Фольклорный мини-музей «Ару лихтибря» ("Чистый родник")
Пояснительнаязаписка
Название мини-музея: Фольклорный мини-музей мордовской культуры «Ару лихтибря» («Чистый родник»).
Цель: приобщение детей к традициям, истории мордовского народа. Развивать личностную культуру ребенка как основу его любви к Родине.
Возрастная категория: дети 5-6 лет,старшая группа.
Период действия: постоянно.
Перспективный план работы
Месяц | Тема | Цели и задачи | Формы работы | |
с детьми | с родителями | |||
Сентябрь | «Кто мы, откуда? Где наши корни?» «Путешествуем в прошлое Мордовии и России» | Знакомство детей с понятием «Народная культура». На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского и мордовского народов, народных героев. | Беседа с детьми на тему: «Родина большая – Родина малая». Рассматривание фотографий;Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»;Чтение былин. Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи). С/р игра«К нам гости пришли» | Анкетирование родителей «Народные традиции в семье». Семейная страничка «Вы спрашивали - мы отвечаем» (из опыта работы родителей, воспитателей) |
Октябрь | «Заповедная Мордовия» | Продолжить знакомить детей с природой Мордовии, ее климатическими особенностями, с животным и растительным миром. | Презентация «Мордовский заповедник». Беседа с детьми «Животные и растения нашего края».Разучивание песни «В солнечной Мордовии» муз. Г. Сураева – Королева, сл. А. Громыхина. Заучивание наизусть прибаутки «Ах ты, кошка, кошечка»(«А, катоня, катоня» мокш.) | Консультация «Приобщение детей к истокам мордовской народной культуры» |
Ноябрь | «Мордовские узоры» | Познакомить с мордовским декоративно-прикладным искусством. Воспитывать любовь к прекрасному. | Презентация «Основные элементы мордовского орнамента». Рассматривание иллюстраций к мордовским сказкам».Аппликация «Украшение салфетки мордовским узором». | Проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края» |
Декабрь | «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные» | Познакомить детей с мордовскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. | Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз); Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой.Выставка поделок. | Посиделки с участием родителей и детей «Цвети, мой край – Мордовия моя!» |
Январь | «Мордовский народный костюм» | Познакомить детей с женскими и мужскими мордовскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. | Рисование элементов мордовского костюма. Выставка рисунков. | Консультация «Мордовская музыкальная культура в жизни дошкольника» |
Февраль | «Сошью Алдуне сарафан» | Продолжить знакомство детей с мордовским народным костюмом, его деталями. | Презентация «Мордовский костюм». Аппликация «Сошью Алдуне сарафан» (создание мордовского костюма)Выставка рисунков. | Консультация «Национальный мордовский костюм» |
Март | «Цвет – язык народа» | Продолжить знакомить с достопримечательностями республики Мордовия, с гербом, флагом и гимном Мордовии. Воспитывать гордость за достижения земляков. | Презентация «Моя республика». Игра-путешествие по историческим местам Саранска. Рисование «Цвет – язык народа» (рисование мордовского флага). Выставка рисунков. | Проведение совместно с родителями кулинарного конкурса «Семья талантами богата» |
Апрель | «Мордовская игрушка» | Дать представление о мордовской национальной игрушке, её характерных особенностях. | Рассматривание мордовских народных игрушек (птичка-свистулька, матрешка-мордовочка) иллюстраций к произведению мордовской детской литературе. Презентация «Тавлинское чудо».Лепка «Мордовская игрушка» | Консультация «История мордовской народной игрушки» |
Май | «Национальные праздники и традиции мордовского народа». | Познакомить детей с культурой мордовского народа. | Презентация «Традиции и обычаи мордовского народа». Экскурсия в Краеведческий музей.Слушание песен мордовских композиторов.Развлечение «У бабушки в гостях» | Консультация для родителей «Традиции семьи» |
Консультация «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.
В этой связи, как нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Главным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» - является гуманистическое воспитание ребенка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
В нравственно-патриотическом воспитании дошкольников необходимо учитывать следующее.
- Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемых на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
- Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
- Формировать личностное отношение к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
- Развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.
- Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха и др.), познакомить с жителями Саранска – носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танца и т.п.
- Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая бы способствовала развитию личности ребенка на основе народной культуры (мини музеи мордовского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).
Совместную работу с родителями проводим под девизом: наши знания и любовь к Саранску передадим детям!
Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам мордовской народной культуры»
Дошкольный возраст — важный период развития представлений ребенка о себе, о своей роли в обществе.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, к родному краю. С самого раннего детства формируется базовая культура личности, ее нравственные качества: основы гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к малой Родине, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей. Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Постепенно ребенок узнает родную страну, республику, которую населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, каждый народ славен талантами.
Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему родного края.
Культурное наследие народа — огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научить правильно распоряжаться.
Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать частью его души. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, и станет частью его жизни!
Консультация «Семейные традиции»
Семейные традиции - предмет особой гордости Вашей семьи или Вы только задумываетесь об их возрождении?
К сожалению, сегодня все чаще можно услышать мнение, что соблюдение семейных традиций – пережиток прошлого, который себя исчерпал, подобно институту брака. Ускоренный ритм и образ нашей жизни зачастую почти не оставляют места даже ежевечерним семейным ужинам. Современные дети чувствуют себя помехой для «вечно занятых», а потом и «вечно уставших» родителей. К счастью, так происходит не у всех и не всегда. В семьях, где есть место традициям, дети не испытывают дефицита внимания взрослых, так как большую часть свободного времени занимает разнообразная совместная деятельность.
Роль семейных традиций в воспитании детей сложно переоценить. Будучи постоянно вовлеченным во «взрослые дела», ребенок чувствует себя частью единого целого, частью своей семьи. Он испытывает чувство причастности. Соблюдение семейных традиций дает подрастающему поколению ощущение стабильности, защищенности и безопасности. Самые маленькие учатся уважать старших. Старшие дети, в свою очередь, учатся заботиться о младших. Пребывая поначалу в роли пассивного наблюдателя, ребенок постепенно становится активным участником семейной жизни, с каждым разом все больше включаясь в совместную деятельность. Особо стоит отметить, что благодаря такому вовлечению, овладение многими навыками происходит в форме игры.
Не стоит обделять своих детей радостью участия во «взрослых делах», прячась за фразой «я все равно сделаю быстрее». Малыши обрадуются самым нехитрым, но при этом «ответственным» поручениям, например, вырезке печенья формочками. Рутинные для нас хлопоты подарят любимому чаду много радости. Самые незабываемые моменты ребенок сохранит в памяти на всю жизнь и продолжит в своей семье.
Создавая новые семейные традиции, важно помнить об уже существующих. Семейные традиции помогают сохранить «домашнюю погоду» солнечной и ясной.
Несколько примеров того, какими могут быть традиции и обычаи семьи.
Ежевечерняя встреча всех домочадцев с обсуждением всего хорошего, что случилось за день;
Уникальный семейный сленг или рукопожатие;
Совместное проведение досуга (это могут быть как загородные поездки каждые выходные, так и посещение всей семьей культурных мероприятий, мастер-классов; зимой – катание на коньках и лыжах, летом - катание на велосипедах, роликах, сбор грибов);
Подготовка к праздникам. В изготовлении подарков родственникам могут принять участие все члены семьи. Можно весело провести время, наряжая елку, сервируя стол;
Домашняя выпечка и праздничное чаепитие по выходным.
Задумайтесь, что может стать самым лучшим вкладом в «копилку традиций» Вашей семьи?
Кроме этого, Вы можете соблюдать и народные традиции в семье. Следуя им, Вы заложите в детях чувство гордости своей страной, принадлежности к своему народу.
Обогатить жизнь своей семьи новыми традициями никогда не поздно. Главное, соблюдать регулярность и привлекать к участию всех домашних. В этом случае, традиции и обычаи наполнят новым смыслом привычный уклад жизни и подарят ощущение праздника каждый день.