Сценарий педагогического совета "Растим патриота"
Ход педсовета:
1. Выполнение решений предыдущего педагогического совета, старший воспитатель.
2. Вступительное слово заведующего, актуальность темы педсовета.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания. Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Мы, педагоги, формируем у детей такие важные черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Система работы по патриотическому воспитанию в нашем ДОУ включает несколько основных направлений: экологическое, эстетическое, историко-краеведческое, культурное, физическое и трудовое.
Изучая историко-краеведческое направление, наша задача заключается в знакомстве детей с историей родного края, страны, её традициями, достопримечательностями, великими людьми.
Физическое направление направлено на укрепление здоровья ребенка, на формирование у детей основ здорового образа жизни.
Трудовое воспитание – направлено на формирование положительного отношение к трудовой деятельности.
Культурное направление заключается в знакомстве детей с истоками народной культуры, фольклором, предметами старины, традициями русского народа.
Мы с вами знаем, что важным фактором в экологическом воспитании патриотизма является природа, поэтому мы учим детей заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Культура родного края должна войти в сердце ребенка, стать неотъемлемой частью его души.
Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Патриотизм включает в себя
формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность);
приобщение к истокам национальной региональной культуры;
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Нужно отметить, что существуют правила нравственности, общие для всех. И здесь хочется вспомнить одну легенду.
«Однажды, давным-давно, на берегу великой реки стояли учитель с учеником. Ученик спросил учителя:
— Скажите учитель, вы очень много знаете о мире, говорите, что все должны жить дружно, помогать друг другу, не лениться, совершенствоваться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками, заниматься физическим развитием, закаливать свой организм и многое-многое другое. — Скажите, а можно ли все ваше учение обозначить одним единственным словом?
И старый мудрый учитель, улыбнувшись, тихо ответил, своему ученику:
— Можно, это слово — ВЗАИМНОСТЬ — «не делай другому того — чего не желаешь себе».
Согласно этой легенде было сформулировано самое главное правило нравственности, которое получило название — Золотое правило нравственности. Звучит оно следующим образом: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Подводя итог можно сказать, что нравственность представляет собой систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его убеждениях. Важно, что это всегда добровольный выбор личности. И именно от сделанного выбора будет зависеть будет ли поступок безнравственным или же наоборот — нравственным.
3. Итоги тематической проверки «Организация работы воспитателя по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ». Итоги смотра-конкурса «Нравственно – патриотический центр».
4. «Маленькие открытия»: презентация педагогических находок (из опыта работы, по 1 педагогу от группы)
5. Деловая игра «Наша родина – Россия».
Профессия педагога трудная и сложная. Педагогу нужно много знать самому, осваивать различные смежные профессии, чтобы чему-то научить своих подопечных. На своих хрупких плечах мы несём всю полноту ответственности за подрастающее поколение. В окружении более двадцати «почемучек» надо найти ответы на все вопросы, написать планы, подготовиться к занятиям! И этот список можно продолжать долго!
1. Продолжите фразу: «Воспитать патриотов России – это значит…»
Воспитать любовь к своей семье, детскому саду, родному городу, родной стране;
Формировать начала гражданственности у подрастающего поколения;
Формировать интерес у детей к историческому и культурному наследию страны.
Воспитывать патриотов сегодня — это значит обеспечить будущее завтра.
2. Почему, на Ваш взгляд, формирование у детей патриотических чувств надо начинать с дошкольного возраста?
В дошкольном возрасте формируются самосознание ребенка, основные качества человека, закладывается фундамент будущего человека. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Особенно важно заложить в восприимчивую душу ребенка человеческие ценности, зародить интерес к истории России.
3. Какова роль педагога в патриотическом воспитании дошкольников?
Педагогические усилия направлены не на растущего человека, а на условия, в которых он растет. Задача педагога создавать эти условия. Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Самим любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
К.Д. Ушинский писал: “Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства”.
4. Какие методы и приемы Вы считаете наиболее приемлемыми в работе по воспитанию патриотических чувств?
