МДОУ «Детский сад №97» подготовила воспитатель Назарова С.Н. Консультация для родителей «Привитие у детей трудовых навыков»
Сегодня одной из важных тем является «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста». Это имеет смысл, поскольку подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью гармоничного развития личности и должна рассматриваться последовательно и во взаимодействии со всеми сферами развития и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому профессиональная ориентация является важным моментом, как в развитии каждой личности, так и в функционировании общества в целом. Понятие «профориентация» может показаться очевидным каждому, кто с ним знаком. Кроме того, под профориентацией часто понимают систему мер, помогающих человеку вступить в жизнь научно, выбрать профессию или систему профессионального образования для развития профориентации.
Важную роль играет ознакомление дошкольников с трудом взрослых и в установлении их контактов с ними, что подтверждает актуальность работы. Сегодня ставится вопрос о профессиональном самоопределении который начинает возникать не только в старших классах, но и начиная с дошкольного возраста детей, в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. К этому его можно готовить уже с детского сада.
Профессиональная ориентация дошкольников – это новое неизученное направленная деятельность на профориентационных работ в дошкольной педагогике. Посредством профориентации удовлетворяются наиболее важные социальные потребности. То есть ребенок в игровой форме узнает об особенностях разных профессий. Знакомство детей с трудом взрослых и с окружающим миром проводится в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и СМИ узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей и особенностей темперамента и характера. У ребенка появляется ответственность, ценность уважать свой и чужой труд. Начинает формироваться система знаний о профессиях, появляются интересы и оценка к определенным видам деятельности. К выбору нужной будущей профессии ребенка, нужно серьезно готовить. Ему нужно знать, кем работают его родители и кем работали бабушки и дедушки, познакомиться различными профессиями, рассказать требования, которые человек должен предоставлять. Взрослые должны интересоваться, кем хочет стать их ребенок, когда вырастет. Чем больше ребенок воспринимает информацию, тем легче ему будет ему сделать выбор, который определит его жизнь.
Знакомство с трудом взрослых и окружающим миром происходит уже в первые годы дошкольного возраста, когда дети знакомятся с разными занятиями через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации. Знакомство с трудом взрослых и окружающим миром происходит уже в первые годы дошкольного возраста, когда дети знакомятся с разными занятиями через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации.
Ранняя (дошкольная) профориентация помогает сделать выбор дошкольнику еще до того как он вырастит. Профориентация носит общее знакомство с миром профессий и не исключает совместное обсуждения мечты и опыта ребенка с родителями, приобретенных им в каких-то трудовых деятельностях. Ребенок дошкольного возраста – любознательный, думающий наблюдающий, а также развивающая личность в плане профессий Ребенок познавая мир, исследуя, делает массу собственных открытий, делает собственные изобретения, делает новые открытия, изучает разные виды деятельности, смотрит на мир человеческих отношений и общественных функций людей. Он сильно испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольника нужно стремить к самостоятельности и учить иногда, поступать как взрослый, желательно подражая ему во всем.
Совокупность знаний о занятиях, интересах, отношении к определенным видам деятельности формируется у детей в зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, воспитания ребенка, привития ценности труда.
Приобщая детей к взрослым профессиям, мы ставим цель дать им конкретные знания и представления о профессии по следующей схеме: Название профессии – Рабочее место – Условия труда – Инструменты, используемые для работы – Выполняемая работа – Результаты работы.
Консультирование и обсуждение вопросов профориентации детей дошкольного возраста является одним из видов взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи. Консультации и обсуждения могут проводиться индивидуально или в группах. В обоих случаях цели четко определены. Что нам нужно выяснить и чем мы можем помочь? Разговоры кратки, содержательны для родителей и представлены таким образом, чтобы побуждать собеседников высказываться и сотрудничать. Учителя хорошо говорят, слушают родителей, проявляют интерес и доброжелательность.
На основе консультаций и бесед, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов, обмен семейным опытом. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например на тему «Кем я хочу быть»).
Поставленную цель можно достичь в процессе интеграции образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, и обязательно, в ходе организации взаимодействия с родителями. Семье отводится важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.
Знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его восхищает то, как мама моет посуду, отец ремонтирует стулья, а бабушка печет торты.
Ребенок начинает подражать этим действиям взрослых не только в игре, но и в реальной жизни, пытаясь стирать белье. Поэтому уборка, стирка и т.д. являются частью работы взрослого человека.
