Светлана
0

Светлана

Светлана
  • Рейтинг: 0
  • Последний визит: 1 месяц назад
  • Регистрация: 2 года назад

Анкета

Город:
Саранск
Возраст:
50 лет

Стена пользователя

Загрузка...
2 месяца назад
#
МДОУ «Детский сад №97» подготовила воспитатель Назарова С.Н. Консультация для родителей «Привитие у детей трудовых навыков»
Сегодня одной из важных тем является «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста». Это имеет смысл, поскольку подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью гармоничного развития личности и должна рассматриваться последовательно и во взаимодействии со всеми сферами развития и обучения ребенка дошкольного возраста. Поэтому профессиональная ориентация является важным моментом, как в развитии каждой личности, так и в функционировании общества в целом. Понятие «профориентация» может показаться очевидным каждому, кто с ним знаком. Кроме того, под профориентацией часто понимают систему мер, помогающих человеку вступить в жизнь научно, выбрать профессию или систему профессионального образования для развития профориентации.
Важную роль играет ознакомление дошкольников с трудом взрослых и в установлении их контактов с ними, что подтверждает актуальность работы. Сегодня ставится вопрос о профессиональном самоопределении который начинает возникать не только в старших классах, но и начиная с дошкольного возраста детей, в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. К этому его можно готовить уже с детского сада.
Профессиональная ориентация дошкольников – это новое неизученное направленная деятельность на профориентационных работ в дошкольной педагогике. Посредством профориентации удовлетворяются наиболее важные социальные потребности. То есть ребенок в игровой форме узнает об особенностях разных профессий. Знакомство детей с трудом взрослых и с окружающим миром проводится в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и СМИ узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей и особенностей темперамента и характера. У ребенка появляется ответственность, ценность уважать свой и чужой труд. Начинает формироваться система знаний о профессиях, появляются интересы и оценка к определенным видам деятельности. К выбору нужной будущей профессии ребенка, нужно серьезно готовить. Ему нужно знать, кем работают его родители и кем работали бабушки и дедушки, познакомиться различными профессиями, рассказать требования, которые человек должен предоставлять. Взрослые должны интересоваться, кем хочет стать их ребенок, когда вырастет. Чем больше ребенок воспринимает информацию, тем легче ему будет ему сделать выбор, который определит его жизнь.
Знакомство с трудом взрослых и окружающим миром происходит уже в первые годы дошкольного возраста, когда дети знакомятся с разными занятиями через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации. Знакомство с трудом взрослых и окружающим миром происходит уже в первые годы дошкольного возраста, когда дети знакомятся с разными занятиями через сказки, общение с взрослыми и средствами массовой информации.
Ранняя (дошкольная) профориентация помогает сделать выбор дошкольнику еще до того как он вырастит. Профориентация носит общее знакомство с миром профессий и не исключает совместное обсуждения мечты и опыта ребенка с родителями, приобретенных им в каких-то трудовых деятельностях. Ребенок дошкольного возраста – любознательный, думающий наблюдающий, а также развивающая личность в плане профессий Ребенок познавая мир, исследуя, делает массу собственных открытий, делает собственные изобретения, делает новые открытия, изучает разные виды деятельности, смотрит на мир человеческих отношений и общественных функций людей. Он сильно испытывает желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольника нужно стремить к самостоятельности и учить иногда, поступать как взрослый, желательно подражая ему во всем.
Совокупность знаний о занятиях, интересах, отношении к определенным видам деятельности формируется у детей в зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, воспитания ребенка, привития ценности труда.
Приобщая детей к взрослым профессиям, мы ставим цель дать им конкретные знания и представления о профессии по следующей схеме: Название профессии – Рабочее место – Условия труда – Инструменты, используемые для работы – Выполняемая работа – Результаты работы.
Консультирование и обсуждение вопросов профориентации детей дошкольного возраста является одним из видов взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и семьи. Консультации и обсуждения могут проводиться индивидуально или в группах. В обоих случаях цели четко определены. Что нам нужно выяснить и чем мы можем помочь? Разговоры кратки, содержательны для родителей и представлены таким образом, чтобы побуждать собеседников высказываться и сотрудничать. Учителя хорошо говорят, слушают родителей, проявляют интерес и доброжелательность.
На основе консультаций и бесед, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по формированию ранней профессиональной ориентации у детей. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов, обмен семейным опытом. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например на тему «Кем я хочу быть»).
Поставленную цель можно достичь в процессе интеграции образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, и обязательно, в ходе организации взаимодействия с родителями. Семье отводится важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей. Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности.
Знакомство с профессиями ребенок получает в семье, узнавая о профессиях своих родителей, бабушек, дедушек, когда участвует в жизни семьи, в которой обсуждаются новости и проблемы профессионального труда взрослых, где косвенно и прямо родители рассказывают о труде. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его восхищает то, как мама моет посуду, отец ремонтирует стулья, а бабушка печет торты.
Ребенок начинает подражать этим действиям взрослых не только в игре, но и в реальной жизни, пытаясь стирать белье. Поэтому уборка, стирка и т.д. являются частью работы взрослого человека.
