Берегите лес нашего края
Консультация по экологии для родителей « Берегите природу леса». Подготовила воспитатель Назарова С.Н.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
— воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение);
— формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
— развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
— участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы).
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая включает:
— представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
— понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
— осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом сложной системой связей (все
друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность –
создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.
Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Запомните правила!
— Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные человеком.
— Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
— Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные растения.
— Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо.
— Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных зверей.
— Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
— Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.
Стихотворение при экологию
Чтобы цветы в лесу цвели,
Всю весну и лето
Мы не будем собирать
Их больших букетов.
Если птенчик из гнезда
Выпорхнул до срока,
Мы поможем, не беда,
Не трещи, сорока.
Хоть и вредный мухомор,
Мы его не тронем.
Вдруг понадобиться он
Жителю лесному.
Хрупкий домик муравья
Надо тоже охранять.
Обязательно он должен
За заборчиком стоять.
Зайчика и ежика –
Жителей лесных
Лучше вы не трогайте!
Охраняйте их!
Давайте, дошколята,