Конспект занятия по ОБЖ в подготовительной группе " Пожар"
Тема: « Пожар»
Цель: закрепить знания детей о пожарной безопасности.
Образовательные задачи:
1.Учить детей оценивать элементы окружающей обстановки с точки зрения «Опасно- не опасно».
2.Закрепить у детей знания безопасного обращения с огнем и пожароопасными предметами, правила поведения во время пожара.
Развивающие задачи:
1. Развивать умение реально оценивать возможную опасность.
3. Развивать познавательную активность, любознательность.
Воспитательные задачи:1. Воспитывать у детей чувство осторожности в обращении с огнем.
2. Воспитывать чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.
3. Воспитывать уважение к мужественным людям, к профессии пожарных.
Методические приемы:Беседа – диалог, игровая ситуация, проведение опытов, подведение итогов.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
1. Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
2. Разучивание стихотворений, о противопожарной безопасности.
3. Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, рассматривание иллюстраций к ним.
4. Беседа о профессии «Пожарный».
5. Просмотр мультфильмов «Кошкин дом», «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности»
Оборудование: презентация, кукла в костюме пожарного, противогаз, две тарелки со скомканной бумагой, пластиковая бутылка с водой, 2 свечи, 1 стеклянная банка с емкостью 1л, одеяло, мокрое полотенце, карточка с номером пожарной службы 01 и 112, огнетушитель, 1 красный воздушный шарик, 2 дуги, 2 косички- веревки, колокольчик.
Ход занятия.
Дети входят в зал, встают полукругом около стульчиков. ( В зале оформлен домик- ширма, в домике газовая плита, кухонная посуда, телевизор, одеяло, кровать, шкаф). В зале сидят приглашенные зрители.
Воспитатель: дети, посмотрите сколько много сегодня у нас гостей( стук в дверь)
— Кажется к нам еще гости ( входит воспитатель с куклой- пожарным в руках).
Пожарный: здравствуйте дети! Узнали вы меня?
Дети: да!.. Это пожарный Кузьма.
Воспитатель: ну, конечно же, это наш давний знакомый пожарный. Здравствуй Кузьма!
— Но с чем ты к нам пришел сегодня?
Кузьма: авы откройте конверт там все сами и узнаете.
(Воспитатель открывает конверт, читает загадку)
Шипит и злится, воды боится.
С языком, а не лает
Без зубов, а кусает.
Дети: огонь!
Воспитатель: сегодня, ребята, мы будем говорить об огне, о пожаре икак себя вести во время пожара.
— Отчего возникает пожар?
Дети: от неправильного обращения с огнем.
Воспитатель: правильно, а кто из вас знает как человек узнал огонь?
( ответы детей)
Дети, вы уже все знаете, что не всегда жизнь человека была такой, как сейчас. Очень и очень давно древние люди жили в пещерах, а ели то, что находили в пещерах.( Слайд 1)
— Когда- то от молнии загорелось дерево, начался лесной пожар. Люди в ужасе бежали. Но только один смелый человек догадался взять горящий кусок дерева двумя палками и отнести в свою пещеру. Однако, если огонь не поддерживать, то угли быстро погаснут.( Слайд 20
— Ребята, как вы думаете, каким образом древний человек смог поддерживать огонь?
Дети: человек подкладывал сухие ветки.( Слайд3)
Воспитатель: как изменилась жизнь человека, когда в его пещере появился огонь?
Дети: в пещере стало светло и тепло. На огне человек стал готовить пищу.
Воспитатель: правильно. Жизнь человека с появлением огня стала лучше.
Послушайте « Миф об огне».Что такое миф? Это сказка. Существует легенда, что в древней Греции жили не только люди, но и боги. Боги были богатыми и сильными, обладали большой властью. А люди были беспомощны, голодны, жили во мраке. И тогда Прометей (полу – бог, полу – человек) ( слайд 4)решил помочь людям.И вот что произошло.
Прометей дал людям надежду и похитил для них божественный огнь. Боги разгневались на него и навечно приковали цепями к вершине скалы. Через некоторое время пришел Геракл, сильнейший из людей и освободил Прометея ( Слайд 5)
-Как вы считаете, прав ли был Прометей, когда забрал у богов огонь и отдал его людям? ( Ответ детей)
Воспитатель: Д/игра «Огонь добрый – огонь злой»
Подойдите к столу, посмотрите внимательно на карточки, возьмите и прикрепите к тому огоньку, который, вы считаете изображен на вашей карточке.
