Природа родного края
Цель: Формировать представления о растительной и животной среде родного края.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить и расширить представление детей о природе родного края, желание беречь и охранять её.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей воображение, речь, память, внимание.
Воспитательные:
— Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
— Воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за родную природу.
Предварительная работа: Беседы о родном крае, заучивание стихотворений, загадывание загадок, знакомство с произведениями М.М Пришвина, чтение пословиц рассматривание картин, наблюдения в природе, беседы о правилах поведения в природе.
Оборудование: макеты деревьев, иллюстрации птиц, животных, следы животных, музыка из серии « звуки природы», ларец.
Ход занятия: ( Музыкальное приветствие)
Я здороваюсь везде
Дома и на улице
Даже здравствуй говорю
Я соседской курице
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй маленький дубок
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй утро!
Здравствуй день!
Мне здороваться не лень
Здравствуй утро!
Здравствуй день!
Мне здороваться не лень
Воспитатель – Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
– Одна у человека родная мать, одна у него и Родина. Крепко любит народ ее, много сложил о ней пословиц и поговорок.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о родном крае вы знаете?
Дети:
— Нет земли краше, чем Родина наша
— Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
— Береги землю любимую, как мать родимую.
Дети, как понимаете эту пословицу — Береги землю любимую, как мать родимую (нужно беречь землю так, как маму, потому что мама у нас одна и земля одна).
«Наша планета Земля
Очень щедра и богата,
Горы, леса, степи, поля-
Дом наш родимый, ребята!»
Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды Михаил Михайлович Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни».
— Как вы думаете ребята, о каких сокровищах говорил Михаил Михайлович Пришвин? (рассуждения детей)
-Правильно, это растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много, и все они разные. А сейчас я приглашаю вас отправиться со мной в лес и сложить все сокровища в этот удивительный ларец. Но прежде чем мы с вами отправимся в лес, я сейчас проверю, знаете ли вы правила поведения в природе. Я буду вам говорить свои действия, если я буду поступать хорошо, вы все хлопайте, если плохо, то все «топайте»!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (топают)
***
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (топают)
***
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (хлопают)
***
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (хлопают)
***
Если разведу костер,
А тушить не буду? (топают)
***
Если сильно насорю
И убрать забуду. (топают)
***
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (хлопают)
***
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (хлопают)
Молодцы ребята! А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова. Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
Полетели, закружились
И в лесу все очутились
Подойдите поближе, вот мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красив зимний лес!
-Что мы видим в зимнем лесу? (Деревья)
-Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам)
-Мы наблюдали за деревьями в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра «Что я знаю о деревьях?»
*Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)
*Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)
*Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)
*У какого дерева листья умеют «дрожать»? (осина)
*Из плодов, какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)
-Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (чистый воздух, древесину, летом укрывают от солнца).
Ребята, а что будет, если не будет деревьев – высохнет лесная речка, звери без питания пропадут, испортится земля и воздух. А чтобы этого не случилось, мы с вами ребята должны беречь и охранять природу нашего края.
— Деревья первое сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, давайте слоложим деревья в наш ларец.
Отправляемся дальше, посмотрите ребята поляна и она покрыта вся снежным покрывалом, а на нем какие- то узоры. Как вы думаете что это?
(следы зверей), давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:
1) Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
-Почему говорят, что волк голодный? (трудно найти пищу)
2)Рыжая кума всех провела (Лиса)
-Чем питается лиса зимой? (ловит зайцев, полевых мышек).
В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой? («Лиса и волк», « Заюшкина избушка», « Кот, петух и лиса», « Лиса и журавль»).
3) Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
-Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)
4) Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)
-Как белка готовится к зиме? (делает запасы, орешки, грибы, шишки)
-А как вы думаете, следы каких животных мы зимой никогда не встретим в лесу? И почему? (медведь и ёж)
А теперь давайте поиграем в словесную игру « Что не так». Слушайте внимательно, если услышите ошибку, исправьте её, сказав верную фразу.
У волка – лисята, они живут в логове
У медведя – зайчата, они живут в норе
У белки – волчата, они живут в берлоге
У волка — бельчата они живут в дупле
У зайца — медвежата они живут в берлоге
У лисы – волчата они живут в дупле
Динамическая пауза игра «Закончи предложение и покажи движение»
Хитрая, как ….