Родители являются «живыми» примерами профориентации. А для детей дошкольного и младшего школьного возраста естественно интересоваться творчеством родителей и хотеть быть похожими на своих родителей. Одним из эффективных методов привлечения родителей к участию в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с профессией является организация вернисажей школы. Данное мероприятие – это возможность для родителей познакомить с объектами дошкольного образования, традициями, правилами и особенностями воспитательной работы в раннем воспитании детей, вызывая интерес и побуждая детей к участию. Экскурсия по ДОУ проводится путем посещения группы, в которой воспитываются дети, с целью ознакомления с развивающей тематически-пространственной средой. [21, c 80] День самоуправления является одной из интересных форм проведения дня открытых дверей. Родители имеют возможность выступать в роли учителей и администраторов. Такая форма организации мероприятия требует больших предварительных усилий. Таким образом, родители не только имеют возможность участвовать в жизни детского сада, но и ощутить уникальные особенности работы воспитателей дошкольного учреждения. Посещение открытых занятий и других форм профориентационной работы приносят большую пользу родителям, так как у них есть возможность наблюдать за своими детьми в ситуациях, отличных от домашней ситуации, сравнивать поведение и навыки своего ребенка с другими детьми, а родители также могут изучать методы преподавания и образовательные программы. Родители, в частности молодые, нуждаются в приобретении практических навыков в профориентации детей. Ежегодно для них проводится семинар-практикум: «Ранняя профориентация дошкольников». Такая форма работы дает возможность подробно обсудить методы и приемы ознакомления, показывает важность насыщения среды освоением материала и организацией игровой деятельности. [20, c. 101]
При проведении просветительской пропаганды в Интернете можно использовать сочетание множества различных видов визуализации. Это не только помогает родителям ознакомиться с вопросом профориентации через материалы мастер-классов, виртуальных выставок «Каждая профессия важна», «Кем стать?», «Важны разные мамы» и т. д. но и непосредственно показывает им образовательные процессы и передовые методы работы, предоставляя родителям необходимую образовательную информацию в доступной и убедительной форме.
Таким образом, взаимодействие ДОУ и семьи в раннем профессиональном образовании дошкольников заключается в сотрудничестве педагогов и родителей, что предполагает равенство позиций партнеров, отношение взаимного уважения к другим с учетом индивидуальных способностей и талантов. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет организовать работу так, чтобы дети получали комплексные знания взрослых профессий, доступные для всех возрастов.
Создание у дошкольников условий для привития ценностного отношения к труду взрослых, его результатам и формированию системных знаний о трудовом процессе как единице труда – одна из задач. Задача педагогической работы – развивать интерес к профессиям взрослых у детей дошкольного возраста. Изменение характера мышления дошкольников позволяет им перейти от прямого познания к опосредованному познанию работы взрослых, через рассказы, беседы и чтение детских книг. Родители оказывают неоценимую помощь в ознакомлении детей с миром профессий. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Список использованных источников

1. Арнаутова Е.П. Методы обогащение воспитательного опыта родителей / Е.П. Арнаутова // Дошкольное воспитание 2014.№9. с 52-58
2. Воспитание дошкольников в семье: Вопросы теории и методики / Под. ред. Т.А. Марковой, — М.: Педагогика, с 2011- 192 с.
3. Григорьевна Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьевна
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова- Просвещение, 2012 — 120

Загрузка...
4 месяца назад
#
МДОУ «Детский сад №97» подготовила воспитатель Назарова С.Н. статья «Музыка и дидактические игры».
Обучение старших дошкольников умственному использованию невербальных средств обучения на музыкальных занятиях в ДОУ
Данная работа посвящена изучению процесса обучения старших дошкольников умственному использованию невербальных средств обучения на музыкальных занятиях в ДОУ. В ней рассматривается роль невербальных средств в музыкальном развитии детей, методы и приемы формирования умственных умений использовать эти средства, а также дидактические игры и упражнения, способствующие развитию этих умений. Кроме того, в работе представлены рекомендации по организации музыкальных занятий, взаимодействию музыкального руководителя и воспитателей в процессе обучения, а также диагностике уровня сформированности умственных умений у детей.
Роль невербальных средств обучения в музыкальном развитии детей
Невербальные средства обучения играют важную роль в музыкальном развитии детей. Они позволяют им лучше понимать и запоминать музыкальный материал, а также способствуют развитию творческих способностей. К невербальным средствам относятся: мимика, жесты, движения, пантомима, а также различные предметы, используемые в качестве инструментов или реквизита.
Например, использование жестов в сочетании с музыкальным материалом помогает детям лучше понимать ритм и темп. Движения тела в такт музыке способствуют развитию координации и чувства ритма. Пантомима, представляющая собой немое действие, помогает детям прочувствовать музыкальное произведение, а также развить воображение и фантазию.
Невербальные средства способствуют формированию у детей музыкального слуха, ритмического чувства, образного мышления и воображения, а также умений самостоятельно импровизировать и создавать собственные музыкальные произведения.
Методы и приемы формирования умственных умений использовать невербальные средства
Формирование умственных умений использовать невербальные средства обучения требует комплексного подхода.
В процессе обучения применяются различные методы и приемы, которые можно разделить на несколько групп:
• Наглядные методы
• Словесные методы
• Практические методы
Наглядные методы включают показ педагогом образцов невербальных действий, использование различных иллюстраций и видеоматериалов. Словесные методы предполагают объяснения, рассказы, беседы, задавание вопросов, стимулирующие детей к самостоятельному размышлению и анализу. Практические методы включают в себя упражнения, игры, конструирование, исполнение песен, танцев, импровизационные занятия.
Важную роль в формировании умственных умений играют дидактические игры и упражнения. Они помогают детям освоить невербальные средства, научиться выражать свои мысли и эмоции с помощью мимики, жестов, движений, развивать творческие способности.
Дидактические игры и упражнения для развития умственных умений
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие умственных умений использовать невербальные средства обучения, должны быть интересными, разнообразными и соответствовать возрасту детей.
Вот несколько примеров таких игр и упражнений:
• Игра «Угадай, что я показываю?» — педагог показывает детям различные предметы, а дети пытаются угадать их по жестам и мимике педагога.
• Игра «Музыкальный рассказ» — педагог включает музыкальное произведение, а дети создают свою пантомиму в соответствии с музыкой.
• Упражнение «Зеркало» — дети повторяют за педагогом различные движения и жесты. В этом упражнении развивается координация и внимание.
• Игра «Чудесный мешочек» — в мешочек кладется несколько предметов, дети по ощупыванию угадывают предмет, а затем изображают его с помощью пантомимы.
При подборе игр и упражнений важно учитывать индивидуальные особенности детей.
Организация музыкальных занятий в ДОУ с учетом использования невербальных средств
Организация музыкальных занятий с учетом использования невербальных средств обучения предполагает создание условий, способствующих активному участию детей в процессе обучения.
Музыкальный руководитель должен заранее продумать структуру занятия, включить в него различные виды деятельности: пение, движение, игру на музыкальных инструментах, использование дидактических игр и упражнений. Важно учитывать возрастные особенности детей и их индивидуальные потребности.
При организации музыкальных занятий необходимо создать атмосферу творчества и доверительности. Важно занимать детей интересными заданиями, которые будут стимулировать их к активному участию в процессе обучения.
Музыканты должны использовать различные приемы и методы, которые помогут детям учить и запоминать музыкальный материал, а также развивать их творческие способности.
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей в процессе обучения
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей играет важную роль в успешном обучении детей использованию невербальных средств на музыкальных занятиях.
Музыкальный руководитель не только проводит занятия с детьми, но и знакомит воспитателей с методами и приемами использования невербальных средств в процессе образовательной деятельности. В свою очередь, воспитатели могут использовать невербальные средства в своей работе с детьми в течение дня, например, во время игр, чтения книг, прогулок.
Важно создать единую систему работы с детьми, чтобы обеспечить последовательность и систематичность обучения. Музыкальный руководитель может давать воспитателям рекомендации по использованию невербальных средств в различных ситуациях.
Совместная работа музыкального руководителя и воспитателей позволяет достичь более эффективных результатов в обучении детей использованию невербальных средств.
Диагностика уровня сформированности умственных умений у старших дошкольников
Для определения уровня сформированности умственных умений у старших дошкольников использовать невербальные средства обучения применяются различные методы диагностики:
• Наблюдение
• Беседы
• Тестирование
• Анализ продуктов детской деятельности
Наблюдение позволяет оценить способность ребенка использовать невербальные средства в различных ситуациях. Во время бесед педагог уточняет у детей понимание невербальных средств и их значение. Тестирование предполагает выполнение детьми заданий, направленных на проверку их умений использовать невербальные средства в различных формах. Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, танцы, импровизации) позволяет оценить творческие способности детей и их умение выражать свои мысли и эмоции с помощью невербальных средств.
Важно проводить диагностику регулярно, чтобы отслеживать динамику развития умственных умений у детей и вносить необходимые коррективы в процесс обучения.
Практические рекомендации по обучению детей использованию невербальных средств на музыкальных занятиях
Обучение детей использованию невербальных средств на музыкальных занятиях – это важная часть музыкального развития.
Вот некоторые практические рекомендации, которые помогут педагогам в этом процессе:
• Использовать разнообразные невербальные средства, чтобы заинтересовать детей и сделать занятия более интересными.
• Создавать игровые ситуации, в которых дети смогут проявить свою фантазию и творческие способности, используя невербальные средства.
• Стимулировать детей к самостоятельному использованию невербальных средств, не бояться экспериментировать и пробовать новые формы выражения.
• Помнить о том, что дети все разные и у каждого свой темп развития. Не надо торопить детей, а лучше поощрять их усилия и поддерживать их интерес к музыке.
Обучение детей использованию невербальных средств на музыкальных занятиях – это важный шаг на пути к их гармоничному развитию.
Загрузка...
5 месяцев назад
#
МДОУ «Детский сад№97» подготовила воспитатель Назарова С.Н.
Консультация для родителей «Знакомство детей с мордовской культурой»
Знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.
Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.
Средства народной педагогики:
— фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т.д.);
— народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);
— труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;
— народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки), игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые (например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др.;
— религия выступала одним из важнейших источников нравственного и эстетического воспитания; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;
— народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине (например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями (Троица, Пасха, Рождество и т.д.); таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;
— забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;
— взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;
— социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т.д.);
— быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т.д.).
Эти и другие средства народной педагогики сегодня с успехом используются в профессиональной педагогической деятельности.
Исследуя народную педагогику, учёные приходят к выводу, что её элементы не являются разрозненными, вместе они образуют единую систему воспитания. Разумеется, эта система возникла не на научно-теоретической основе, однако она формировалась и совершенствовалась на протяжении многих веков, и поэтому обладает высокой эффективностью и отражает определенный уровень педагогических знаний.
С древнейших времен сохранились традиции ухода за малолетними детьми, воспитания подростков и юношей, подготовки к семейной жизни, к труду, к защите родины, формирования у нового поколения уважения к законам и нормам общественной морали. Идеи и опыт народной педагогики особенно актуальны в общественном, семейном и дошкольном воспитании. В ней четко выражены понимание добра и зла, поощряемые и осуждаемые в народе ценности, черты характера и качества личности (трудолюбие – лень, смелость – трусость, верность – предательство и т.д.).
В народной педагогике учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, а используемые методы отличались большим разнообразием: разъяснение, совет, убеждение, показ, личный пример, приучение, принуждение, порицание, запрет, упрек, поощрение, наказание (моральное и физическое), соревнование. (В современной педагогической деятельности принуждение и приучение считаются нежелательными, а физические наказания и вовсе запрещены, однако не будем забывать, что времена, когда формировалась народная педагогика, были гораздо более суровыми.)
Неудивительно, что богатое педагогическое наследие разных народов мира служит источником идей для научной педагогики.
Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский одно из своих наиболее известных сочинений – книгу «Материнская школа» (1633) – посвятил семейному воспитанию, и считал, что обоснованная им «материнская школа» должна стать частью национальной системы образования.
Знаменитый швейцарский педагог И.Г. Песталоцци был убеждён, что народ является носителем наиболее правильных педагогических идей. В его романе «Как Гертруда учит своих детей» (1801) главная героиня – простая крестьянка, но именно от неё читатель узнаёт о новой дидактике начального образования.
Потенциал народной педагогики высоко оценивал великий русский педагог К.Д. Ушинский, посвятив этому вопросу труд «О народности в общественном воспитании» (1857). Он был убеждён, что «воспитание, созданное самим народом, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях».
Идеи народной педагогики сохранили актуальность в XX веке, к ним обращались выдающиеся советские педагоги Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.
В наши дни народная педагогика по-прежнему является неиссякаемым источником педагогических идей.
Примером средств народной педагогики, которые мне наиболее близки. служат сказки. Так, например, сказка «Лиса и журавль» учит взаимоотношениям и показывает пример того, как не надо себя вести в социуме. Сказка «Гуси- лебеди» моделирует ситуации оставления без присмотра маленьких детей и учит ответственности за свои поступки и т.д.

Факторы народного воспитания.
Под фактором понимается постоянно действующее обстоятельство. Фактор является причиной, движущей силой какого — либо изменения, явления (в нашем случае развития и воспитания ребенка).
К факторам народной педагогики можно отнести:
• •природу •труд, дело •быт
• •традиции и обычаи
• •искусство
• •религию
• •слово
• •общение
• •игру
• •примеры — идеалы (личности — символы, события — символы, идеи — символы).
Различные народы использовали природные явления в воспитании подрастающего поколения. Человек жил в природном окружении, ощущая себя частью природы, понимал взаимосвязь человека с живой и неживой природой.
Природно-климатические условия влияли на жизненный уклад, быт народа, трудовую деятельность. Народные календари, в основе которых лежал основной вид труда, отражали специфику трудовых действий в разные годовые сезоны. Принцип «круглого года» в жизни народов (в частности, земледельцев) обуславливал природосообразность народной педагогики. Природа очеловечивалась; поэтизировалась людьми, что вело к формированию экологического сознания («все в мире взаимосвязано, все воздействует на все»). Уважительное отношение к природе показало в обращениях к ней «Земля — матушка», «Солнце — батюшка», «реченька», «месяц — государь», «березка — подружка» и т.д. Русский народ видел в деревьях, растениях, не только строительный материал и пищу, но и детей Земли и Неба, обладающих правом на жизнь. Многие деревья почитались, считались священными. Был запрет на рубку старых деревьев. По отношению к «лесным старцам» действовал обычай: старший — значит главный, почитаемый. По мнению русских крестьян, нельзя отнимать у старых деревьев право на естественную смерть от ветра или по дряхлости. Невозможным считалась и рубка «молодняка» — молодого, недозрелого. В этом было стремление сберечь молодые деревья, не достигшие наилучшего возраста.
На Южном Урале существовала традиция посадки «мирового дерева». В первый день строительства дома русская семья высаживала маленькое дерево, привезенное из леса — «растет дерево — растет дом». Дерево считали семейным, «мировым деревом», олицетворявшим Космос, природу, мироустройство, миропорядок.
Таким образом, народная педагогика является природосообразной педагогикой.
Труд, деятельность, дело, действие особые факторы в народной педагогике. Они представлялись как необходимые условия для жизни человека. Труд как деятельность имел свои результаты, конечный продукт: пищу, предметы быта, которые способствовали активной жизнедеятельности народа. «Труд не даст умереть», «Будет хлеб, будет и дело» — так народная мудрость поясняла взаимосвязь труда и его продуктов. Каждый человек должен был познать основы ремесел (вышивания, резьбы, починки, ткачества и т.д.), овладеть определенными практическими навыками. Тот, кто овладевал такими навыками в совершенстве назывались «умельцами», «умелыми людьми». Умелость воспринималась как основа жизни человека, его приспособляемости к окружающим условиям. Умелость воспитывала, формировала чувство надежности жизни.
У каждого народа есть свои основные виды труда, в ходе которых люди совершенствуют практические умения и навыки. Так, у русских к основным видам труда можно отнести земледелие (умение возделывать землю), садоводство, скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство, различные ремесла (ткачество, гончарное дело, платковый промысел, работа с металлом и т.д.). К этому можно добавить горнозаводское дело, которое развивалось в различных регионах России (на Южном Урале): металлургия, добыча полезных ископаемых и т.д. У башкир, казахов основным было скотоводство и сопутствующие ему виды ремесел (выделка кожи, работа по кости и металлу, вышивание и т.д.).
Башкиры были хорошими пчеловодами, охотниками, рыболовами. Народы, проживающие около моря, океана занимались рыболовством (эстонцы, литовцы и др.).
Быт народов был традиционен, имел свою педагогическую культуру. По мнению Е.Л.Христовой традиционно-бытовая культура обозначает значимость в культуре таких сфер, как профессиональная и бытовая. Бытом можно назвать материальное и духовное окружение человека (жилище, посуда, мебель, одежда, украшения, орудия труда, семейные взаимоотношения, режим жизни семьи, уклад жизни, бытовые обычаи и др.), все то, что сопровождает человека, что считается обычным, обыденным. Народная педагогика, используя воспитательный потенциал бытовой жизни, может считаться «обыденной» педагогикой, педагогикой быта.
Народное воспитание строилось на народных традициях. Под традицией понимается исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обряды, ритуалы, правила, ценности, представления. Традиции складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. Традиции служат важным фактором регуляции жизнедеятельности людей, составляют основу воспитания. Народные традиции, с точки зрения Т.Ю. Купач, обладают большим воспитательным потенциалом, субъективной основой которого является воспитательная система конкретного региона, где проживает тот или иной народ.
Культурно-исторические традиции народа объединяют в себе духовное, историческое, культурное, семейное воспитание детей. Народные традиции — это механизмы хранения, передачи, воспроизводства и закрепления социального опыта, способ реализации устойчивых общественных отношений. Именно традиция способна существенно выражать сущность определенной народной культуры, истории и ее связь с социальными условиями. Культурноисторические традиции — это такие традиции, которые накоплены непосредственно в ближайшем социуме: труд, обычаи, нравы, ремесла, промыслы, творчество, фольклор, воспитание и обучение, архитектура, народные календари и т.д.
У народов Южного Урала традиционность жизни, воспитания прослеживается через такие обычаи и обряды, как освоение детьми «этического кодекса», где отразились взгляды людей на правила и нормы поведения («хорошо — плохо», «красиво — безобразно», «можно — нельзя». Дети знакомились с этим в семье, труде, на праздниках, в общении с другими людьми. Ребенок должен был преодолеть трудности, применить усилия для достижения чего — либо. Так, этический кодекс казаков Южного Урала содержал в себе следующие традиции и обычаи:
• — «наживать добро можно только трудом»;
• — «грабеж, разбой, убийства караются по решению казачьего круга смертью»;
• — «трезвость — норма жизни»;
— «все казаки в ответе за воспитание детей».
У русских людей существовал обычай бережного, уважительного отношения к хлебу, к продуктам и результатам труда. О хлебе, даже не очень хорошего качества, никогда не говорили «плохой», его никогда не выбрасывали. Дети видели, как мать и бабушки смахивали крошки со стола и отдают птицам. Дети наблюдали, как родители подают птицам, принимают странников, помогают обездоленным, погорельцам, ухаживают за больными, опекают калек, инвалидов, посильно участвовали в этом.
Особой традицией у народов было воспитание любви к Родине, родному краю. Это отражено в пословицах: «Казаку всегда мила родная сторона», «Казаку честь — за Родину лечь» (русские казачьи пословицы).
Традиции почитания родного дома, предков, родителей имели у различных народов свою специфику, которая выражалась в своеобразных обрядах, ритуалах. Например, традиционно русские семьи могли быть отцовскими, когда вместе проживали разные поколения; братскими (братья с их семьями проживали совместно рядом, вели общее хозяйство, отдельно от отца); отдельными — семья могла проживать отдельно от родственников, самостоятельно вела хозяйство.
У казаков Южного Урала часто встречались большие, отцовские семьи, где проживали 3-4 поколения, семья могла состоять из 20-30 человек. Главой большой семьи мог быть дед, отец или старший брат. Главу семьи все должны были слушаться, так как он был опытным, умным, многое знал и умел. Слушаться его и почитать было традицией семьи. Поэтому в казачьей присяге записано: «Чтить родителей своих».
У башкир главным в семье был также мужчина, он был ответственен за жизнь и уклад в семье, на нем были заботы о самой тяжелой работе, о родственниках. Дети в башкирский семьях воспитывались женщинами, но с подросткового возраста (10- 11 лет) мальчиков обучали мужским работам их отцы, дяди, дедушки. Мальчикам прививали уважение к физической силе, вырабатывали у них смелость, терпение, немногословие, любовь к родной земле. Традиции уважительного отношения к старшим, родословной, родному дому отражены в башкирском словесном и игровом фольклоре: «Всякий дом хозяином хорош», «Не дом хозяина красит, а хозяин дом», башкирская народная игра «Юрта».
Из поколения в поколение передавались традиции костюма, украшений, жилища и т.д. Так, у башкир было традиционным иметь несколько жилищ — юрты (утепленные войлоком и снегом зимой); шалаши, летовки, а со временем и избы из бревен. Летом, кочуя со скотом, башкиры переселялись в шалаши, юрты которые легко разбирались, а зимой предпочитали жить в избах, строительство которых переняли у русского народа.
Традиционно было деление костюмов на мужские и женские; замужних и незамужних. Костюм отражал социальный статус, экономическое положение человека, его миропонимание, национальный менталитет.
Таким образом, этнокультурные традиции отражали как самобытность, так и универсальность знаний, представлении, норм поведения, ценностей разных народов.
Духовная культура каждого этноса отражена в народном искусстве и народном творчестве. Музыкальное, песенное, устное, игровое, танцевальное, изобразительное и т.д. творчество народа было важным фактором народного воспитания. Расписанные предметы домашнего быта, вышивание узоров, кру- жевоплетения, лозоплетение и др. развивали практические умения, в ходе их изготовления формировались эстетическое сознание и вкус. Устный фольклор (потешки, пестушки, прибаутки, сказки, обрядовая поэзия) передавался из поколения в поколение, видоизменяясь и трансформируясь, использовался в общении с ребенком. Смеховая культура народного театра (скоморохи, Петрушка и т.д.) была своеобразной школой юмора и социализации ребенка.
Духовная культура содержит религиозный компонент — религию, которую отправляет тот или иной народ. Религия, по мнению многих авторов (В.С. Ку- кушин, Б. Ничипоров, М.Г. Тайчинов) является мощным воспитательным фактором. Исследователи полагают, что истоки народной педагогической мысли следует искать прежде всего не в языке и не в расе, а в религии и природе» (В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. Этнопедагогика и этнопсихология. — Ростов — на — Дону: Феникс, 2000 г. — с. 243). Религия, являясь частью духовной культуры народа, формирует основы этики и морали. Итальянский философ Джоберти заметил, что во все времена и повсюду гражданские порядки рождались из жреческих, города возникали из храмов, а воспитание и культура народа — из религии. Однако, философ П.А. Кропоткин в работе «Этика» доказывал, что этические нормы предшествовали религии. Он выводил нравственность непосредственно из опыта природы. Поэтому, целью народной педагогики является достижение гармонии природно-биологического, социального и духовного в развитии человека. В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания в многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Приобщая детей к религии, народ решал многие задачи, связанные с развитием человека, его этикой по отношению к себе, к семье, ближайшему окружению, людям иной веры или сословия. Этнопедагогический анализ истории народов показывал, что там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчивы и народные воспитательные традиции.
Можно выделить следующие религиозные конфессии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Каждая религиозная конфессия имеет свои направления (ветви).
2Слово, язык, как фактор воспитания, рассматриваются в этнокультурном контексте. Языковая среда влияет не только на развитие психических процессов (мышления, речи и т.д.), но и на этнокультурное становление личности. Явления, события народной жизни оформлялись в виде слов, закреплялись в сознании понятийно и логически. Язык матери — основа развивающейся личности, ребенок познает мир посредством слов, понятий.
Проблема использования родного языка в этнокультурном воспитании детей связана с проблемой изучения общения как интегрального фактора народного воспитания. Общение понимается как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками. Общение может происходить с помощью средств: речи, жестов, мимики, символов, знаков и т.д. Все воспитательные взаимодействия строятся на основе общения.
Народная игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Играя, ребенок получает психологическую разрядку, гармонично включается в мир человеческих отношений. Воспроизводя в игровом процессе действия взрослых и отношения между ними, дети познают окружающую действительность. Именно поэтому народную игру можно отнести к факторам народной педагогики. У каждого народа есть свои игры, отражающие специфическую культуру, самосознание и исторический этап. Например, башкирская народная хороводная игра «Белая кость» предполагает использование натуральной кости животного, которую необходимо бросить далеко от играющих и по сигналу найти ее. Татарская подвижная игра «Спутанные кони» включает умение имитирования спутанных ног лошадей при прыжках. В русской хороводной игре «Чурилки» (от слова «Чур») необходимо найти с завязанными глазами источник звука (бубенца). Все эти игры сопровождаются песнями (словами), движениями, игровыми зачинами (считалками, жеребьевками и т.д.)
Педагогические сведения народов содержали представления о необходимости учета субкультуры детей («мира ценностей»). Наиболее значимым, ценным и любимым занятием ребенка является игра — подвижная, словесная, спортивная, сюжетно-ролевая, с игрушками и предметами.
Значительными в воспитании детей являются примеры и идеалы. Вся система воспитания детей у народов была построена на конкретных примерах, идеалах, символах. Примером могли быть родители, братья — сестры, родственники, героические люди, уважаемые, опытные члены общества. Былинные богатыри, сказочные и шуточные персонажи также могли быть личностным ориентиром для подрастающего поколения. У детей формировали идеалы добра, дружбы, любви, взаимоотношений и др. Идеал служил своеобразной целью воспитания, личностного развития и совершенствования. У каждого народа была развитая символическая культура воспитания. Например, события — символы представлены как семейные (имянаречение, крещение, инициация и т.д.), социальные (свадьбы, похороны, проводы в армию), календарно-трудовые (первая пахота весной; окончание сельскохозяйственных работ); бытовые (начало строительства нового дома) и т.д. Определяющими были такие и личности — символы: родовой герой, семейный старожил; народный умелец, отшельник — мудрец и т.д. Содержание народного воспитания реализовывало цель, которая представлялась как воспитания идеальной личности — совершенной, разносторонне развитой. Идеальность цели способствовала задействованности всех факторов народной педагогики, совершенствованию и разнообразию воспитательного процесса.

3Народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях на родного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал — универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.
Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.
Формирование совершенного человека — лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности.
В устном творчестве всех народов герои характеризуются многими чертами, которые свидетельствуют о богатстве человеческой натуры. Даже если о том или ином положительном персонаже говорится только одним или двумя словами, то эти слова оказываются столь емкими, что в них отражается весь спектр характеристик личности. Традиционные русские характеристики человека (например, «умница и красавица», «красна девица» и «добрый молодец», «маленький да удаленький»), подчеркивая главные его черты, не сводят сложную природу человека исключительно к названным только качествам. Так, ведущим качеством русской красавицы является ум, а ум, в свою очередь, предполагает наличие также многих умений и сноровки в труде. Высокопоэтическая характеристика «умница и красавица» — это и высокая оценка личных качеств девушки и идеальный образ женщины как конкретная цель воспитания, доведенная народной педагогикой до уровня программы формирования личности.
Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т. п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т. п. В личностном идеале всех народов главное — не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.
Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами — за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», — такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа — такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.
Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.
4 В концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, указывается, что духовно — нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности.[1] Таким образом, нравственное воспитание становится приоритетной задачей современной образовательной системы дошкольного образования.
Ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадания, честности и порядочности, но и с проявлениями зла, насилия, корысти, нечестности, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста — одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях.
Проблемы нравственного воспитания дошкольников раскрыты в трудах таких ученых и педагогов, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова. Методологические основы воспитания детей дошкольного возраста на народных обрядах и праздниках представлены в работах В.Ф. Афанасьева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, М.Г. Стельмахович и др.
В педагогической науке существуют разнообразные подходы к определению понятия «нравственное воспитание».
С.А Козлова и Т.А Куликова рассматривают нравственное воспитание как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. [2]
В.Г. Нечаева определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.[3]
По словам Л.Р. Болотиной нравственное воспитание — это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности.[4]
Следовательно, нравственное воспитание в системе дошкольного образования следует рассматривать как:
-целенаправленный процесс формирования нравственных чувств и привычек;
— процесс приобщения к моральным ценностям человечества и конкретного общества;
— процесс усвоения нравственных норм;
— процесс формирования нравственного сознания и нравственного поведения.
Возникает вопрос, каким образом проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста может быть решена посредством народных обрядов и праздников в системе дошкольного образования?
Современная система народных праздников — это педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной системой дошкольных образовательных учреждений.
Для формирования личности дошкольника народный праздник имеет значение в нескольких аспектах:
— народные праздники знакомят детей с народными традициями и историей русского народа, своеобразием быта, обычаев, костюма, взаимоотношений между взрослыми и детьми;
— народные праздники связаны с воспитанием уважения к нравственным ценностям: честности, добросовестности, доброте и милосердии, великодушии, справедливости и др.;
— методически грамотное проведение народных праздников формирует праздничную культуру детей дошкольного возраста.
Многообразные воспитательные функции народных праздников (развивающая, информационно — просветительская, культурно — творческая) обуславливают целесообразность широкого использования этой формы нравственного воздействия в воспитании детей дошкольного возраста.
Народные праздники всегда являлись неотъемлемой частью духовной культуры народа, его жизни. Невозможно найти периода в истории человечества, в котором бы не существовало праздника.
В русском языке термин «праздник» происходит от прилагательного «праздный», означающий «не занятый», а «праздное время» — период, когда не нужно работать.
В Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля «праздник» рассматривается как «день, посвященный отдыху, неделовой, не работный день, празднуемый по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до места, до лица». [5]
В чем феномен русского народного праздника?
В любом народном празднике воплощены общечеловеческие ценности, нравственный опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали, человеческих отношений. Это такие народные праздники, как Масленица, Рождество, Троица, День Покрова. Кроме того, праздник требовал, подчёркнуто уважительного отношения людей друг к другу, проявления гостеприимства ко всем, даже незнакомым людям, а также участия всех во всеобщем веселье и праздничной трапезе. Все эти атрибуты праздника содержали в себе высокий воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Сегодня, воссоздавая в сценарии народного праздника все обряды и традиции праздничной культуры, педагог дошкольного образовательного учреждения формирует основы нравственной культуры: уважительное отношение к пожилым людям, почитание родителей, быть приветливыми, гостеприимными, добрыми.
Бытовые народные праздники были приурочены к тем или иным достижениям человека, например, семейно- трудовым, воинским — у мужчин, домоводства — у женщин. К бытовым русским народным праздникам относятся такие как «Наречение пахаря», «Смотрины», «Девишник», «Кулачий бой», «Кадрильные посиделки». К календарным народным праздникам относят народные праздники весеннего — летнего и осеннее — зимнего циклов. Это «Масленица», «Жаворонки», «Троица», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Покров», «Рождество», «Капустник». Использование этих праздников в воспитательной системе дошкольного образовательного учреждения позволяет воспитателям формировать у детей дошкольного возраста систему общечеловеческих ценностей, правила поведения в социуме и семье.
Загрузка...
7 месяцев назад
#
Консультация для родителей «Значение изобразительной деятельности для физического развития». Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №97» Назарова С.Н.
Все виды занятий изобразительной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения.
Большое значение для рисования и лепки имеет зрение. Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.
В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования, лепки и т.п. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно изображать его по представлению. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Трудовые навыки, приобретаемые детьми в процессе изобразительной деятельности, также развивают руку и глаз ребенка и могут быть использованы в разных видах труда. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как изобразительная деятельность почти всегда связана со статическим положением и определенной позой. Таким образом, занятия изобразительным искусством являются важным средством всестороннего развития детей.
.2 Развитие изобразительных способностей и творчества у детей дошкольного возраста
Способности человека — продукт общественного развития. Их формирование предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития.
Развитие способностей и дарований в значительной степени зависит от активной творческой деятельности самих людей. Всестороннее развитие способностей, открывающих каждому человеку доступ к разным профессиям и формам деятельности. В нашем государстве создаются все условия для выявления и развития способностей каждого человека, чтобы он мог с наибольшим успехом участвовать в общем труде по построению общества.
Под способностями понимаются такие индивидуальные особенности личности, которые обеспечивают сравнительную легкость и высокое качество овладения определенной деятельностью.
Способности — не врожденные качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Способности к любой деятельности есть у каждого человека, но в зависимости от врожденных задатков (задатки — анатомо-физиологические особенности, определяющие возможность большего или меньшего развития способностей.) уровень их развития всех разный.
Самой высокой ступени развития могут достичь люди одаренные, талантливые, имеющие благоприятное сочетание разнообразных задатков. В психологии различают понятия общие и специальные способности. Способность к изобразительной деятельности относится к числу специальных. Каждая способность имеет сложную структуру, зависящую от общих свойств психики, которые делятся на ведущие, опорные и составляющие фон.
Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. В структуре изобразительных способностей ее опорными свойствами являются высокая природная зрительная чувствительность, обеспечивающая полноту восприятий; особая умелость руки, которая помогает скорее и лучше овладеть навыком.
Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения.
Способности к изобразительной деятельности могут быть развиты у каждого. Но у человека, имеющего хорошие врожденные задатки к этой деятельности, способности развиваются до такой степени, что он сможет творчески работать в области искусства, тогда как люди с менее благоприятными задатками смогут развить способность только до уровня грамотного, графически правильного изображения предметов. Рассмотрим те анатомо-физиологические особенности, которые имеют важное значение для развития изобразительных способностей.
В развитии способностей в любой области большая роль принадлежит высшей нервной деятельности. И.П. Павлов писал о двух типах высшей нервной деятельности у человека, определяющих развитие его способностей, — художественном и мыслительном (умственном).
У первого типа — художественного — представления образны, ярки, эмоциональны.
У второго — умственного — представления абстрактны, облечены в словесные формы. Большинство людей относится к смешанному типу, у них представления и образны, и абстрактны.
Изобразительные способности при соответствующих условиях могут достичь более высокого уровня развития у людей, которые принадлежат к художественному типу высшей нервной деятельности. Для успешного развития изобразительных способностей имеет также значение устройство зрительного аппарата. Малейшие нарушения в анатомии или физиологии зрения влияют на цветоощущение, которое так важно для художника.
Человек, у которого нарушено действие колбочкового аппарата сетчатки глаза, страдает частичной цветовой слепотой, чаще всего не различает красные или зеленые цвета (дальтонизм). Люди, страдающие дальтонизмом, воспринимают цвета спектра в двух основных тонах — желтом и голубом.
Ясно, что правильно воспринимать окраску окружающих предметов и передавать ее живописными средствами такой человек не может. От устройства зрительного аппарата зависит и острота зрения, т.е. способность различать предметы на далеком расстоянии. Чем меньше предмет, который различает глаз на определенном расстоянии, тем выше острота зрения.
Так называемое пространственное зрение зависит от участия в акте зрения микро движений глаза. Человек с нарушениями зрительного аппарата не может достичь высших ступеней развития изобразительных способностей в области живописи, он может лишь приобрести умения в правильном графическом изображении.
Развитию способности творчески работать в области скульптуры нарушения в зрении меньше препятствуют, но все, же ограничивают возможность полноценного творчества.
Зрительно воспринимая в процессе изобразительной деятельности форму предметов, их пропорции, цвет, человек анализирует, сравнивает, обобщает увиденное, т.е. во время творчества активизируется процесс мышления.