Родители являются «живыми» примерами профориентации. А для детей дошкольного и младшего школьного возраста естественно интересоваться творчеством родителей и хотеть быть похожими на своих родителей. Одним из эффективных методов привлечения родителей к участию в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессией является организация вернисажей школы. Данное мероприятие – это возможность для родителей познакомить с объектами дошкольного образования, традициями, правилами и особенностями воспитательной работы в раннем воспитании детей, вызывая интерес и побуждая детей к участию. Экскурсия по ДОУ проводится путем посещения группы, в которой воспитываются дети, с целью ознакомления с развивающей тематически-пространственной средой. [21, c 80] День самоуправления является одной из интересных форм проведения дня открытых дверей. Родители имеют возможность выступать в роли учителей и администраторов. Такая форма организации мероприятия требует больших предварительных усилий. Таким образом, родители не только имеют возможность участвовать в жизни детского сада, но и ощутить уникальные особенности работы воспитателей дошкольного учреждения. Посещение открытых занятий и других форм профориентационной работы приносят большую пользу родителям, так как у них есть возможность наблюдать за своими детьми в ситуациях, отличных от домашней ситуации, сравнивать поведение и навыки своего ребенка с другими детьми, а родители также могут изучать методы преподавания и образовательные программы. Родители, в частности молодые, нуждаются в приобретении практических навыков в профориентации детей. Ежегодно для них проводится семинар-практикум: «Ранняя профориентация дошкольников». Такая форма работы дает возможность подробно обсудить методы и приемы ознакомления, показывает важность насыщения среды освоением материала и организацией игровой деятельности. [20, c. 101]
При проведении просветительской пропаганды в Интернете можно использовать сочетание множества различных видов визуализации. Это не только помогает родителям ознакомиться с вопросом профориентации через материалы мастер-классов, виртуальных выставок «Каждая профессия важна», «Кем стать?», «Важны разные мамы» и т. д. но и непосредственно показывает им образовательные процессы и передовые методы работы, предоставляя родителям необходимую образовательную информацию в доступной и убедительной форме.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи в раннем профессиональном образовании дошкольников заключается в сотрудничестве педагогов и родителей, что предполагает равенство позиций партнеров, отношение взаимного уважения к другим с учетом индивидуальных способностей и талантов. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет организовать работу так, чтобы дети получали комплексные знания взрослых профессий, доступные для всех возрастов.
Создание у дошкольников условий для привития ценностного отношения к труду взрослых, его результатам и формированию системных знаний о трудовом процессе как единице труда – одна из задач. Задача педагогической работы – развивать интерес к профессиям взрослых у детей дошкольного возраста. Изменение характера мышления дошкольников позволяет им перейти от прямого познания к опосредованному познанию работы взрослых, через рассказы, беседы и чтение детских книг. Родители оказывают неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
Список использованных источников
1. Арнаутова Е.П. Методы обогащение воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание 2014.№9. с 52-58
2. Воспитание дошкольников в семье: Вопросы теории и методики / Под. ред. Т.А. Марковой, — М.: Педагогика, с 2011- 192 с.
3. Григорьевна Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьевна
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова- Просвещение, 2012 — 120
Сегодня одной из важных тем является «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста». Это имеет смысл, поскольку подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью гармоничного развития личности и должна рассматриваться последовательно и во взаимодействии со всеми сферами развития и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому профессиональная ориентация является важным моментом, как в развитии каждой личности, так и в функционировании общества в целом. Понятие «профориентация» может показаться очевидным каждому, кто с ним знаком. Кроме того, под профориентацией часто понимают систему мер, помогающих человеку вступить в жизнь научно, выбрать профессию или систему профессионального образования для развития профориентации.
Важную роль играет ознакомление дошкольников с трудом взрослых и в установлении их контактов с ними, что подтверждает актуальность работы. Сегодня ставится вопрос о профессиональном самоопределении который начинает возникать не только в старших классах, но и начиная с дошкольного возраста детей, в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. К этому его можно готовить уже с детского сада.
Профессиональная ориентация дошкольников – это новое неизученное направленная деятельность на профориентационных работ в дошкольной педагогике. Посредством профориентации удовлетворяются наиболее важные социальные потребности. То есть ребенок в игровой форме узнает об особенностях разных профессий. Знакомство детей с трудом взрослых и с окружающим миром проводится в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и СМИ узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей и особенностей темперамента и характера. У ребенка появляется ответственность, ценность уважать свой и чужой труд. Начинает формироваться система знаний о профессиях, появляются интересы и оценка к определенным видам деятельности. К выбору нужной будущей профессии ребенка, нужно серьезно готовить. Ему нужно знать, кем работают его родители и кем работали бабушки и дедушки, познакомиться различными профессиями, рассказать требования, которые человек должен предоставлять. Взрослые должны интересоваться, кем хочет стать их ребенок, когда вырастет. Чем больше ребенок воспринимает информацию, тем легче ему будет ему сделать выбор, который определит его жизнь.
Знакомство с трудом взрослых и окружающим миром происходит уже в первые годы дошкольного возраста, когда дети знакомятся с разными занятиями через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации. Знакомство с трудом взрослых и окружающим миром происходит уже в первые годы дошкольного возраста, когда дети знакомятся с разными занятиями через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации.
