Картотека пальчиковых игр по мотивам сказок для детей младшего дошкольного возраста
Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Играя с детьми в пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
«Колечки» — подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них;
«Кулачки» — с силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Замок» — соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей;
«Гребешок» — положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены;
«Бородка» — соединить вместе тыльные стороны ладоней, пальцы обеих рук скрестить и выпрямить;
«Коза» — соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими;
«Волны» — шевелить прямыми пальцами без напряжения;
«Маятник» — прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулак;
«Кнопочки» — кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками);
«Хлопки» — ритмично хлопать в ладоши;
«Коготки» — прямые пальцы разведены, напряжены -ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев;
«Молоточки» — ритмично с чередованием постукивать кулачком одной руки по ладони другой;
«Здравствуй» — ритмично с перехватом сжимать пальцами ладонь противоположной руки.
«Репка»
В огороде дедка репку посадил
И водой из лейки, репку он полил («Колечки»)
Расти, расти репка, и сладка, и крепка.
Расти, расти репка, и сладка, и крепка («Хлопки»)
Выросла репка всем на удивление («Колечки»)
Большая – пребольшая, всем хватит угощения («Лучики»)
Выросла репка и, и сладка, и крепка.
«Про курочку Рябу»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду. («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед. («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало. («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду. («Кулачки»)
«Рукавица»
На охоту вышел дед зимнею порою («Колечки»)
Рукавицу потерял под большой сосною. («Лучики»)
Дома стал её смотреть («Колечки»), не нашел на месте («Веер»)
И отправился искать («Колечки»), в лес с собачкой вместе («Кулачки»).
А в лесу в той рукавице («Колечки»), звери стали дружно жить:
Мышь с лягушкой и лисицей, заяц, волк, кабан, медведь. («Кнопочки»)
В лес собака прибежала («Колечки»), всех зверей перепугала, («Лучики»)
Рукавицу подняла («Колечки»), деду в руки отдала («Здравствуй»).
«Заюшкина избушка»
В лубяной избушке, жил заяц на опушке («Колечки»).
А в ледяной избушке – лисица на горушке. («Лучики»)
Растаяла весной избушка на горушке («Волны»),
Лисица побежала к зайцу на опушку («Колечки»)
Выгнала зайчишку из лубяной избушки («Лучики»),
Да сама жить стала в избушке на опушке. («Кулачки»)
И ни волк и ни медведь не смогли помочь. («Колечки»)
Петушок отважный прогнал лисицу прочь. («Гребешок»)
Так остался петушок у заюшки в избушке («Здравствуй»)
В лубяной избушке, в избушке на опушке. («Колечки»).