Колледжам и техникумам хотят сократить часы на теорию и увеличить на практику
Педагоги СПО
По прогнозам, в 2021 году в средние специальные учебные заведения поступят 1,25 миллиона первокурсников. Будущих строителей, медсестёр, кружевниц и прочих предлагают учить по новым стандартам. Во-первых — быстрее, во-вторых — непосредственно в поле, в третьих — нескольким специальностям одновременно. Минпросвещения разработало новый макет Федерального государственного образовательного стандарта для среднего профессионального образования.
Новая профессия за 10 месяцев
Сейчас молодые люди, поступившие в ПТУ, колледж или техникум после 9 класса, тратят на получение специальности от трёх до четырёх лет. А после 11 класса в зависимости от направления обучения — 2,5-3 года.
По новым стандартам, предложенным Минпросвещения, эти сроки сократят: чтобы освоить новую профессию, бывшему одиннадцатикласснику достаточно от 10 месяцев, а бывшему девятикласснику — от 22 месяцев, считают в главном образовательном ведомстве. Чуть больше времени, по подсчётам экспертов, понадобится на освоение новой специальности — от двух лет 10 месяцев после 9 классов и от одного года 10 месяцев после 11 класса.
Как следует из нового макета ФГОС, сокращать сроки обучения хотят в первую очередь за счёт учебной программы. А значит, уроков русского языка, математики или физкультуры в колледжах и техникумах может стать меньше. Зато предлагают отдать больше часов практике — у станка или в поле учащиеся проведут почти половину времени, отпущенного на получение знаний. Такой подход позволит студентам освоить сразу несколько специальностей, отметили в Минпросвещения.
Новые стандарты разработаны на основе передового мирового опыта профессионального обучения, сообщил 22 апреля в Совете Федерации первый замглавы Минпросвещения Дмитрий Глушко на заседании Комитета по науке, образованию и культуре.
По новому макету уже в этом году разработают стандарты по ста профессиям и специальностям среднего профессионального образования, сообщил Глушко.
Меньше часовщиков, больше кружевниц
Адаптировать колледжи и техникумы к требованиям рынка Минпросвещения начало ещё несколько лет назад. С тех пор из программ обучения уже исчезли десятки профессий. Так, с 2020 года отмены ФГОСы для изготовителей эмалированной посуды, операторов линии по производству маргарина, технологов киноформатирования и магнитных носителей, обработчиков птицы и кроликов. С прошлого года не учат на метеорологов, автомехаников, сборщиков очков, часовщиков-ремонтников и пивоваров.
Какие-то профессии совсем ушли с рынка, в других людей заменила техника, объяснили ранее в Минпросвещения. Кроме того, ряд специальностей решили объединить, а другие, напротив, выделить в отдельные программы. Например, в этом году были изменены названия более 24 профессий и специальностей. Так, обучающихся на изготовителя художественных изделий из дерева теперь будут учить и на выжигальщиков. А будущих мастеров народных художественных промыслов — на кружевниц и вышивальщиц.
Кроме того, профессию «Повар, кондитер» разделили на «Повара» и «Кондитера». А из специальности «Адаптивная физическая культура» выделили «Педагогов по адаптивной физической культуре и спорту» и «Учителей адаптивной физической культуры».
До сих пор для принятия таких решений требовалось подготовить кучу бумаг, провести множество согласований и потратить уйму времени. Чтобы быстрее реагировать на требования экономики и оперативно корректировать образовательные программы, в Минпросвещения решили ввести рамочные ФГОСы — единые документы для целой группы профессий.
Знания или компетенции
Что приоритетнее в колледжах и техникумах — знания или компетенции — эксперты спорят уже несколько лет. Сторонники «школы знаний» считают, что именно она воспитывает и готовит к жизни. Поэтому не экономика должна «тащить» за собой образование, а образование — экономику.
Сторонники «школы компетенций» уверены, что знания ради знаний учащимся не нужны. Другое дело умения и навыки, которые позволяют приспособиться к быстро меняющемуся миру.