Берегите лес
МДОУ «Детский сад № 97 комбинированного вида»
Подготовила: воспитатель Назарова С. Н.
Конспект занятия по познавательной деятельности
по экологии: «Берегите лес»
(старшая группа)
- ЦЕЛЬ: Познакомить с картами Мордовии. Учить детей называть обозначения карты. Уточнить представления детей о значении леса, реки в жизни человека. Познакомить детей с заповедником, памятником природы Мордовии. Показать, что в нем ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости к природным достопримечательностям родного края.
- ОБОРУДОВАНИЕ: Карты г. Саранска, республики Мордовии, Темниковского района. Картинки с изображением растений, птиц, животных. Сделанная из бумаги птица; мяч.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Художественное слово, показ, рассматривание карт, слушание музыки, дидактические игры, вопрос, беседа.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Карта, родник, Красная книга, заповедник.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Заучивание с детьми слов песни «Берегите лес».
Ход занятия
Воспитатель показывает карту города Саранска (она должна быть красочной).
- Воспитатель: Это карта города Саранска. Посмотрите, какой наш город красивый, красочный. Послушайте внимательно стихотворение мордовского поэта
- Б. И. Просвирина «Начало»:
- От глаз людских укрывшись в чаще,
- Стоял задумчив и высок,
- Черноволосый, сильный пращур.
- С улыбкой глядя на Восток…
- Свистели птицы спозаранку
- Над безымянною рекой,
- И он назвал ее Саранкой,
- Как будто бы цветок лесной…
- Из-за ремня топор н вынул,
- И эхо вздрогнуло кругом,
- Когда он, напрягая спину,
- Почал здесь ставить новый дом…
- В: Дети, о чем говорится в этом стихотворении?
- Д: В этом стихотворении описано, как один человек назвал безымянную реку Саранкой. Сравнил Саранку с лесным цветком. Как человек стал строить дом.
- В: Из этого стихотворения мы узнали, как появился первый дом в городе Саранске. Саранск расположен на пологих холмах. Скажите дети, какие реки протекают в городе Саранске?
- Д: Инсар, Саранка.
- В: А вы знаете, почему город наш называется Саранск?
Д: Саранск от слова «сара» на финно-угорских языках означает болотистые места.
- В: Город Саранск действительно возник на берегу, окруженном большимисарами. Дети, а зеленый цвет на карте что означает?
- Д: В городе много деревьев.
- В: Давайте вспомним, какие деревья растут в нашем городе.
- Игра с мячом (Воспитатель поочередно бросает мяч каждому ребенку, дети называют названия деревьев).
- Д: Дуб, липа, клен, рябина и т.д.
- В: А что еще на карте видите?
- Д: Птиц.
- В: Каких мы знаем птиц?
- Д: Зимующие птицы, перелетные птицы.
- В: Сейчас мы с вами вспомним названия птиц, которых видели в городе Саранске.
- (Воспитатель показывает сделанную из бумаги птицу.Ее нужно передавать друг другу аккуратно и называть птицу и говорить какая она – зимующая или перелетная)
- Д: Ворона – зимующая птица, трясогузка – перелетная птица и т.д.
- В: Молодцы дети! Вы знаете названия деревьев, названия птиц. Чтобы птицы пели, жили, чтобы деревья радовали наши глаза, что людям нельзя делать?
- Д: Не рубить деревья, не ломать их ветки, не убивать птиц.
- В: Тогда наш город Саранск станет еще краше.
- (Воспитатель показывает карту Мордовии)
- Это карта нашей республики Мордовии, посмотрите какая красивая наша Родина. Дети, что означают синие линии на карте?
- Д: Эти линии обозначают реки.
- В: Какие реки протекают по Мордовии?
- Д: Мокша, Сура, Сивинь, Алатырь, Саранка, Инсар.
- В: А сейчас поиграем в игру «Назови какая река».
- Игра с мячом (Мяч дети бросают друг другу, стоят в шахматном порядке в виде «ручейка»)
- Д: Река чистая, река мощная, река широкая, река узкая, река длинная, река глубокая, река лечебная, река холодная, река спокойная, река синяя.
- В: Дети, давайте послушаем как журчит ручей, река.
