Использование фольклора в физкультурно-оздоровительной работе

Использование фольклора в физкультурно-оздоровительной работе.

Дошкольный возраст имеет большое значение в развитии ребенка. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные способности ребенка: познавательность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, двигательная активность, речь, воображение, творческая направленность и другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.

В современном мире одним из активных вопросов стоит вопрос сохранения и укрепления здоровья детей. В дошкольном возрасте опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечностей находятся ещё на самой ранней стадии развития и нуждаются в укреплении и устойчивости равновесия, необходимые при выполнении большинства движений детей дошкольного возраста (скорость, гибкость, координация, выносливость) в связи с их возрастными особенностями. В этот период ребенок учиться многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него развивается активная речь.

В дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие.

Как разнообразить мероприятия оздоровительного характера, сделать их яркими, запоминающимися, позитивными, несущими, помимо всего прочего, и воспитательную нагрузку?

Именно богатое культурное наследие, использование фольклорных форм формирует эмоционально-образное средство влияния на детей, которое поддерживает их интерес к здоровому образу жизни посредством национальных традиций. Приобщение детей к устному народному творчеству не только открывает перед ними тесную связь человека с миром природы, дает возможность познакомиться с родной культурой, с образным языком. Всевозможные потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, заклички и прочая стихотворная «шумиха», помогают детям автоматизировать поставленные звуки, способствуют укреплению органов дыхания, улучшению кровоснабжения ЛОР-органов (что весьма актуально для часто болеющих детей). С большим желанием дети выполняют пальчиковую гимнастику, самомассаж кистей, стоп и тела в целом с фольклорным содержанием. Используя устное народное творчество, разработаны комплексы упражнений гимнастики пробуждения, физминутки и динамические паузы, дыхательные и зрительные гимнастики.

Фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает интерес детей к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями, т.е. непринужденно с пользой для здоровья позволяет подготовиться к новой для ребенка деятельности – учебной.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Когда малыш приходит в детский сад, он уже понимает речь, мы забавляем его песенками и короткими пестушками. Их значение вызвать у ребенка радостные эмоции. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, затем сказок.

Использование фольклора в физическом воспитании является эффективным подходом в воспитании детей дошкольного возраста. Фольклор способствует приобщению их к народным культурным традициям, активизирует двигательную, интеллектуальную и речевую деятельность. Благодаря традициям, обычаям, обрядам формировалась и обогащалась физическая культура народа, ее ценности передавались из поколения к поколению — народные игры, национальные виды спорта. Интегрирование физических упражнений со средствами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений, и навыков в области физической культуры и здорового образа жизни.

Фольклор как сокровищница русского народа используется во всех формах работы с дошкольниками, в том числе в формировании физического развития, помогая находить новые формы развития двигательных способностей у детей и позволяя им проявить инициативу в двигательной активности. Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций детского организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор. Этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее двигательное воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями, причем существенным является повышение эмоционального тонуса.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать различные типы организованной образовательной деятельности на фольклорном материале:

1. Двигательно-творческая организованная образовательная деятельность, основанная на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, стихах.

2. Сюжетные занятия физической культурой с элементами фольклора. Эта организованная образовательная деятельность проводится в форме рассказа или сказки.

3. Театрализованная организованная образовательная деятельность с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций. Дети выполняют различные роли, подражая или копируя действия человека, изображая животных и птиц.

4. Музыкально-ритмические занятия физической культурой, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских народных песен и мелодий.

5. Игровые занятия физической культурой на основе русских народных подвижных играх.

6. Познавательная организованная образовательная деятельность с использованием элементов фольклора. Включение фольклора как элемента организованной образовательной деятельности оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.

7. Интегрированная организованная образовательная деятельность с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического развития детей.

Внедряя фольклор в физическое развитие детей даст положительные результаты: у детей разовьётся устойчивый интерес к двигательной деятельности, ребята с удовольствием будут заниматься физическими упражнениями, участвовать в подвижных играх. Движения детей станут более мотивированными, упорядоченными, дети научатся понимать связь между характером движений и их целью – выполнением определенных задач. Также включение фольклора в процесс физического развития поможет качественной реализации программы по физическому воспитанию. Фольклор как эмоционально-образное средство воспитания поддерживает их интерес к физической культуре и к национальным традициям, вызывает у них радость и удовольствие, желание заниматься физическими упражнениями.

Фольклор – эмоционально-образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

92
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!