Ранняя (дошкольная) профориентация помогает сделать выбор дошкольнику еще до того как он вырастит. Профориентация носит общее знакомство с миром профессий и не исключает совместное обсуждения мечты и опыта ребенка с родителями, приобретенных им в каких-то трудовых деятельностях. Ребенок дошкольного возраста – любознательный, думающий наблюдающий, а также развивающая личность в плане профессий Ребенок познавая мир, исследуя, делает массу собственных открытий, делает собственные изобретения, делает новые открытия, изучает разные виды деятельности, смотрит на мир человеческих отношений и общественных функций людей. Он сильно испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольника нужно стремить к самостоятельности и учить иногда, поступать как взрослый, желательно подражая ему во всем.
Совокупность знаний о занятиях, интересах, отношении к определенным видам деятельности формируется у детей в зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, воспитания ребенка, привития ценности труда.
Приобщая детей к взрослым профессиям, мы ставим цель дать им конкретные знания и представления о профессии по следующей схеме: Название профессии – Рабочее место – Условия труда – Инструменты, используемые для работы – Выполняемая работа – Результаты работы.
Консультирование и обсуждение вопросов профориентации детей дошкольного возраста является одним из видов взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи. Консультации и обсуждения могут проводиться индивидуально или в группах. В обоих случаях цели четко определены. Что нам нужно выяснить и чем мы можем помочь? Разговоры кратки, содержательны для родителей и представлены таким образом, чтобы побуждать собеседников высказываться и сотрудничать. Учителя хорошо говорят, слушают родителей, проявляют интерес и доброжелательность.
На основе консультаций и бесед, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов, обмен семейным опытом. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например на тему «Кем я хочу быть»).
Поставленную цель можно достичь в процессе интеграции образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, и обязательно, в ходе организации взаимодействия с родителями. Семье отводится важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.
Знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его восхищает то, как мама моет посуду, отец ремонтирует стулья, а бабушка печет торты.
Ребенок начинает подражать этим действиям взрослых не только в игре, но и в реальной жизни, пытаясь стирать белье. Поэтому уборка, стирка и т.д. являются частью работы взрослого человека.
Родители являются «живыми» примерами профориентации. А для детей дошкольного и младшего школьного возраста естественно интересоваться творчеством родителей и хотеть быть похожими на своих родителей. Одним из эффективных методов привлечения родителей к участию в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессией является организация вернисажей школы. Данное мероприятие – это возможность для родителей познакомить с объектами дошкольного образования, традициями, правилами и особенностями воспитательной работы в раннем воспитании детей, вызывая интерес и побуждая детей к участию. Экскурсия по ДОУ проводится путем посещения группы, в которой воспитываются дети, с целью ознакомления с развивающей тематически-пространственной средой. [21, c 80] День самоуправления является одной из интересных форм проведения дня открытых дверей. Родители имеют возможность выступать в роли учителей и администраторов. Такая форма организации мероприятия требует больших предварительных усилий. Таким образом, родители не только имеют возможность участвовать в жизни детского сада, но и ощутить уникальные особенности работы воспитателей дошкольного учреждения. Посещение открытых занятий и других форм профориентационной работы приносят большую пользу родителям, так как у них есть возможность наблюдать за своими детьми в ситуациях, отличных от домашней ситуации, сравнивать поведение и навыки своего ребенка с другими детьми, а родители также могут изучать методы преподавания и образовательные программы. Родители, в частности молодые, нуждаются в приобретении практических навыков в профориентации детей. Ежегодно для них проводится семинар-практикум: «Ранняя профориентация дошкольников». Такая форма работы дает возможность подробно обсудить методы и приемы ознакомления, показывает важность насыщения среды освоением материала и организацией игровой деятельности. [20, c. 101]
При проведении просветительской пропаганды в Интернете можно использовать сочетание множества различных видов визуализации. Это не только помогает родителям ознакомиться с вопросом профориентации через материалы мастер-классов, виртуальных выставок «Каждая профессия важна», «Кем стать?», «Важны разные мамы» и т. д. но и непосредственно показывает им образовательные процессы и передовые методы работы, предоставляя родителям необходимую образовательную информацию в доступной и убедительной форме.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи в раннем профессиональном образовании дошкольников заключается в сотрудничестве педагогов и родителей, что предполагает равенство позиций партнеров, отношение взаимного уважения к другим с учетом индивидуальных способностей и талантов. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет организовать работу так, чтобы дети получали комплексные знания взрослых профессий, доступные для всех возрастов.
Создание у дошкольников условий для привития ценностного отношения к труду взрослых, его результатам и формированию системных знаний о трудовом процессе как единице труда – одна из задач. Задача педагогической работы – развивать интерес к профессиям взрослых у детей дошкольного возраста. Изменение характера мышления дошкольников позволяет им перейти от прямого познания к опосредованному познанию работы взрослых, через рассказы, беседы и чтение детских книг. Родители оказывают неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.
Список использованных источников
1. Арнаутова Е.П. Методы обогащение воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание 2014.№9. с 52-58
2. Воспитание дошкольников в семье: Вопросы теории и методики / Под. ред. Т.А. Марковой, — М.: Педагогика, с 2011- 192 с.
3. Григорьевна Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьевна
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова- Просвещение, 2012 — 120
Загрузка...