Быстрый, как…
Голодный, как…
Неуклюжий, как…
Животные это второе сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, мы их сложим в наш ларец.
Ребята тихо, а чьи это голоса слышны? (звучит запись с голосами птиц)
Дети – (птиц)
-все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)
-Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)
-А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)
-Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, ласточки, грачи, чайки, соловей
-Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)
-Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)
Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, голуби, синицы, сороки, снегири, вороны, дятел, галки).
— Почему воробья назвали воробьём? (потому что, он воровал зерна, и люди кричали вора бей).
— Почему Сороку назвали сорокой ( потому что на ней белое перение похожее на сорочку).
А сейчас мы проверим, как вы знаете зимующих и перелетных птиц:
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: закрепить умение детей классифицировать птиц по видам – перелётные, зимующие.
Описание игры: разделить детей на подгруппы. Одной подгруппе предлагается найти в коробке картины с изображением перелётных птиц, а другой зимующих птиц и выложить у себя на столе.
Молодцы ребята!
Физкультминутка «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички!
Сала дам синичке.
Приготовлю крошки
Хлебушка немножко
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
А как вы думаете ребята, почему я вам дала именно эту физкультминутку.
( так как зимой птицам холодно и мы должны помогать им, делать кормушки, не забывать добавлять туда корм). Правильно ребята вы сказали птицам зимой холодно и трудно найти пищу, мы с вами должны заботиться о них. Вот наша кормушка, давайте добавим в неё корм, а когда пойдём на прогулку, то повесим нашу кормушку. Вы согласны?
Птицы, это третье сокровище, о котором говорил Михаил Михайлович Пришвин, и их мы тоже положим в наш ларец.
Вот и подошло к концу наше лесное путешествие. А сейчас давайте закроем глаза, и произнесём волшебные слова
Один, два, три, четыре, пять
Надо глазки закрывать
Полетели, закружились
И в саду все очутились
Вот мы с вами вернулись в детский сад. Проходите, занимайте свои места.
Ребята, когда мы с вами были в лесу, я у вас спросила, какую пользу нам приносят деревья? Вы мне ответили (Предают красоту, чистый воздух, укрытие от солнца, древесину). А сейчас я предлагаю вам по-ближе познакомиться с древесинной.
Исследовательская деятельность:
Цель: Рассмотреть и сравнить свойство древесины и камня.
Ребята, у каждого из вас на столах лежит природный материал, как вы думаете что это? (древесина, камень). Итак, давайте с вами рассмотрим камень на ощупь? Какой он? ( тяжелый, холодный), а теперь давайте рассмотрим древесину? Какая древесина на ощупь? (тёплая, лёгкая, жёсткая). А сейчас давайте проверим, что случится с камнем, если мы его опустим в ёмкость с водой? (тонет), а если мы опустим древесину, (плавает, не тонет), значит древесина легче камня. Древесина – это натуральный материал, он полезный для здоровья, поэтому издавна люди широко его использовали при строительстве домов, делали мебель, тетради, карандаши и даже спички. Оглянитесь вокруг себя и назовите мне предметы, сделанные из древесины. Ребята мы с вами проверили, что древесина не тонет, но древесина легко горит. Поэтому в лесу нельзя разводить костры, а что ещё нельзя делать в лесу: нельзя сорить на природе, нельзя разрушать гнезда, нельзя ломать ветки, нельзя пугать птиц и зверей, нельзя шуметь. Правильно ребята, необходимо бережно к ним относится.
Ребята мы сегодня с вами были в лесу. Что мы делали в лесу? ( знакомились с сокровищами леса), С какими сокровищами леса сегодня с вами познакомились? ( Деревьями, животными, птицами).
Сегодня наш ларец наполнился сокровищами леса, но в наших краях есть много других сокровищ – это поля, степи, реки, луга. Об этом мы поговорим на следующих занятиях. И будем наполнять наш ларец другими сокровищами. А так как природа родного нашего края богата, красива, разнообразна, то перед нами стоит задача — беречь её.
Наше занятие подходит к концу, кто-нибудь, из вас может рассказать стихотворение о природе родного края?
«Эту истину знают от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Родину свою.
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить!»