(дети прикрепляют картинки к «огонькам»)
Воспитатель: Почему огонь добрый? Какое добро он приносит людям?
Дети: Огонь помогает готовить пищу на газовой плите, помогает готовить пищу на костре, освещает наше жилье, обогревает наши дома.
Воспитатель: Почему огонь злой?
Дети: Потому что может стать причиной пожара.
Воспитатель: Какую беду может принести пожар?
Дети: Могут сгореть вещи, мебель, сгореть дома, сгореть лес.
Воспитатель: Ребята, а люди какой профессии помогают тушить пожар?
Дети: Пожарный.
Физминутка «Пожарная машина»
Вот пожарная машина. Дети бегу по кругу, руки в стороны.
На пожар стрелой летит.
Мы на месте, остановка. Останавливаются.
Что случилось? Где горит? Смотрят направо – налево, прикладывая
то правую, то левую ладонь козырьком ко
лбу.
Пламя высоко взлетает! Поднимают руки над головой.
Дыма черного клубы! «Рисуют» двумя руками круги в воздухе
перед собой
Искры в воздухе сверкают! Закрывают лицо ладонями.
Все за дело! Шланг тяни! Машут рукой в направлении к себе,
«тянут шланг»
Шланг мы дружно размотали. Согнутыми в локтях руками и сжатыми
в кулак пальцами изображают
разматывающий шланг
Ну, огонь, теперь держись! Грозят огню пальцем.
Бьет струя воды тугая. «Держат в руках шланг, заливая огонь»
Пламя, гаснет, потухает… поднимают руки над головой и, постепенно
опускают их, присаживаются.
Без подмоги обошлись! Встают на ноги, «вытирают рукой
пот со лба»
Даже детям стало ясно, Грозят пальцем.
Что с огнем шутить опасно!
Если вдруг опять беда, «Прикладывают телефонную трубку к уху»
«01» звони всегда!
Дидактическая игра « Горит- не горит»
( выбираются 2 команды детей 1 команда от зрителей)воспитатель называет предметы горящие и не горящие. Если предмет горит — встает команда зрителей, если не горит – встает наша команда ( бумага, камень, дерево, вода, трава, лед, песок)
Воспитатель: люди заметили, что у огня тоже есть враг. Как вы думаете, кто ( что?) это?
Дети: вода.
Воспитатель: Ребята, чтобы в этом убедиться мы с вами проделаем опыт.
Кузьма: Но если кто-то из вас захочет повторить этот опыт, то только с помощью взрослых.
Опыт № 1
В две тарелки положить по скомканному листу бумаги и подожгем. Один из горящих листов польем водой. Пламя погасло.
— Почему погасло пламя?
Воспитатель: Ребята, все ли можно тушить водой? Что нельзя заливать водой?
Дети: Искрящиеся электроприборы и провода нельзя тушить водой. Это очень опасно для жизни.
Воспитатель: как правильно тушить электроприборы мы узнаем чуть позже.
— А знаете ли вы что огонь дышит? Как будто он живой, как мы с вами.
— Чем дышит человек? Каким воздухом ?( кислородом)
— Ребята, надолго ли вы можете задержать дыхание, например когда вы ныряете во время купания? Почему? И так проделаем следующий опыт, а вы наблюдайте что произойдет?
Опыт № 2
На столе стоят две свечи. Зажгем их. А теперь одну накроем банкой.
Вопрос: Почему погасло пламя? ( размышления детей).
Воспитатель: в банке остался другой газ непригодный для дыхания ни человеку, ни огню. (Углекислый газ)
— можно ли использовать этот газ для тушения пожара? ( можно)
Кузьма: правильно. Мы, пожарные, часто используем при тушении пожара сжатый газ в баллонах (огнетушителях)
( Демонстрирует детям огнетушитель)
Воспитатель: Ребята, кажется, что –то у нас горит. Ах, да, я на кухне забыла на плите сковороду.