- Глазки все закрыли и представили реку, ручей.
- (Воспитатель включает запись)
- В: Чтобы реки, озера, родники были чистыми, что нельзя делать человеку?
- Д: Бросать мусор в реку; грязную воду вливать в реку.
- В: Если человек не будет загрязнять реки, озера, то наша республика будет самой прекрасной и чистой.
- А еще в Мордовии много родников. Они обладают лечебными свойствами, утоляют жажду человека. С древних времен человек предпочитал селиться близ рек. Почему?
Д: Человеку нужна вода, чтобы пить; готовить еду; ловить рыбу; охотиться; по реке люди на лодках плыли в другую деревню, город; перевозили на лодках по реке продукты, бревна, рыбу и т.д.
- В: Посмотрите на карту Мордовии, здесь изображены животные. Назовите, каких животных вы видите?
- Д:(Дети подходят к доске, указкой показывают животное и называют его)
- Это лось, это кабан, это медведь, это лиса, это заяц, это бобр, это ёж, это волк, это белка, это рысь, это зубр, это олень.
- В: Как мы назовем одним словом этих животных?
- Д: Дикие животные.
- Физкультминутка «Дикие животные»
- В:(Воспитатель показывает красочную карту Темниковского района)
- Дети, вы видите карту Темниковского района, здесь находится государственный заповедник имени П. Г. Смидовича. Что означает слово заповедник?
- Д: Заповедник это место, которое оберегается и охраняется. Там растут растения, деревья, живут птицы, животные; там красивые участки природы.
- В: Здесь протекают реки Пушта, Мокша, Сатис, Агра и др. (Показывает на карте). Посмотрите, чем покрыт заповедник?
- Д: Заповедник покрыт лесами.
- В: Какими лесами?
- Д: Березовые леса, липовые леса, дубовые леса, хвойные леса, сосновые леса
- (дети показывают на карте).
- В: Здесь, в заповеднике живут птицы, животные, занесенные в Красную книгу. Что такое Красная книга?
Д: Красная книга – это книга, в которой записаны растения, птицы, животные, которых осталось мало в России.
- В: (Воспитатель показывает картинки растений, животных, птиц занесенные в Красную книгу, раздает детям).
- Дети, что нужно, чтобы растения, птицы и животные не заносились, не записывались в Красную книгу?
- Д: Не рвать травы, цветы; не топтать; не убивать животных, птиц; не засорять леса; не рубить деревья; не засорять воздух; не разводить костры в лесу и т.д.
- В:В Мордовии много памятников природы. Как вы думаете, что означает — памятники природы?
- Д: Это реки, заповедники, леса, озера, родники, деревья.
- В: Давайте сохраним эти памятники природы. Споем с вами песню «Берегите лес».
- (Исполнение песни детьми и воспитателем)
Берегите лес
- 1. Чтоб веселее и здоровее
- Жил человек
- Чтоб весною птицей лесною
- Пел человек.
- Припев:
- Берегите русский лес
- Он источник всех чудес
- Чтобы повсюду зазеленели
- Сосны, вязы, клены, ели.
- Берегите лес!
- Берегите лес!
- Берегите лес!
- 2. Злые метели и суховеи
- Портят поля
- «Хлеб защитите, лес посадите!»
- Просит земля.
- Припев тот же:
- Берегите русский лес
- Он источник всех чудес
- Чтобы повсюду зазеленели
- Сосны, вязы, клены, ели.
- Берегите лес!
- Берегите лес!
- Берегите лес!
- 3. Белке, кунице, зайцу, лисице
- Лес дом родной.
- Птице и зверю хочется верить
- В мир и покой.
- В: О чем эта песня?
- Д: Что надо беречь природу. Лес нужен птицам, животным. Лес нужен человеку. Он должен бережно относиться к природе.
- В: На этом заканчивается наше небольшое путешествие в природу. О чем мы с вами говорили? Что нового узнали? В какие игры играли? Что слушали?
- Д: Мы говорили о городе – Саранск. Играли в игры «Назови деревья», «Назови птиц». Рассматривали карту Мордовии. Говорили о реках Мордовии. Познакомились с заповедником, который находится в Мордовии. Говорили о Красной книге. Пели песню «Берегите лес».