В работе можно использовать разнообразные методы и приёмы, но обязательно при выборе того или иного метода (приёма) нужно учитывать психологические особенности дошкольника: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обострённость первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.
5. Ребусы
Вашему вниманию представлены ребусы. В них зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Ваша задача расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.
Родина
Память
Ордена
Москва
Честь
Россия
6. Предлагаю небольшой экскурс в историю рождения Государственных Российских символов — герба, гимна, флага.
Герб России имеет свою многовековую историю рождения.
Герб России видоизменялся при многих царях.
Опишите современный герб Российской Федерации.
Двуглавый орел вернулся на герб в Россию только в 1993 году. Указом Президента Б. Ельциным, он был выполнен по мотивам герба Российской империи.
В разные времена Руси (России) гимном являлись: церковные песнопения, гимны «Молитва русских» и, «Боже, царя храни», французская «Марсельеза», «Интернационал», гимн «Союз нерушимый республик свободных», «Патриотическая песня».
А сейчас давайте исполним современный гимн РФ.
Флаг нашей страны имеет свою историю с глубокой древности.
Восточные славяне и руссы под флагом подразумевали «стяг». «Стяг» — «воинское знамя» – шест с укрепленным на нём пучком конских волос или клинком яркой ткани.
С принятием христианства на флаге стали изображать русских святых. Их называли иконы-хоругви.
20 января 1705 года день рождения Российского флага. Указом Петра I был утвержден бело-сине-красный флаг.
Но, долгое время в России использовался и черно-желто-белый флаг для различных торжеств, которые вывешивался на фасадах зданий. Этот флаг использовался до коронации Николая II 1896 года.
С 1918 года государственным флагом является красное знамя с надписью «РСФСР». РСФСР – расшифровывалось как Российская Социалистическая Федеративная Советская республика.
В конце 1980-х годов во время «Августовского путча» в России стал использоваться вновь бело-синий-красный флаг.
11 декабря 1993 года Президент РФ Б. Ельцин подписал Указ «О государственном флаге», где использовались бело-сине-красный цвета.
Скажите как педагоги в работе с детьми трактуют значение цветов:
Белый цвет символизирует мир, чистоту, свободу;
Синий – цвет веры, верности и правды;
Красный – цвет энергии, силы и отваги, символ державности.
7. Ответьте на следующий вопрос: С чего начинается Родина?
с семьи, с малой родины, с родного края, города, улицы, двора, с того места, где человек родился и вырос, с родной природы.
Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
8. Вопросы-загадки
1. Когда птица поёт громче: в полёте или сидя на ветке? ( В полёте, т.к. при каждом взмахе крыльев растягиваются воздушные мешки, и воздух более сильной струёй поступает затем в голосовой аппарат птицы.)
2. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы.)
3. У каких деревьев осенью листья красные? (Клён, осина, рябина.)
4. Какие птицы прилетают к нам первыми после зимы? (Грачи.)
5. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Лилия, Василек, Ива-да-Марья.)
6. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью? (Колокольчик.)
7. Посреди двора золотая голова. (Подсолнух.)
8. Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно)
9. Какая рыба носит имя человека? (Карп.)
9. Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
Поиграем в народную подвижную игру:«Поясок – элемент народного костюма»
Нам необходимо разделиться на команды по 4 человека. Один держит в руках 3 ленточки за один край, а остальные участники команды держат другой край одной из этих ленточек.
Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
10. Предлагаю вам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, поговорку из отдельных слов из конверта №1.
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что земля без семени.
В конвертах №2 находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаю их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц. Например: «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» ( азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
11. Давайте вспомним календарь народных христианских праздников.
Рождество Богородицы
21 сентября
Народное название праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.
Рождество Христово
7 января
Великий праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня.
Масленица
Начинается за 56 дней до Пасхи
Древнейший истинно народный праздник проводов зимы и встречи весны. Масленичная неделя приходилась на период сыропустной недели перед началом Великого поста. «Разгульная», «широкая» «обильная» Масленица — любимейший зимний праздник русского народа. Каждый день масленичной недели отличался своими традиционными обрядами и развлечениями.
