыставки, выставки детских работ, участие в конкурсах разного уровня.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, речевого развития, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Игра имеет свою цель - обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки.
Игра - это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…».
Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.