Берегите лес

МДОУ «Детский сад № 97 комбинированного вида»

Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.

Конспект занятия по познавательной деятельности

по экологии: «Берегите лес»

(старшая группа)

  • ЦЕЛЬ: Познакомить с картами Мордовии. Учить детей называть обозначения карты. Уточнить представления детей о значении леса, реки в жизни человека. Познакомить детей с заповедником, памятником природы Мордовии. Показать, что в нем ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.
  • ОБОРУДОВАНИЕ: Карты г. Саранска, республики Мордовии, Темниковского района. Картинки с изображением растений, птиц, животных. Сделанная из бумаги птица; мяч.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Художественное слово, показ, рассматривание карт, слушание музыки, дидактические игры, вопрос, беседа.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Карта, родник, Красная книга, заповедник.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Заучивание с детьми слов песни «Берегите лес».

Ход занятия

Воспитатель показывает карту города Саранска (она должна быть красочной).

  • Воспитатель: Это карта города Саранска. Посмотрите, какой наш город красивый, красочный. Послушайте внимательно стихотворение мордовского поэта
  • Б. И. Просвирина «Начало»:
  • От глаз людских укрывшись в чаще,
  • Стоял задумчив и высок,
  • Черноволосый, сильный пращур.
  • С улыбкой глядя на Восток…
  • Свистели птицы спозаранку
  • Над безымянною рекой,
  • И он назвал ее Саранкой,
  • Как будто бы цветок лесной…
  • Из-за ремня топор н вынул,
  • И эхо вздрогнуло кругом,
  • Когда он, напрягая спину,
  • Почал здесь ставить новый дом…
  • В: Дети, о чем говорится в этом стихотворении?
  • Д: В этом стихотворении описано, как один человек назвал безымянную реку Саранкой. Сравнил Саранку с лесным цветком. Как человек стал строить дом.
  • В: Из этого стихотворения мы узнали, как появился первый дом в городе Саранске. Саранск расположен на пологих холмах. Скажите дети, какие реки протекают в городе Саранске?
  • Д: Инсар, Саранка.
  • В: А вы знаете, почему город наш называется Саранск?

Д: Саранск от слова «сара» на финно-угорских языках означает болотистые места.

  • В: Город Саранск действительно возник на берегу, окруженном большимисарами. Дети, а зеленый цвет на карте что означает?
  • Д: В городе много деревьев.
  • В: Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем городе.
  • Игра с мячом (Воспитатель поочередно бросает мяч каждому ребенку, дети называют названия деревьев).
  • Д: Дуб, липа, клен, рябина и т.д.
  • В: А что еще на карте видите?
  • Д: Птиц.
  • В: Каких мы знаем птиц?
  • Д: Зимующие птицы, перелетные птицы.
  • В: Сейчас мы с вами вспомним названия птиц, которых видели в городе Саранске.
  • (Воспитатель показывает сделанную из бумаги птицу.Ее нужно передавать друг другу аккуратно и называть птицу и говорить какая она – зимующая или перелетная)
  • Д: Ворона – зимующая птица, трясогузка – перелетная птица и т.д.
  • В: Молодцы дети! Вы знаете названия деревьев, названия птиц. Чтобы птицы пели, жили, чтобы деревья радовали наши глаза, что людям нельзя делать?
  • Д: Не рубить деревья, не ломать их ветки, не убивать птиц.
  • В: Тогда наш город Саранск станет еще краше.
  • (Воспитатель показывает карту Мордовии)
  • Это карта нашей республики Мордовии, посмотрите какая красивая наша Родина. Дети, что означают синие линии на карте?
  • Д: Эти линии обозначают реки.
  • В: Какие реки протекают по Мордовии?
  • Д: Мокша, Сура, Сивинь, Алатырь, Саранка, Инсар.
  • В: А сейчас поиграем в игру «Назови какая река».
  • Игра с мячом (Мяч дети бросают друг другу, стоят в шахматном порядке в виде «ручейка»)
  • Д: Река чистая, река мощная, река широкая, река узкая, река длинная, река глубокая, река лечебная, река холодная, река спокойная, река синяя.
  • В: Дети, давайте послушаем как журчит ручей, река.
  • Глазки все закрыли и представили реку, ручей.
  • (Воспитатель включает запись)
  • В: Чтобы реки, озера, родники были чистыми, что нельзя делать человеку?
  • Д: Бросать мусор в реку; грязную воду вливать в реку.
  • В: Если человек не будет загрязнять реки, озера, то наша республика будет самой прекрасной и чистой.
  • А еще в Мордовии много родников. Они обладают лечебными свойствами, утоляют жажду человека. С древних времен человек предпочитал селиться близ рек. Почему?