Великий пост
В период с понедельника после масленичной недели до праздника Пасхи.
Семинедельный период строго воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. По народному календарю на это время приходились обряды закликания весны, подготовка и проведение пахоты и сева.
Пасха
Отмечается в первое воскресенье марта, в период между 4 апреля и 7 мая.
Великий праздник церковного календаря — Светлое Христово Воскресенье. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о его смерти на кресте и чудесном воскресении. Включает пасхальную заутреню, крестный ход, освящение яиц и куличей в церкви, приготовлении творожной пасхи, семейную трапезу, поминовение усопших. Сохранялся древний обычай охранительных обходов домов детьми и молодежью со сбором угощений.
Благовещение
7 апреля
Великий праздник православной церкви в честь благовозвещения архангелом Гавриилом Пречистой Деве Марии о предстоящем рождении ею Иисуса Христа. В народной традиции связан с моментом весеннего равноденствия, когда земля просыпалась и начинался период наибольшей активности всего живого.
Троица
На пятидесятый день после Пасхи
Великий праздник православного календаря в память о сошествии святого духа на апостолов, когда чествуется Святая Троица. На Руси Троица связана также с именем святого Сергия Радонежского. В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность, завивали березку, кумились, устраивали девичьи гадания.
Иван Купала
7 июля
Один из праздников древнего земледельческого календаря, когда отмечается летнее солнцестояние и наивысший расцвет природы. По церковному календарю это праздник в честь рождества святого Иоанна Предтечи.
Ильин день
2 августа
День памяти ветхозаветного пророка Ильи. В народном представлении Илья — Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.
Преображение (Яблочный Спас)
19 августа
Великий праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих.
12. И последнее задание нашей деловой игры.
Все помните фразу Вити Перестукина из мультфильма «В Стране невыученных уроков» «Казнить нельзя помиловать». Ему нужно было правильно поставить запятую. Вот и вы поставьте правильно запятую во фразе «Патриота родить нельзя воспитать».
Все молодцы, активно отвечали на вопросы, выполняли задания.
И итог нашей игры можно подвести цитатой Дмитрия Лихачева: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том, чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций, нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.
Проведем тест на самооценку. Возьмите лист бумаги. Начертите вертикальную линию. Затем на этой вертикальной линии нарисуйте горизонтальную.
Расшифровка: те, кто нарисовал горизонтальную линию ровно посередине вертикальной, имеют адекватную самооценку; те, кто нарисовал линию выше середины – завышенная самооценка, и чем выше, тем более завышенная; те, кто нарисовал линию ниже середины вертикальной, имеют заниженную самооценку, и чем ниже, тем больше она занижена. Люди с неадекватной оценкой самих себя не могут адекватно оценить других. Они ценят других сквозь призму своей самооценки. Помните этот момент, когда будете оценивать человека. «Давая негативную оценку человеку, помни о своих собственных недостатках».
Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»
Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение:
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым, настроение – унылым, глаза – мокрыми, дела – заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс. Уважаемые педагоги, я хочу пожелать вам всем быть добрыми, чуткими, внимательными, позитивными, чтобы, видя вас, детям тоже хотелось быть такими и в верю, что мы с вами сделаем этот мир чуточку лучше, всем удачи и плодотворной работы.
Решение педагогического совета.
1. Продолжить систематически планировать воспитательно-образовательную работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и виды деятельности.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
2. Совершенствовать работу с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию: ежегодно проводить анкетирование по гражданско-патриотическому воспитанию, с целью выявления уровня гражданской позиции родителей, проводить родительские собрания. Систематизировать материал по формам общения с родителями: групповым, индивидуальным, наглядно-информационным. Ответственные – все педагоги.
Срок – постоянно.
3. Повышать профессиональную компетентность через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с культурой, историей родного края.
Ответственные – все педагоги. Срок – постоянно.
4. Создать картотеку народных игр.
Ответственные – все педагоги. Срок – январь 2024г.