Загрузка...
10 месяцев назад
#
МДОУ «Детский сад 97» подготовила конспект занятия по развитию речи старшая группа «В гостях у Солнца» воспитатель: Назарова С.Н.

Цель: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.
Задачи:
Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;
закрепить умение использовать все части речи; упражнять в словообразовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закреплять умение детей использовать синонимы и антонимы; обогащать словарный запас через участие в словесно-речевых играх; формировать навыки сотрудничества на занятии.
Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие; способствовать развитию познавательных интересов, мыслительных операций, воображения в процессе отгадывания загадок; добиваться полных ответов на вопросы; развивать у детей умение ориентироваться на местности по словесному описанию, определять направление маршрута.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, целеустремлённость, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы: лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы, загадки; дидактические игры, физминутка, иллюстрации, сюрпризный момент.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Материал к занятию: конверт с письмом с лучиками, мяч, шкатулка со сладкими призами.
Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, разучивание физкультминутки.
Интеграция образовательных областей: коммуникативная, познание, игровая, восприятие художественной литературы
Ведущая область: Коммуникация
Ход занятия.
Вводная часть
Воспитатель звенит в колокольчик:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева — друг и справа — друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня я нашла в нашей группе странный конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там. (Воспитатель открывает конверт, там загадка и солнце с отдельными лучиками).
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков
Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и, выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.
Основная часть:
Воспитатель:
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку).
Задание № 1
Игра «Назови ласково»
(Воспитатель называет слово, а ребенок должен назвать его ласково.)
Примерные слова. Ветка, облако, солнце, дерево, листок, дорога, птица, куст, цветок, звезда. (воспитатель добавляет лучик к солнцу)
Задание № 2
Игра «Назови одним словом»
(Воспитатель называет группу слов, дети называют обобщающее слово, для этой группы)
-тарелка, кастрюля, чайник, ложка. (Посуда)
-диван, стул, стол, кровать, шкаф. (Мебель)
— помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец. (Овощи)
— самолет, машина, поезд, грузовик, корабль. (Транспорт)
— повар, шофер, плотник, продавец, врач. (Профессии)
(воспитатель добавляет лучик к солнцу)
Задание № 3
Игра «Что лишнее?» с карточками за столами
(Воспитатель называет группу слов, дети называют слово, которое они считают лишним в этой группе)
— яблоко, груша, картофель, персик. (Картофель)
-заяц, комар, медведь, волк. (Комар)
-серьги, ожерелье, бусы, кузнечик. (Кузнечик)
— самолет, машина, корабль, стол. (Стол)
(воспитатель добавляет лучик к солнцу)
Задание №4
«Назови признаки»
— В нашей речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
— Матрешка из дерева…
-Сумка из кожи…
— ручка из пластмассы…
-Дом из кирпича…
-Блюдце из фарфора…
— стакан из стекла…
Сапоги из резины…
Стены из бревна…
Коробка из картона…
Плакат из бумаги…
(воспитатель добавляет лучик к солнцу)
Физкультминутка
У весны работы много, помогают ей лучи! (ходьба)
Дружно гонят по дорогам говорливые ручьи! (бег)
Топят лёд, ломают льдинки, согревают всё вокруг! (присели)
Из-под хвои и травинок, выполз первый, сонный жук! (Встаём, изображая жука)
На проталинах цветочки золотые расцвели! (кружимся)
Налились, набухли почки! (руки вверх в кулаки)
Из гнезда летят шмели! (полёт)
У весны забот немало! Но дела идут на лад! (потираем руки)
Изумрудным поле стало, и сады в цвету стоят! (кружение, руки вверх)
Задание № 5 Игра с мячом «Один – много»
-Весной прилетает один скворец?
Нет, много скворцов.
Одна цапля — много цапель
Один соловей – много соловьёв
Одна ласточка – много ласточек
Один журавль – много журавлей
Одна трясогузка – много трясогузок
Один стриж – много стрижей
Один грач – много грачей
Одна цапля — много цапель
Один жаворонок – много жаворонков
(воспитатель добавляет лучик к солнцу)
У зверей весной появляются детки. Весна решила узнать, как же они называются.
Задание 6. «Назови детенышей»
У медведицы — медвежонок
У лисы — лисёнок
У волчицы — волчонок
У зайчихи — зайчонок
У белки — бельчонок
У лосихи — лосёнок
У ежихи – ежонок
Это вы назвали каких животных? Диких
А сейчас вспомним других животных, которые живут рядом с человеком. Как их называют? Домашние
У коровы – телёнок
У лошади — жеребёнок
У свиньи — поросёнок
У овцы – ягнёнок
У козы — козлёнок
(воспитатель добавляет лучик к солнцу)
Задание 7. Игра «Скажи наоборот».
дождик вымочит, а солнышко. (высушит);
один теряет, а другой. (находит);
подушка мягкая, а скамейка (жесткая);
если ты что-нибудь забудешь, то потом. (вспомнишь);
пуговица оторвётся, а мама … (пришьёт);
входя в комнату свет зажжешь, а уходя. (погасишь);
ручей мелкий, а река. (глубокая);
кашу варят густую, а суп. (жидкий);
у смородины ягоды мелкие, а у клубники. (крупные);
в пасмурную погоду настроение грустное, а в солнечную. (весёлое);
(воспитатель добавляет лучик к солнцу)
Задание 8. Игра «Назови дерево и его листик».
У клена кленовый
У дуба дубовый
У осины осиновый и т. д.
Воспитатель: -Ребята, вот и засияло наше солнышко. Вы все молодцы, помогли солнышку вернуть его лучики.
— Закройте глаза и представьте, как согревают лучи наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все. Молодцы, ребята.
Итог занятия:
Воспитатель: Вот и закончилось наше занятие. Что вам больше всего понравилось? Что было особенно трудно?
Вы все сегодня меня порадовали, все молодцы!

Загрузка...