Логоритмика: развитие речи на занятиях по физическому развитию дошкольников

Одной из причин слабого физического развития детей — малоподвижный образ жизни. Дома родители предпочитают занять ребенка спокойными играми: в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем — просмотром телепередач или видеофильмов, игрой в компьютер, что усугубляет еще и проблему развития речи у дошкольников.

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми.

1) Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

2) Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений: развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произношением слов (работа гортани) происходит благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти расположены рядом. Таким образом, развитие моторики влияет на развитие речевой зоны. С этой точки зрения логоритмические упражнения можно включать практически в любой вид детской деятельности, важно связать это с изучаемой лексической темой и учесть возраст детей.

Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях – оптимальный вариант отработки нужных действий и оттачивания полезных навыков. Лучше всего систематически давать ребенку простейшие задания, плавно и постепенно усложняя их характер.

Средствами логопедической ритмики являются:

— ходьба и маршировка в различных направлениях;

— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

— упражнения, регулирующие мышечный тонус;

— упражнения на развитие мелкой моторики;

— упражнения, активизирующие внимание;

— счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера;

— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

— ритмические упражнения;

— игровая деятельность;

— упражнения для развития творческой инициативы.

Движения – одно из условий постоянного роста и развития ребенка. Всем известно, что дети развиваются в игре.

Велика роль подвижных игр и игровых упражнений, в том числе со словесным сопровождением для развития мелкой моторики, координации движений, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности и, конечно, же для ускорения развития речи.

Поэтому инструктор по физической культуре, можем оказать помощь, в условиях детского сада на физкультурных занятиях, в структуру которых входят логоритмические упражнения, с целью повышения двигательной активности, укрепления дыхательной системы, развития речевых функций у детей.

Структура занятия состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной.

В вводной части занятия берутся различные виды ходьбы, перестроений и бега под музыку, упражнения с речевками.

При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив: различные виды ходьбы с речевым сопровождением; упражнение с речевкой; упражнения на развитие координации движений.

Элементы логоритмики в вводной части способствуют эмоционально-положительному настрою и повышению двигательной активности детей.

Введение слова, особенно в стихотворной форме помогает сохранять ритм движения.

В основной части занятия элементы логоритмики можно использовать как в общеразвивающих упражнениях, так и в основных видах движений. При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков.

В начале большинство упражнений выполняется на основе показа, совместных с педагогом действий, затем задания постепенно усложняются и постепенно педагог переходит к речевой инструкции.

Общеразвивающие упражнения разучиваются поэтапно: сначала текст, затем движения, потом произносят текст вместе с выполнением упражнений. Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произносятся в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями.

При выполнении основных движений не все задания можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося слова. Это может вызвать расстройства дыхания, поэтому лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, другая произносит текст.

При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики подбираются подвижные игры с речевым сопровождением.

Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры.

Тематика подвижных игр согласовывается с логопедом группы, который консультирует инструктора по физвоспитанию, на какую тему следует подбирать речевой материал, тем самым закрепляя материал лексической темы. В игры включаются различные формы передвижения – бег, прыжки, поскоки, ходьба и т.п., которые требуют быстроты, силы, ловкости, координации движений, выносливости и оказывают всестороннее воздействие на организм.

Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициатива, смелость, чувство товарищества, дисциплина, умение действовать в коллективе и способствуют развитию речи детей.

Музыкальное сопровождение игр ведет к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений, воспитывает чувство ритма, развивает координацию движений.

В заключительной части занятия хорошо использовать игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением.

В каждое занятие включаются задания на развитие произвольного внимания, быстрых и точных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Они совершенствуют зрительную, слуховую и двигательную память, способствуют увеличению объема слухоречевой памяти, формируют способность к сосредоточению и развитию волевой сферы детей. Сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

В результате использования элементов логоритмики на физкультурных занятиях в сочетании с другими средствами у детей возрастает интерес к занятию, повышается эмоциональный настрой, дисциплинирует детей, хорошо работает мыслительная активность, удерживает и развивает внимание, память, воображение и другие психические процессы, улучшает речь, слуховой ритм, благотворно влияет на развитие и укрепление дыхательной системы, улучшает кислородный обмен, гоняет кровь, чем развивает выносливость организма и устойчивость к простудным заболеваниям, сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

Использование элементов логоритмики на физкультурных занятиях является очень важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков детей с речевой патологией, способствуют преодолению речевой патологии и в конечном итоге социальной реабилитации детей.

121
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!