-Дети, как же нам потушить на сковороде масло ?( пока дети обсуждают входит Шапокляк)
Шапокляк: здравствуйте! Что это вы так бурно обсуждаете?
Воспитатель: Да вот загорелось масло на сковороде, как потушить решаем.
Шапокляк: как – как? Залить водой, конечно.
Воспитатель: дети, а вы как думаете?
Дети: мы думаем надо сковородку накрыть крышкой.
Воспитатель: правильно.
Кузьма: ну, а если дома загорелся телевизор ?
Шапокляк: опять водой. Вот так (Имитирует. Раздается треск, грохот )
Воспитатель: что вы наделали Шапокляк? Вы совершенно не знаете правила тушения пожара, ничего не поняли как обращаться с приборами.
— Дети, скажите бабушке Шапокляк, как нужно тушить загоревшийся телевизор и другие электроприборы?
Дети: Ни в коем случае не заливать водой. Надо накрыть одеялом, воздух поступать не будет и огонь погаснет.
Воспитатель: запомни это правило, уважаемая Шапокляк. Посидите с нами и послушайте. Дети вас многому научат.
Воспитатель: при горении выделяется дым. При пожаре люди часто теряют сознание и погибают, задыхаясь в дыму. Чтобы не задохнуться, пожарные используют специальные маски, противогазы. Чтобы хоть немного обезопасить себя от отравления дымом, нужно дышать через влажную ткань и стараться пригибаться как можно ниже.
— Как вы думаете почему? Чтобы ответить на этот вопрос, проделаем опыт.
Опыт № 3
Из листа бумаги свернем 2 трубочки и поставим в две тарелочки. Одну трубочку подожгем ближе к основанию, а другую сверху. Бумага, заженная снизу сгорает очень быстро, сверху горит медленно, пламя небольшое, может даже погаснуть.( Наблюдение: куда идет дым, огонь)
— Какая трубочка сгорела быстрее?
— Почему?
— Куда шел дым? Огонь? ( вверх)
— Почему же при пожаре, покидая помещение, надо пригибаться ниже?
( Внизу больше воздуха)
Воспитатель: Дети, представьте себе, вы дома одни. В квартире возник пожар. Что вы будете делать?
Шапокляк: Как что? Надо скорее спрятаться в шкаф или под кровать. Правильно, ребята?( Прячется)
Дети: нет не правильно. Надо быстро выбежать из комнаты, рассказать о пожаре взрослым, попросить позвонить 01 или 112, назвать свой домашний адрес.
Воспитатель: а если загорелась одежда?
Шапокляк: надо бежать и на ходу снимать с себя одежду.
Воспитатель: ребята, подскажите бабушке, как поступить правильно.
Дети: надо падать, катаясь сбивать с себя огонь.( Дети показывают)
( Раздается звонок, воспитатель поднимает трубку)
Воспитатель: Служба 01 слушает. Назовите свой адрес.( продолжает)
— Тревога! На улице Войнова 4- пожар!
Пожарным командам срочно выехать по адресу.
Шапокляк:( убегает испугавшись)
Воспитатель: ( Дети встают в круг. У воспитателя красный воздушный шарик. Воспитатель начинает стихотворную строчку, которую должен закончить тот ребенок, которому он передаст воздушный шарик. Если ответ неправильный, ребенок выбывает из игры.
Игра « Доскажи словечко»
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар).
Раз, два. Три, четыре.
У кого пожар (в квартире)?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил (утюг)?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (играл)?Стол и шкаф сгорели разом.
Кто белье сушил над (газом)?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег (траву)?
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые (предметы)?
Помни каждый гражданин
Этот номер … (01)?
Шапокляк: ой-ой! Что я наделала. Правильно ребята говорили «Дым увидел, не зевай, а пожарных вызывай». А я прыгнула в окно. И вот что стало со мной после пожара. Сгорели дом и мебель и сама пострадала. Сколько же мне понадобится денег, чтобы построить дом, купить мебель.Обязательно запишусь в школу юного пожарного и выучу все правила противопожарной безопасности. До свидания, ребята.
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята, так почему же огонь считается врагом?
— Какие правила противопожарной безопасности вы теперь знаете?
-По какому номеру и как надо звонить в случае пожара?
-Как нужно покидать горящее помещение?
— Что остается после пожара?