Статья "Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей раннего возраста"

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей. Также движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются инновационные технологии. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.К числу современных о бразовательных технологий можно отнести: 1. Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии); 2. Технология проблемного обучения. Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, вследствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности. 3. Технология проектного обучения. Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. 4. Технология игрового обучения. Назначение игровой образовательной технологии - организация усвоения детьми предметного содержания (математического, естественно- экологического и др.) с помощью игр. 5. Здоровьесберегающие образовательные технологии. 6. Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. 7. Личностно - ориентированные технологии. Именно на личностно-ориентированные технологии я и решила опираться в своей работе, так как здесь создаются условия для развития индивидуальности каждого ребенка. Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен.Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей-человек». Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта. В рамках личностно-ориентированной технологии в своей педагогической практике работы с детьми раннего возраста, я использую центр сенсомоторного развития. Центр сенсомоторного развития - это комплекс дидактических игр, игр-экспериментирований для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики, а также помогает развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша. Давно замечено, что детей больше интересуют не игрушки,а бытовые предметы: прищепки (игра «Развесь платочки», «Подбери для шаблонов недостающие детали из прищепок», тарелочки (игра «Подбери к блюдцам чашки», баночки (игра «Шумящие баночки», пуговицы (игра «Пирамидка из пуговиц», «Узор из пуговиц»,крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями, манка, крупная соль (игра «Узоры на подносе», «Найди клад», всевозможные макароны (игра «Мастерим бусы», фасоль, горох (игра «Раз фасоль, два фасоль», «Продолжи ряд», которые я и использую на своих занятиях. Также, в своей работе я использую упражнения практической жизни, которые включают в себя переливание, пересыпание, сортировку материала - все, что развивает движение руки. Здесь очень актуально создание тематических сенсорных песочниц, которые могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией (снег, песок, галька, аквагрунт, желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох, нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки). Ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой. Также, основу центра сенсомоторного развития составляют сенсорные коробки.Основой для подобной коробки может стать: таз для белья,

большой пластиковый контейнер, картонные коробки, деревянный ящик и т. д. Тематика сенсорных коробок может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт - он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть. Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста на основе имеющегося у него жизненного опыта.
13:18
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!