Значение физического развития дошкольников в проектной театрализованной деятельности в ДОУ.
Далеко не каждый родитель имеет возможность или стремление расширять кругозор детей посещением театров, выставок, просто достопримечательностей города, в котором живут. На такой почве легко появляются детские комплексы, агрессивное поведение.
Актуальность вопроса заключается в том, чтобы помочь ребенку стать увереннее, реализовать свои способности в познании мира, утвердить веру в добро, научить слушать других. Научить ребенка всему этому способен театр. Именно в игре, обязательном атрибуте театра, происходит рождение взаимопонимания между ровесниками и педагогами, что не менее ценно в ходе учебного процесса, чем получение академических знаний и достижение положительных результатов.
В качестве основы реализации, театрализованной деятельности дошкольников, заложена идея использования возможностей театральной педагогики, которая позволит формировать личность обучающегося, корригировать процесс развития речи, чувства ритма, голоса и пластики движений с учетом психологических особенностей развития детей дошкольного возраста.
В процессе обучения театрализованной деятельности дети знакомятся с различными видами театра, развивают свои артистические способности в плане воплощения образа, происходит развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь); развитие речевой культуры; воспитание творческой активности ребёнка, ребенок знакомится с художественными материалами, с театральным искусством в форме бесед, игр, в результате дошкольники полностью осваивают основы театрального искусства.
Однако театр — это не только умение играть свою роль в устной речи, но и умение подражать героям в телодвижении, жестами, ритмом, мимикой и пантомимой. Все эти выразительные средства невербальной техники воплощают социальные черты образа, выражают психологическую правдивость персонажа, его конкретность, обобщённость или индивидуальность.
Все эти средства невербальной техники для дошкольников можно реализовать на занятиях по физическому развитию.
Связь между развитием движений и формированием речевых навыков непрерывна. Сочетание работы над техникой речи с ритмическими движениями тела дает хороший эффект и помогает снять напряженность, скованность. При работе можно использовать ходьбу, движения рук и ног, производить жесты, помогающие пониманию содержания речи.
Поэтому особую значимость приобретали техника телодвижений, экспрессия походки, жестов и поз. Прямая осанка, спокойные движения и плавная жестикуляция выражали высокомерие и сдержанное благородство, свойственные представителям элиты общества. Суетливые движения, скрюченные позы, утрированные жесты подчеркивали подчиненный статус персонажа, его низменное положение.
Упражнения по актерскому мастерству, направленные на напряжение и расслабление.
Прежде чем приступить к игре на сцене, нужно размяться. Для этого можно сделать следующие упражнения. Для начала нужно встать прямо и поднять руки вверх. Затем посмотреть на руки и подняться на носочки. Потом потянуться так, будто вам надо закинуть тяжелый чемодан на верхнюю полку, напрячь свое тело как можно сильнее и продержаться в таком положении примерно 7–10 секунд. Расслабиться. Обычно расслабить тело нелегко, а вот после сильного напряжения — совсем просто.
Все «расслабленные» садятся на стулья, ведущий проверяет, насколько эффективно было упражнение. Для этого он подходит к каждому участнику, поднимает его руку (за пальцы) и двигает ее в разные стороны. Рука должна быть совершенно послушной. Если просматривается хоть небольшое напряжение или сопротивление, то результат упражнения отрицательный. То же самое ведущий проделывает с ногами, поднимая их в коленном суставе. Нога должна легко сгибаться, а ступня — волочиться по полу.
Данное упражнение необходимо повторить 3–5 раз. Оно помогает снять скованность перед выходом на сцену. Неплохо делать подобное упражнение в начале каждого занятия, чтобы у актеров это вошло в привычку.
Невербальные символы – это непроизвольные и произвольные движения тела и конечностей. С их помощью человек выражает свои эмоции, мысли и даже слова. Например, взмах рукой означает приветствие, топанье ногами — недовольство.
Участники должны вспомнить все известные им невербальные символы. Знание того, что какое движение обозначает, поможет играть в пантомиме. Упражнение можно оформить в виде игры: каждый участник показывает какой-то жест, остальные угадывают, что он хотел этим выразить. И так до тех пор, пока не вспомнятся все возможные невербальные символы.
Здесь в помощь дошкольникам идут их любимые игры, например, игра в жесты: в данную игру могут играть сразу 7–15 человек. Каждый участник придумывает себе жест, например: сделать рожки, хлопнуть в ладоши, почесать ухо и т. д. Игроки образуют круг, садятся, и упражнение начинается. Первый участник показывает свой жест, а затем жест другого игрока. Тот участник, чей жест был показан, должен его сразу же повторить и показать жест следующего игрока. Тот, кто сбился, выходит из игры. Так же практикуются такие популярные игры как: «Крокодил», «Красим забор», «Собери по частям», «Гладим животное», «Попугай в клетке».
Упражнение не только направлены на развивают движения и жестов юных актеров, но и направлено на развитие фантазии. Для актера развитая фантазия является одной из важнейших составляющих успеха. Для того чтобы зритель поверил в вашу игру, вы сами должны поверить в жизнь своего героя, персонажа. А для того, чтобы самому поверить – в голове нужно уметь выстроить маленький мирок. Даже просто для этюда, вы должны придумать обоснования «зачем» вы делаете то, что делаете; «почему» именно так и т.д. За это как раз и отвечает фантазия.
Идеальные актеры – это дети. Они максимально верят в свои воображаемые миры. Но при этом моментально умеют возвращается в реальный мир.
Работайте над развитием фантазии как можно чаще. Это полезно для мастерства актера, да и жить веселее с развитой фантазией! А упражнения всегда приносят массу радости и положительных эмоций. Фантазия – инструмент, поддающийся развитию, как любой навык или мышца. Главное регулярные занятия, и не так важно, в каком возрасте эти занятия начались.
Физическое развитие дошкольника играет важную роль в реализации проектной работе по театральной деятельности ДОУ. Здесь применяются театрализованная гимнастика (разминка-зарядка, показ движений, повторение, упражнения на укрепление диафрагмы и устойчивости дыхания, ритмопластика (учебно-тренировочная работа: театральная гимнастика, тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание простых движений под музыку, психогимнастика(демонстрация образов с помощью выразительных пластических движений, развитие умений искренне верить в любую воображаемую ситуацию, развитие воображения, творчества и фантазии), упражнения на развитие фантазии: изображение людей, животных, героев сказок и фильмов, предметов и др., упражнение на изучение и применение эмоций с использованием сюжетов сказок.
Физическое развитие дошкольников создает условия для творческого самовыражения обучающихся, стимулирующего дальнейшее совершенствование мастерства в области театрального искусства.