Д: Человеку нужна вода, чтобы пить; готовить еду; ловить рыбу; охотиться; по реке люди на лодках плыли в другую деревню, город; перевозили на лодках по реке продукты, бревна, рыбу и т.д.

  • В: Посмотрите на карту Мордовии, здесь изображены животные. Назовите, каких животных вы видите?
  • Д:(Дети подходят к доске, указкой показывают животное и называют его)
  • Это лось, это кабан, это медведь, это лиса, это заяц, это бобр, это ёж, это волк, это белка, это рысь, это зубр, это олень.
  • В: Как мы назовем одним словом этих животных?
  • Д: Дикие животные.
  • Физкультминутка «Дикие животные»
  • В:(Воспитатель показывает красочную карту Темниковского района)
  • Дети, вы видите карту Темниковского района, здесь находится государственный заповедник имени П. Г. Смидовича. Что означает слово заповедник?
  • Д: Заповедник это место, которое оберегается и охраняется. Там растут растения, деревья, живут птицы, животные; там красивые участки природы.
  • В: Здесь протекают реки Пушта, Мокша, Сатис, Агра и др. (Показывает на карте). Посмотрите, чем покрыт заповедник?
  • Д: Заповедник покрыт лесами.
  • В: Какими лесами?
  • Д: Березовые леса, липовые леса, дубовые леса, хвойные леса, сосновые леса
  • (дети показывают на карте).
  • В: Здесь, в заповеднике живут птицы, животные, занесенные в Красную книгу. Что такое Красная книга?

Д: Красная книга – это книга, в которой записаны растения, птицы, животные, которых осталось мало в России.

  • В: (Воспитатель показывает картинки растений, животных, птиц занесенные в Красную книгу, раздает детям).
  • Дети, что нужно, чтобы растения, птицы и животные не заносились, не записывались в Красную книгу?
  • Д: Не рвать травы, цветы; не топтать; не убивать животных, птиц; не засорять леса; не рубить деревья; не засорять воздух; не разводить костры в лесу и т.д.
  • В:В Мордовии много памятников природы. Как вы думаете, что означает — памятники природы?
  • Д: Это реки, заповедники, леса, озера, родники, деревья.
  • В: Давайте сохраним эти памятники природы. Споем с вами песню «Берегите лес».
  • (Исполнение песни детьми и воспитателем)

Берегите лес

  • 1. Чтоб веселее и здоровее
  • Жил человек
  • Чтоб весною птицей лесною
  • Пел человек.
  • Припев:
  • Берегите русский лес
  • Он источник всех чудес
  • Чтобы повсюду зазеленели
  • Сосны, вязы, клены, ели.
  • Берегите лес!
  • Берегите лес!
  • Берегите лес!
  • 2. Злые метели и суховеи
  • Портят поля
  • «Хлеб защитите, лес посадите!»
  • Просит земля.
  • Припев тот же:
  • Берегите русский лес
  • Он источник всех чудес
  • Чтобы повсюду зазеленели
  • Сосны, вязы, клены, ели.
  • Берегите лес!
  • Берегите лес!
  • Берегите лес!
  • 3. Белке, кунице, зайцу, лисице
  • Лес дом родной.
  • Птице и зверю хочется верить
  • В мир и покой.
  • В: О чем эта песня?
  • Д: Что надо беречь природу. Лес нужен птицам, животным. Лес нужен человеку. Он должен бережно относиться к природе.
  • В: На этом заканчивается наше небольшое путешествие в природу. О чем мы с вами говорили? Что нового узнали? В какие игры играли? Что слушали?
  • Д: Мы говорили о городе – Саранск. Играли в игры «Назови деревья», «Назови птиц». Рассматривали карту Мордовии. Говорили о реках Мордовии. Познакомились с заповедником, который находится в Мордовии. Говорили о Красной книге. Пели песню «Берегите лес».
102
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!