Использование театрализованной деятельности в физическом развитии детей дошкольного возраста
Движение, физическая культура в детских садах, здоровый образ жизни – это залог здоровья наших детей, нашего нового поколения. Дети очень подвижны, поэтому им просто необходима физическая активность, а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Игры очень важны для детей, они развивают активность, творчество, фантазию и воображение. Дети в игре учатся согласовывать свои действия с действиями других детей, развивают пространственную ориентацию, дают возможность применить освоенные навыки, служат для эмоциональной разрядки, приносят радость.
Театр -это тоже игра. И театр дети тоже очень любят! Игра- естественный спутник жизни детей, которая обладает великой воспитательной силой и способствует формированию у дошкольников двигательных умений и навыков. Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е. театрализованная деятельность, которые способствуют воспитанию интереса к процессу выполнения физических упражнений.
Театр – это место, где происходит чудо, сказка, а сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребенок, а проблемы с общением есть преимущественно у взрослого. Язык сказки их, естественно, сближает. Сказка несет свободу. Ребёнок в театрализованной деятельности становится свободным.
Театрализованная деятельность у детей дошкольного возраста так же способствует развитию творческих способностей и эффективного воображения, фантазии и большого эмоционального выплеска.
Театрализованная деятельность характеризуется как «специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре».
Все вышеописанное позволяет сделать вывод о том, что театрализованная деятельность эмоционально-насыщенна, привлекательна для детей, охватывает личность ребенка и отвечает специфике развития психических процессов, обладает широким развивающим потенциалом, который позволяет использовать средства театрализации в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Возможности физического воспитания необходимо видеть в более широком, общечеловеческом плане. Двигательная активность в физическом воспитании, является чудесной основой для других видов учебно-воспитательной работы: формирование необходимых эстетических и этических норм: женственности, мягкости, аккуратности (у девочек), мужественности, лидерства (у мальчиков). Воспитание правил хорошего тона во взаимоотношениях друг с другом, педагогом, старшими, окружающими, пробуждение детей чувства прекрасного, гармонии (в действиях, языке, музыке, природе). Все это можно очень красиво преподнести в движении, обыграть и показать в двигательно-игровой деятельности, создать интересную сюжетную физкультурную сказку.
Основные задачи физкультурно-театрализованной деятельности:
1. Укреплять здоровье детей и гармонично развивать их физические качества.
2. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания и кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма, опорно-двигательного аппарата.
3. Формировать правильную осанку и укреплять мышечный корсет.
4. Развивать гибкость, пластичность, грациозность и изящество в движениях.
5. Закаливать организм.
6. Содействовать творческому самовыражению детей
7. Коррекция эмоционального состояния детей: формирование и закрепление положительных эмоций в процессе занятия двигательной деятельностью, создание мотивации к ней, выработка правильных эмоциональных реакций на двигательные (игровые) ситуации.
Занятия проходят в виде мини-спектаклей, включает в себя такие компоненты как движение, музыка и сюжет. Все это способствует повышению качества выполнения упражнений, активизации мышления, развитию творческих способностей, познавательных способностей, помогает ребятам лучше раскрыть свои индивидуальные и личностные качества. Учитывая особенности развития мальчиков и девочек, на отдельных этапах занятия подбираются такие двигательно-игровые ситуации, которые способствуют формированию у детей жизненно-важных качеств (гибкость, грациозность, женственность — у девочек; выносливость, быстроту у мальчиков).
Проанализировав всё выше сказанное сделаем вывод, что театрализованная деятельность в физкультурно –оздоровительной работе МДОУ позволит повысить эффективность процесса развития, окажет положительное влияние на динамику развития двигательных умений и навыков, а также повлияет на формирование интереса детей и их родителей к занятиям физической культурой.