МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учителя географии

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ » в 2022 – 2023 УЧЕБНОМ ГОДУ С УЧЕТОМ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ГИА-11 В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

В целях улучшения подготовки обучающихся в области географии следует обращать внимание на практическую составляющую процесса обучения. Для этого в учебном процессе необходимо предусматривать различные виды деятельности, направленные на применение знаний и умений, а не воспроизведение.
Особое внимание целесообразно уделять выявлению существенных признаков различных географических объектов. Кроме того, обращать внимание на умение читать и использовать различные виды карт, статистический и графический материал. При работе с любыми таблицами желательно научить обучающихся анализировать исходные данные и
определять особенности поставленных целей при выполнении заданий.
При проведении текущего и промежуточного контроля учителям необходимо использовать задания с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым ответом, что будет способствовать формированию у обучающихся навыков выполнения тестовых заданий данного типа, а, также, необходимо привлекать обучающихся к составлению заданий,
соответствующих требованиям КИМ по географии. Следует постоянно анализировать все ошибки, тщательно разбирать причины неудач, проводить работу над ошибками, сопровождать каждое тестовое задание критериями оценки и комментариями. На основании полученных результатов можно сделать вывод, что для подготовки
учеников к ЕГЭ по географии важно систематизировать знания и умения за весь курс географии и специально уделять внимание к его подготовке.
Особое значение в этой связи приобретает самостоятельная работа обучающихся с демоверсиями по географии. В целях совершенствования подготовки школьников, повышения системности их знаний важное значение имеет своевременное выявление существующих пробелов в базовой подготовке обучающихся. Именно поэтому рекомендуется предусмотреть время на диагностику показателей, являющихся опорными при изучении тех или иных тем. Особое значение имеет проведение в начале учебного года входного тестирования, нацеленного на проверку уровня сформированности общеучебных информационно-
коммуникативных и иных умений, навыков, видов познавательной деятельности. Значимыми при составлении соответствующих диагностических работ могут быть задания из различных сборников, предназначенных для проведения тематического контроля. В рамках реализации метапредметных умений такую диагностику рационально проводить совместно с предметниками естественно-научного и социально-гуманитарного циклов. Для обсуждения на методических объединениях учителей географии должны быть вынесены, во-первых, вопросы об изменениях в демонстрационных версиях нового учебного
года; во-вторых, вопросы по анализу и разбору типичных ошибок, допущенных обучающимися предыдущего учебного года; в-третьих, вопросы, касающиеся тем школьного курса географии таких, как «Годовое и суточное движение Земли», «Биосфера », «Климат», «Гидросфера», «Население России и мира», «Связь жизни населения с окружающей средой». Для совершенствования методики преподавания географии в Республике Мордовия необходимо продолжить обсуждение вопросов, связанных с ЕГЭ на курсах повышения квалификации, на вебинарах и семинарах, как в системе дополнительного профессионального образования, так и через самообразование. В программы курсов повышения квалификации учителей географии обязательно включать темы, отражающие хозяйственную специализацию регионов России, факторы влияющие на размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства в мире и России, современные изменения в размещении производств в России и мире, последствия влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.
Обязательным элементом учебной работы практически на каждом уроке географии должна являться работа с географической картой, в том числе – отработка географической номенклатуры. Учителю необходимо использовать весь уже имеющийся арсенал форм и приемов работы с общегеографическими и тематическими картами. ОГЭ по географии требует не только умения понимать и читать карту, но и знать её содержание, знать географию.
Важна также организация работы по использованию статистических материалов на уроке, по интерпретации различных географических данных, отработка умений по применению географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, отработка алгоритмов решения географических задач. ЕГЭ требует от учителя безупречного владения той нормативной базой, которая определяет содержание образовательного процесса по географии, требует полноценной реализации базовой программы на уроках, владения методикой регулярного оценивания промежуточных и итоговых результатов обучения.
Необходимо усилить методический аппарат учителя теми видами учебных работ, которые способствуют формированию усидчивости, внимательности, предполагают различные виды аналитической деятельности. Важно обратить внимание ученика на имеющийся и возможный алгоритм выполнения задания, решения географической задачи. Отработать навык анализа содержания самого задания: что именно и как надо сделать для его выполнения.
Для популяризации географии необходимо создать профессиональное открытое сетевое сообщество с функциями центров обмена опытом реализации инновационных образовательных программ и проектов, общественной экспертизы учебно-методических комплексов и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом и образовательными ресурсами.
Следует усилить внимание к формированию основных знаний и умений у наименее подготовленных учащихся. Учителям целесообразно обеспечить в процессе преподавания дифференцированный подход к учащимся, позволяющий менее подготовленным более длительное время отрабатывать формируемые умения.
Необходимо также суметь организовать систематическое повторение ранее рассмотренного учебного материала, задействовав его при изучении нового. Важно заложить в планирование инвариантную (обязательную для усвоения всеми учащимися) и вариативную части географического содержания (теорию и практику), выделить обязательные для выполнения всеми учениками практические работы и определить те практические работы, которые могут выполняться отдельными учениками при реализации учителем дифференцированного подхода в обучении.
При составлении тематического планирования курсов географии для основной школы следует иметь в виду, что содержательные разделы «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология» универсальны. В каждом курсе географии необходимо планировать раздел или тему, которая включала бы отдельные вопросы этих универсальных блоков (работа с топографической картой, математические вычисления, связанные с обработкой статистических данных).
Для учителей географии республики рекомендуется использование ресурсов проекта «Школа профессионального мастерства» cppm.asoumo.ru/index.php/proekty/shkola-prof-masterstva/geografiya. Проект уделяет особое внимание реализации комплекса мер по повышению предметных и методических компетенций педагогов для преодоления их профессиональных дефицитов. Ресурсы проекта позволяют использовать банки заданий и диагностические работы для школьников с разными уровнями предметной подготовки.

11:59
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!