«Читаем вместе сказки» – адаптации детей мигрантов в детском саду (из опыта работы)

Тип статьи:
Авторская

«Читаем вместе сказки» – эффективная практика

социокультурной и языковой адаптации детей мигрантов в детском саду

(из опыта работы)

Тема межнационального взаимодействия в последнее время становится

актуальной не только в экономической, политической сферах, но и в образовании. Актуальной задачей на сегодняшний день является создание условий, в которых мигранты могли бы благоустроиться и получить образование.

Дошкольный возраст является основой формирования базы готовности к школе, поэтому в детском саду мы учим детей мигрантов русскому языку, который они используют как средство речевого общения со сверстниками, говорящими на русском языке. Языковая адаптация детей иностранных граждан способствует их социализации в современном обществе.

В век технического прогресса, когда чтение литературных произведений, в том числе сказок, уступило место просмотру мультфильмов и компьютерным играм, приобщение детей к художественной литературе стало актуальной задачей для педагога. К сожалению, большинство современных родителей из-за сложных социальных условий, в силу занятости процесс развития речи своего ребенка «пускают на самотек». Решением проблемы повышения интереса к чтению в дошкольной

образовательной организации мы видим в применении педагогами разнообразных форм, методов и приёмов работы с литературными произведениями. В нашем детском саду такой формой работы является проведение акции «Читаем вместе сказки».

Сказки любят все дети: волшебство и приключения увлекают, развлекают и учат добру, справедливости. Прекрасные и загадочные, волшебные сказки повествуют о героических подвигах, творческом труде, о внутренней и внешней красоте героев. Издавна сказка считалась не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир — очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное, они говорят ребенку, что, если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменяет своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит. Работа со сказками позволяет создавать условия для развития мышления, внимания, памяти, воображения, связной речи детей, способствует становлению нравственных качеств воспитанников.

Работая над проблемой воспитания нравственных качеств личности ребенка через сказку, я сделала вывод, что изучение русских народных сказок, доступных восприятию детей дошкольного возраста, помогает эффективно решать проблему повышения интереса к художественной литературе, развивать нравственные качества личности, коммуникативные навыки.

Знакомство со сказками происходит посредством проектной деятельности. Изучая лексические темы по окружающему миру, дети читают, слушают и пересказывают сказки и рассказы. Используя в работе инновационные технологии, такие как мнемотехника, сторителлинг, кроссенс, виммельбух, дети сочиняют волшебные сказки и истории. Играя в пальчиковые игры, дети запоминают названия сказок и развивают мелкую моторику:

Будем пальчики считать, Будем сказки называть: «Три медведя», «Теремок», «Колобок» – румяный бок!», «Репку» мы не забываем, знаем «Волка и козлят».

Этим сказкам каждый рад!

Передавая «волшебный» клубок, дети называют сказки. В процессе образовательной деятельности проводятся не только речевые игры на развитие речевого общения, но и дидактические настольные игры, направленные на развитие психических процессов: памяти, мышления, пространственного восприятия, воображения. Играя в игру «Разрезные картинки», дети складывают части, пазлы и узнают героя сказки. Технология «кроссенс» учит детей разгадывать головоломки. Сказочный самомассаж с помощью мячиков Су-Джок развивает речь и мелкую моторику пальцев рук: «Колобок катился, в лесу очутился (дети катают мячик по ладошке), встретил зайца ушастого (дети перекатывают мячик к мизинцу); встретил волка зубастого (дети перекатывают мячик к безымянному пальцу); встретил мишку он в лесу (дети перекатывают мячик к среднему пальцу); увидел рыжую лису (дети

перекатывают мячик к указательному пальцу); от лисы не укатился, в ее пасти

очутился. (дети перекатывают мячик к большому пальцу, сжимают в кулак)».

Технология «Виммельбух» развивает внимание, мышление, речь, зрительное восприятие. Дети придумывают буквенные и звуковые сказки, автоматизируют и дифференцируют звуки, упражняются в развитии связной речи и формировании активного словарного запаса, грамматического строя речи.

Работа с произношением и восприятием звуков русского языка строится

в тесной связи с работой над образом буквы. Игры и задания последовательно

знакомят детей с фонетической системой русского языка, позволяют уточнить

артикуляцию звуков, сформировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, запомнить буквы и приобрести первичные навыки чтения, расширить и уточнить словарный запас. Особое место занимают задания на сравнение языковых систем на всех уровнях: звуковом, буквенном, уровне слов, словосочетаний, предложений и текста.

Чтобы сформировать устойчивый интерес к словотворчеству, дети

совместно с педагогом создают книжки-малышки, которые «живут» в речевом

уголке. С помощью технологии «Сторителлинг» дети сочиняют забавные

сказки и истории, используя в игре «кубики историй»

205
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!