III Всероссийская конференция «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения»
Педагоги СПО
С 17 по 18 марта прошла III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения», которая состоялась в формате онлайн. В рамках мероприятия обсуждался комплекс актуальных вопросов цифровой трансформации профессионального образования. Были проведены пленарное заседание, панельная дискуссия «Сценарии развития профессионального образования в эпоху цифровой трансформации», а также прошла работа по секциям.
18 марта состоялась панельная дискуссия «А будет ли СПО? Сценарии развития профессионального образования в эпоху цифровой трансформации» в рамках III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения». Мероприятие прошло в формате онлайн.
Участие в дискуссии от Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство) принял руководитель департамента систем оценки квалификаций Алексей Перевертайло. Организаторами конференции стали Научно-исследовательский центр профессионального образования и систем квалификаций (НИЦ ПОиСК) ФИРО РАНХиГС; Ассоциация образовательных организаций, научных работников и педагогов профессионального образования «Академия профессионального образования».
В рамках дискуссии экспертами обсуждался комплекс актуальных вопросов цифровой трансформации профессионального образования. Основные темы, затронутые в рамках встречи:
В России снова идет процесс модернизации перечней и ФГОС СПО. Происходит перераспределение профессий и специальностей, как эти процессы изменят систему.
Каковы вероятные сценарии развития СПО в России до 2030 г. Сохранится ли этот уровень образования в принципе или «растворится» между профобучением и прикладными программами высшего образования?
Какие особенности цифровой трансформации и её влияния на развитие профессионального образования и обучения.
В конференции приняли участие ведущие российские и зарубежные ученые – специалисты в сфере цифровой трансформации образования; представители экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования»; руководители, педагоги, методисты профессионального образования; разработчики цифровых образовательных продуктов и средств.
Модераторами выступили:
Есенина Екатерина Юрьевна, ведущий научный сотрудник НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС
Сатдыков Айрат Илдарович, заместитель директора НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС
Участниками дискуссии стали:
Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации;
Татьяна Клячко, директор ЦЭНО Института прикладных экономических исследований РАНХиГС;
Елена Полушкина, заместитель директора ЦЭНО Института прикладных экономических исследований РАНХиГС;
Владимир Блинов, директор НИЦ ПОиСК ФИРО РАНХиГС;
Алексей Перевертайло, Руководитель департамента систем оценки квалификаций Национального агентства развития квалификаций (Национальное агентство);
Светлана Наумова, начальник Центра содержания и оценки качества СПО, Институт развития профессионального образования;
Светлана Крайчинская, директор Академии Ворлдскиллс Россия;
Жанна Кадылева, директор Центра инициатив направления «Молодые профессионалы», Агентства стратегических инициатив (АСИ).
В ходе дискуссии участниками обсуждались возможные прогнозы развития среднего профессионального образования (СПО) до 2030 года: от сценария ориентированного на рынок труда обучения молодежи на рабочем месте («золотой стандарт») с учетом меняющихся форматов подготовки, повышения роли в профессиональном обучении взрослых – до сценария узкой профессиональной подготовки под конкретные рабочие места преимущественно взрослых, перехода образовательных программ СПО из государственного в корпоративный сектор.
По итогам дискуссии все спикеры (ФИРО-РАНХИГС, ИРПО Минпроса, Национального агентства, АСИ, Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» сошлись во мнении, что система среднего профессионального образования должна сохраниться и развиваться как неотъемлемый компонент единой системы непрерывного образования, как важная траектория получения профессиональных квалификаций, надпрофессиональных компетенций, при этом необходимы оптимизационные процессы, чтобы обеспечить её модульность, гибкость и актуальность.
Руководитель департамента систем оценки квалификаций Национального агентства развития квалификаций Алексей Перевертайло отметил, что оптимизация системы СПО возможна за счет сокращения сроков обучения и это широко обсуждается в профессиональном и экспертном сообществе, в том числе в рамках подготовки Стратегии социально-экономического развития до 2030 года. Однако он также подчеркнул, что это реализуемо только при условии прохождении процедуры независимой оценки квалификации выпускниками. Свидетельство о квалификации, которое выдаётся выпускнику при успешной сдаче профессионального экзамена, обеспечивает выпускникам конкурентоспособность на рынке труда, а работодателям – уверенность в профессионализме молодых специалистов. Также бизнесу не придётся нести финансовые издержки на доучивание новых сотрудников.
Видеозапись конференции с выступлением спикеров можно посмотреть по ссылкам: